Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический этап развития социологии






Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, происходившими в Европе в конце XVIII – начале XIX в. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Изменение мировоззренческих установок так или иначе фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма в социологии было ответом на эти изменения.

Основателем позитивизма и позитивистской социологии считается Огюст Конт (1798–1857).

В своем труде «Курс позитивной философии» (6 томов) он утверждает, что социология, как и любая другая наука, изучает неизменные, естественные законы.

О. Конт – один из мыслителей, открывший социальную реальность и внесший важный вклад в ее понимание. В его доктрине социология делится на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая изучает строение социального организма (социальная анатомия), а вторая – его функционирование (социальная физиология).

Развитие общества, согласно Конту, предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой, как проявление «закона трех стадий»: теологической, метафизической и позитивной.

Значительное внимание ученый уделял разработке методов социологии. В социологии, по его мнению, применимы все основные общенаучные методы: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод и другие.

Концептуальной основой марксистской социологии, традиционно определяемой как исторический материализм, стала идея материалистического понимания и объяснения истории. К. Маркс (1818–1883) был первым теоретиком, не только провозгласившим необходимость системного подхода к общественным явлениям, но и стремившимся реализовать эту методологическую установку в оригинальной концепции общественно-эконо-мических формаций.

К. Маркс и Ф. Энгельс (1820–1895) выделяли пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая из формаций образует последовательные ступени исторического прогресса, вершиной которого оказывается коммунизм.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917) – один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.

Вслед за О. Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Э. Дюркгейм был сторонником научного метода в социологии, который, по его мнению, заключался в рационалистическом (строго логическом) объяснении явлений общественной жизни и утверждал соответствие каждого социального явления определенной потребности общества.

С точки зрения немецкого мыслителя Макса Вебера (1864–1920), наиболее важным в социологии является логическое понимание социальных процессов и их научное осмысление.

По Веберу, социология должна быть «понимающей», дать объяснение субъективных мотивов индивидуальных действий, разъяснить, посредством каких осмысленных действий люди осуществляют свои стремления, в какой степени и по какой причине это удалось; выяснить, какие понятные последствия имели их стремления для «осмысленно соотнесенного поведения других людей».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.