Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологическая понимание культуры и8






Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука – философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология – находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует прежде всего роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т. е. всю сферу социального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рас­сматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

человекотворческая (гуманистическая), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);

гносеологическая (познавательная), так как культура является средством позна­ния и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

информационная – функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего;

коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

ценностно-ориентационная, т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

нормативно-регулирующая (управленческая), проявляющаяся в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

Неоднозначность трактовки понятия «культура» обусловливает разнообразие подходов при ее социологическом изучении. Социология культуры занимается исследованием социальных закономерностей развития культуры и формами их проявления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представлений, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой. В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т. е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-истори-ческий процесс, группообразование, социальную стратификацию и социально-политические движения.

Культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Этноцентризм весьма широко распространенное явление. Его проявлением является всякого рода миссионерская деятельность, пытающаяся насадить свои верования, свою религию различным народам.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т. д. В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. Главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре.

1) Первым и наиболее важным является познавательный, знаково-символический элемент, т. е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта; система знаков и символов, наделенных определенным значением. Люди усваивают значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2) Вторым важным компонентом культуры является ценностно-поз-навательная система. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребность, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т. е. в результате ценностного отношения, реализуемого в акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1. Смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни).

2. Универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т. д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т. д.).

3. Партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолюту).

3) Синтетической формой культуры являются образцы поведения: обряды, обычаи, традиции.

Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.

Обычай – взятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе (социальной группе) и является привычной для его (ее) членов.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из по­коления в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления и эмпирического анализа культурных явлений.

По субъекту – носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность. Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично.

По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, нужную людям той или иной профессии.

Жестко установленных, четко фиксированных границ между общей и профессиональной культурами нет.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенцией, профессиона­лами; в ней всегда можно четко установить авторство.

По видам культуры принято выделять материальную культуру (например, культура производства материальных благ, культура быта и пр.) и духовную культуру (достижения в области науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т. д.).

По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

1. Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменения.

2. Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

3. Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например в экономике;
б) сами виды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня, при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии экологической.

4. Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т. е. по охвату аудитории, и по времени, т. е. производится постоянно, изо дня в день.

Если подлинная и массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются суб- и контркультуры – культуры различных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т. д. Иначе их еще называют частичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от характера декларируемых ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющей эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите своих интересов и образа жизни (так называемая скрытая и открытая агрессивность).

Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явной конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т. Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х гг. XX в. Иными словами, контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей какой-либо социальной группы, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе, частью которого эта группа является.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.