Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление дебиторской задолженностью






 

Дебиторской задолженностью называются средства, причитающиеся фирме, но еще не полученные ею. В составе оборотных средств отража­ется дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года.

Дебиторская задолженность может быть представлена следующими статьями: дебиторская задолженность по основной деятельности и де­биторская задолженность по прочим операциям.

Дебиторская задолженность по основной деятельности отражается в статьях «Счета к получению» и «Векселя полученные». Счета к полу­чению возникают тогда, когда сделка оформляется путем простой за­писи стоимости проданных в кредит товаров и услуг по так называе­мому «открытому счету» без письменного обязательства уплаты долга заемщиком. Вексель полученный — это письменное обязательство уплаты денег на определенную дату, состоящее из номинала и про­цента.

К дебиторской задолженности по прочим операциям относятся такие статьи, как авансы служащим, авансы филиалам, депозиты как гарантия долга, дебиторская задолженность по финансовым операциям (дебитор­ская задолженность по дивидендам и процентам) и др.

В странах с развитой рыночной экономикой дебиторская задолжен­ность учитывается в балансе по чистой стоимости реализации, т. е. ис­ходит из той суммы денежных средств, которая предположительно должна быть получена при погашении этой задолженности.

Чистая стоимость реализации означает, что при регистрации деби­торской задолженности учитываются безнадежные поступления и раз­личного рода скидки.

Безнадежные поступления по дебиторской задолженности — это убытки или расходы, обусловленные тем, что часть дебиторской задол­женности оказывается не оплаченной покупателями. На момент реали­зации продукции предприятие не располагает информацией о том, какая часть счетов не будет оплачена. Поэтому при оценке дебиторской за­долженности начисляется определенная скидка для этих поступлений. В финансовой отчетности она отражается в дополнительной статье «Скидка для безнадежных поступлений».

Скидка для безнадежных поступлений рассчитывается исходя из суммы неоплаченной дебиторской задолженности за предшествующие годы с учетом изменений в экономической конъюнктуре. Для оценки безнадежных поступлений используются два метода:

— исходя из процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к чистому объему реализации;

— исходя их процентного отношения неоплаченных счетов или векселей в их общем объеме.

Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде все­го контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение обора­чиваемости является положительной тенденцией экономической дея­тельности предприятия.

Ускорение оборачиваемости может быть достигнуто благодаря от­бору потенциальных покупателей, определению условий оплаты, кон­тролю за сроками погашения дебиторской задолженности и воздейст­вию на дебиторов.

Отбор покупателей осуществляется благодаря анализу соблюдения их платежной дисциплины в прошлом, анализу их текущей платежеспо­собности, анализу уровня их финансовой устойчивости и анализу дру­гих финансовых показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия-покупателя.

Определение условий оплаты товаров покупателями заключается в том, что покупателю устанавливаются границы сроков оплаты товаров: оплатили раньше — получили скидку по оплате товаров, оплатили в срок — потеряли предоставляемую скидку, оплатили позднее срока — платите штраф.

Контроль за сроками погашения дебиторской задолженности вклю­чает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения. Наиболее распространенная классификация предусмат­ривает следующую группировку дебиторской задолженности в днях: до 30 дней, от 30 до 60 дней, от 60 до 90 дней, от 90 до 120 дней, более 120 дней.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает обязатель­ное проведение сравнительного анализа величины дебиторской задол­женности с величиной кредиторской задолженности. Для финансового положения компании очень важно, чтобы дебиторская задолженность не превышала кредиторскую.

Управление дебиторской задолженность заключается также в соз­дании резервов по сомнительным долгам и анализе фактических потерь, связанных с непогашением дебиторской задолженности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.