Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Западная социология 20в






Научные принципы системы социологии Питирима Сорокина (1889–1968) можно свести к следующему:

– социология как наука строится по типу естественных наук (различны объекты изучения, но методы общие);

– социология должна изучать мир таким, как он есть (субъективное вмешательство в науку должно быть исключено);

– социология должна быть «объективной дисциплиной», т. е. изучать реальное взаимодействие людей, доступное объективному измерению и изучению;

– социология должна быть точной наукой, не допускать умозрительных, не доказанных наукой построений;

– социология должна базироваться не на идее монизма (сведение любого явления к одному началу), а на социологическом плюрализме.

Предметом социологии, согласно П. Сорокину, выступает общественная жизнь и ее процессы, которые могут быть разделены на явления и процессы взаимодействия двух или большего числа индивидов.

П. Сорокин подразделял социологию на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология включает следующие разделы:

– социальную аналитику, изучающую структуру социального явления и его основные формы;

– социальную механику (социальную физиологию), изучающую процессы взаимодействия людей, т. е. их поведение;

– социальную генетику, изучающую развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов.

Практическая социология – прикладная дисциплина, которая опирается на законы, формулируемые теоретической социологией.

Теория социальной стратификации и социальной мобильности гласит, что общество делится на страты (слои). Они различаются между собой по уровню дохода, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т. д. Основными формами социальной стратификации выступают экономическая, политическая и профессиональная. П. Сорокин определял мобильность как изменение положения индивида или группы индивидов в социальном пространстве.

Социальное равенство, по Сорокину, – это равенство всех перед законом, равные права на занятие публичных должностей, равные политические права, равные права на образование и т. д.

Структурно-функциональная теория (структурно-функциональный анализ) – одно из наиболее важных и сложных направлений современной социологической мысли. Основоположниками данного направления принято считать американского социолога-теоретика Толкотта Парсонса (1902–1979) и его соотечественника Роберта Мертона (р. 1910).

Основная категория концепции Парсонса – категория равновесия. Условия выживания социальной системы – это функции равновесия как общества в целом, так и отдельного индивида:

– адаптация – приспособление к окружающей среде;

– целеполагание – формирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;

– интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности, пресечение возможных отклонений;

– латентность (поддержание образца) – обеспечение внутренней стабильности системы.

На уровне общества вышеназванные функции осуществляют: экономика – адаптацию; политика – целеполагание; право и культура – интеграцию; семья, школа, церковь и т. д. – латентность.

Общество, согласно Парсонсу, связывают общность ценностей людей и взаимное соблюдение правил социального поведения.

Основными составляющими элементами социального действия являются: деятель, ситуация и ориентация деятеля на ситуацию. Деятель (индивид, группа) обладает активностью, способен к постановке цели, анализу ситуации, определяет способ и методы достижения цели. Ситуацию составляют факторы, актуальные для субъекта в данный момент, от которых зависят действия субъекта (физические, культурные, социальные).

Модель системы социального действия включает четыре подсистемы:

– социальную – обеспечивающую интеграцию действий индивидов;

– культурную – содержащую общие образцы действий, принципы вы-бора целей, ценностей, знаний и др.;

– органическую – обеспечивающую деятеля физическими и энерге-тическими ресурсами для взаимодействия со средой;

– личностную – включающую пространство между культурной и органической системами.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.