Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствование государственной службы в контексте инновационного развития






Модернизация на основе инноватизации охватывает деятельность всех государственных структур России вплоть до Администрации Президента Российской Федерации. И какие бы короткие сроки ни ставились руководством страны для ее осуществления, полагаться на то, что после этой своего рода хирургической операции новый аппарат сразу же приобретет абсолютно инновационную работоспособность, вряд ли имеет смысл. Это в принципе невозможно, о чем свидетельствуют проблемы адаптации механизма совершенствования деятельности служащих в новых условиях.

Учитывая интересы этого механизма, важно сначала принять все законы, в том числе предусмотренные Федеральным законом " О системе государственной службы Российской Федерации". Иначе получается так, что государственные служащие в новых структурах, не успев стабилизировать ситуацию после административной реформы и войти в нормальный правовой режим, будут подвергнуты новому серьезному испытанию в виде наращивания нормативных актов о модернизации, обновлении, инноватизации служебной деятельности.

Разумеется, в системе государственного и муниципального управления продолжается и будет продолжаться внедрение инновационных технологий, в том числе в рамках создания электронного правительства и концепции открытого правительства. С помощью современных технологий управления предполагается пересмотр способов и инструментов предоставления служащими государственных услуг и исполнения соответствующих функций.

Конечно, повышение качества предоставления государственных услуг станет возможным при условии широкого осуществления принципа " одного окна", в соответствии с которым у граждан появится возможность получения полного комплекса услуг в одном месте. В субъектах Российской Федерации принято за основу создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг, что обеспечит также создание и эффективное функционирование порталов государственных услуг и совершение юридически значимых действий в электронной форме с использованием универсальной электронной карты. Разветвленную региональную сеть многофункциональных центров необходимо формировать не только на уровне региона, но и отдельно взятого муниципалитета.

Суть вопроса состоит в том, что интересы механизма совершенствования непрерывно развиваются и целенаправленно формируются сообществом служащих в соответствии с расширяющимися условиями модернизации и новой средой жизнедеятельности людей. Ведь уровень социального прогресса определяется в значительной мере состоянием развития жизненно важных интересов не только общества, но и личности служащего в масштабе государства, а также состоянием культуры в его работе. Отсюда решающими условиями действия механизма применения инноваций в профессиональной служебной деятельности с участием граждан является инновационное государство с его обновленным аппаратом законодательной, исполнительной и судебной власти.

Сила и эффективность государства, в контексте создания и внедрения системы административно-правовых инноваций в профессиональную служебную деятельность, заключается главным образом в авторитете государства и служащих его компетентных органов, их опоре на широкие социальные слои.

Эта сила проявляется в торжестве закона и равенстве всех перед законом и судом, вовлечении наиболее талантливых, компетентных и высоконравственных специалистов в процесс упорядочения служебных отношений по решению задач модернизации[38].

В результате будет достигнут качественно новый уровень открытости для гражданского общества информации о совершенствовании механизма деятельности служащих органов государственного управления и местного самоуправления. Ведь уже сегодня кадровый состав этих органов укрепляется за счет постоянного обмена с частным сектором и сектором некоммерческих организаций квалифицированными специалистами, способными эффективно использовать в управлении новые технологические и управленческие решения. Кроме того, успешно осуществляются задачи модернизации системы переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

Этому в немалой степени способствует создание системы стимулирования сотрудников органов государственного управления к прохождению переподготовки и повышению квалификации, а также возможности для получения служащими длительных (до 2 лет) отпусков с сохранением содержания и должности для прохождения обучения в магистратуре, в том числе за рубежом.

Все более реальными становятся: обеспечение освоения современных информационных и управленческих технологий, в том числе технологий электронного документооборота, управления знаниями, а также осуществление механизмов государственной поддержки инноваций и закупок инновационной продукции; система оценки квалификации государственных служащих, сотрудников государственных учреждений по результатам и в части выработки соответствующих навыков модернизации.

Наряду с тем предполагается создание эффективной системы обратной связи, позволяющей государству корректировать проводимую политику модернизации на основе информации о ее результативности, полученной от населения и институтов гражданского общества.

Это направление в основном реализуется в рамках проводимых мероприятий по административной реформе и совершенствованию механизма деятельности служащих в процессе модернизации[39].

Инноватизация рассматриваемого механизма представляется комплексной системой и охватывает направления правотворческой деятельности органов управления по совершенствованию системы служебной деятельности. А именно: определение стратегических целей, ориентированных на эффективный результат; внедрение программно-целевого метода, обеспечивающего взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и результатами их использования в соответствии с приоритетами государственной кадровой политики; введение системы унифицированных показателей эффективности деятельности служащих исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления по достижению стратегических целей на основе увязки показателей эффективности с показателями качества предоставления государственных услуг. В целом речь идет об усилении ответственности исполнительных органов государственной власти за достижение поставленных перед служащими целей; о введении нового порядка стимулирования и оплаты труда государственных служащих на основе комплексной оценки выполнения Стратегии инновационного развития.

Применение механизма, ориентированного на достижение служащими высоких показателей в труде, как требует Стратегия инновационного развития России, означает перенесение внимания с процедурных вопросов на результаты работы. Иначе говоря, на замену " ручного" административного командования системой публичного контроля стимулирования и заинтересованности в эффективной служебной деятельности работников органов управления.

