Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод наблюдения в социологии






Метод наблюдения метод сбора первичной социальной информации путем прямого, непосредственного, целенаправленного восприятия и фиксирования социальных явлений и процессов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения цели исследования. Научное наблюдение имеет много общего с повседневными наблюдениями человека за событиями общественной жизни. Но социологическое наблюдение в отличие от повседневного характеризуется особой организованностью, планомерностью, систематичностью, программным обеспечением, целенаправленным восприятием социальной действительности в конкретных условиях и по конкретным вопросам социальной жизни.

Исследователь имеет возможность фиксировать те или иные факты и события непосредственно в момент их свершения (например, мастерство преподавателя, активность студентов в учебном процессе и т. д.).

В то же время нужно учитывать, что наблюдаемые, зная, что являются объектом изучения, могут не высказывать своих истинных мнений и суждений по интересующим исследователя вопросам, а могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы слышать или видеть наблюдателю. Еще одна особенность данного метода – сложность, а часто и невозможность повторения наблюдений, так как социальные процессы в своем развитии крайне редко бывают полностью идентичными. Отметим также локальность наблюдаемых явлений и процессов, ограниченный характер изучаемой в данный момент ситуации. Недостатком метода наблюдения является и то, что социолог может непосредственно наблюдать лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. Многие психологические компоненты, определяющие его поведение (ход мыслительной деятельности), никак внешне не проявляются и, следовательно, не могут быть наблюдаемы. Поэтому наблюдение чаще всего выступает вспомогательным методом.

Основные области применения метода наблюдения: при исследовании поведения индивидов и групп в труде и общественной жизни, в сфере досуга; при изучении самых разнообразных форм общения между людьми.

Эффективное применение наблюдения требует соблюдения ряда требований: а) оно не должно вестись хаотично, беспорядочно, должно иметь свои исследовательские цели и задачи; б) наблюдение всегда планируется, предусматриваются сроки и средства получения нужной информации; в) всякое наблюдение должно быть точным и надежным, не искаженным.

Наблюдение планируется и осуществляется в той же последовательности, что и любое конкретно-социологическое исследование: определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, формулируются основные гипотезы, конкретизируется вид наблюдения, подготавливается документация, разрабатывается процедура фиксации наблюдения, проводится сбор, обработка и анализ информации.

Чтобы иметь представление об организации, методике и технике проведения наблюдения, нужно знать его типологизацию и классификацию. По степени охвата исследуемого объекта различают сплошное и несплошное наблюдение. Сплошное наблюдение требует полного охвата социального объекта, всех его элементов. Метод несплошного наблюдения имеет три вида: монографический (метод изучения отдельного случая), основного массива (изучается большая часть объекта), выборочный (изучается выборочная совокупность).

По степени формализованности процедуры наблюдения различают структурализованное (контролируемое) и неструктурализованное (неконтролируемое) наблюдение.

По условиям организации различают скрытое («инкогнито») и открытое наблюдение. Открытое наблюдение – то, которое известно наблюдаемому и нормально им воспринимается. Скрытое («инкогнито») наблюдение проводится втайне от наблюдаемого, т. е. когда последний не знает, что является объектом исследования.

По положению наблюдателя различают: наблюдение включенное («изнутри») – когда наблюдатель действует в наблюдаемой группе, непосредственно «включен» в изучаемый социальный процесс, контактирует с наблюдаемыми как член коллектива (член бригады, сотрудник института, студент группы, курса и т. д.); невключенное («со стороны») – когда социолог наблюдает за объектом исследования как бы со стороны, не являясь членом наблюдаемой группы и не вступая в прямые контакты с ее членами.

По месту проведения различают полевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение протекает в естественных условиях (в реальной жизненной ситуации – на стройке, в цехе, в учебной ситуации). Лабораторное наблюдение проводится в специально созданной для наблюдаемой группы и контролируемой исследователем обстановке, в измененных по целевой установке условиях.

По регулярности проведения выделяют систематическое наблюдение (проводится регулярно с заданной периодичностью, по строго регламентированному графику в течение определенного времени) и несистематическое (случайное) наблюдение, т. е. наблюдение заранее не запланированных явлений, действий, ситуаций.

Естественно, результаты наблюдения во многом зависят от наблюдателя (социолога), его умения воспринимать наблюдаемую ситуацию (ее сущность и глубину), целеустремленности, сосредоточенности, настроения.

Для фиксации результатов наблюдения используются карточка наблюдения, протокол наблюдения, дневник наблюдения в которых регистрируются признаки наблюдения, сведения об объекте, реакция членов наблюдаемой группы, действия и примечания исследователя и другие данные. Дневник заполняется, как правило, после осуществления наблюдения. При записи результатов наблюдения может использоваться также кино- и видеоаппаратура.

Данные наблюдения, как и всякая социологическая информация, обрабатываются, анализируются и обобщаются.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.