Сегодня все шире входят в управленческую практику ежегодные публичные отчеты исполнительных органов, их руководителей о результатах деятельности, не исключая служащих, и разрабатываются рекомендации по составлению таких стимулирующих отчетов. Эти отчеты отвечают на жизненно важные вопросы: соответствуют ли затраченные средства на содержание управленческого аппарата качеству предоставленных населению услуг; как совершенствуется механизм правового стимулирования государственной службы; какие антикоррупционные средства используются в механизме развития служебной деятельности? Среди показателей ее эффективности наиболее характерными являются: формирование высокопрофессионального кадрового состава, предупреждение коррупционных проявлений на государственной службе; создание действенных механизмов совершенствования работы с кадровым резервом; внедрение современных кадровых технологий, в том числе по обеспечению необходимых условий для профессионального развития государственных и муниципальных служащих; повышение доверия к служащим со стороны населения[40].

Для этого необходимы своевременные разработки и утверждение оптимального механизма совершенствования деятельности служащих, включая программы, планы, стратегии формирования инновационного стиля их работы; подготовка и издание правовых актов для решения вопросов внедрения инноваций, определение органа, ответственного за управление государственной службой. Настоящий механизм невозможен без правового обеспечения ведения базы данных о первоочередном использовании тех инноваций, которые ориентированы не только на модернизацию. Необходимо определение учреждений, на базе которых может осуществляться отбор инноваций и обеспечение участия граждан, общественных организаций в контроле не только за формированием инноваций, но и за состоянием соответствующих финансовых расходов.

Разработка и внедрение механизма применения административно-правовых инноваций связаны с проведением организационно-правового анализа процесса (процедуры) профессиональной служебной деятельности, начиная с отбора кадров для замещения должностей и заканчивая изданием акта государственного органа о назначении лица на должность.


Заключение

Начало XXI в. охарактеризовалось поиском системы государственной власти в стране, соответствующей историческим традициям управления и способной адекватно ответить на современные вызовы. Спустя десятилетие после принятия Конституции Российской Федерации было осознано, что необходимо не просто сформировать те или иные органы власти, а превратить их в государственные институты, эффективность функционирования которых в минимальной степени была бы обусловлена субъективными особенностями, волей и способностями того или иного государственного деятеля.

Этот процесс становления институтов государственной власти Российской Федерации должен был сопровождаться институционализацией и законодательным закреплением правовых статусов и организационных форм с непременным наполнением их содержанием, практикой деятельности, которые им конституционно предписаны.

С закреплением в новейшем законодательстве концепции государственной службы как профессиональной деятельности граждан и должностных лиц и определением государственной службы Российской Федерации как системы в организационном и функциональном измерении определилась новая задача - вычленить в самостоятельное правовое регулирование всю массу служебных отношений, связанных с построением, функционированием, управлением и финансово-экономическим обеспечением всех видов и уровней государственной службы Российской Федерации. Аналогичная задача возникла и в правовом обеспечении гражданской службы.

Эти новые практические потребности фактически ускорили процесс окончательного становления служебного права как новой отрасли российской системы права и определили его самостоятельный предмет правового регулирования - служебно-правовые отношения.

Сущность государственной службы как правового института предполагает решение следующих трех важных задач, касающихся страны в целом, государственной службы в отдельности и государственного служащего как личности:

1) на уровне государства и общества основной задачей государственной службы является реализация Конституции и законов Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина, укрепление национальной безопасности с учетом интересов регионов, государственного суверенитета, экономической самостоятельности, духовно-нравственной самобытности. Такие функции может эффективно выполнять лишь высокопрофессиональный, стабильный, рационально выстроенный и организационно продуманный, в экономическом и правовом отношении обеспеченный аппарат государственных органов;

2) на уровне самой государственной службы речь идет о разработке и реализации специального законодательства об этой службе как совокупности юридических норм, правил и процедур, регулирующих отношения, связанные с организацией государственной службы и выполнением стоящих перед ней задач. Предусмотрены особые процедуры замещения государственных должностей, специфический порядок и технологии прохождения службы, система управления ею и др. Все эти правовые нормы нацелены на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина;

3) на индивидуальном уровне становление и развитие правового института государственной службы проявляется в определении соответствующего правового статуса государственного служащего, т.е. юридической формы его социального положения как работника, находящегося на службе государству.

Требования к государственной службе как государственно-правовому институту находят отражение в целях, функциях, принципах, структуре государственной службы, формах и методах ее осуществления.

В процессе становления института государственной гражданской службы первостепенное значение приобретает ее формирование как правового института. Многие современные исследователи полагают, что государственную службу необходимо рассматривать как правовой институт, включающий совокупность правовых норм, регулирующих однородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий.

Таким образом, во множестве определений государственной службы можно выделить следующие наиболее существенные элементы: во-первых, предназначение государственной службы тесно связано с практическим осуществлением целей и функций государства, с государственным управлением и определяется характером государственной власти; во-вторых, государственная служба осуществляется на государственных должностях преимущественно в государственных органах[41].







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.