Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Куда девались гузы?






В середине Х в. гузы подчинили среднеазиатских печенегов и кимакское племя баяндур, жившее на берегах Иртыша. На юго-востоке государство гузов граничило с областями Тараза (ныне г. Джамбул, на реке Талас) и Шаша (Ташкент), на юго-западе охватывало часть Усть-Урта, на севере включало бассейн Сары-су, Челкара и Иргиза, вплоть до предгорий Урала [+373]. Это государство находилось в постоянной войне с Хорезмом на юге, с кыпчаками на северо-востоке. И ведь даже имело успехи, такие, что багдадские халифы считались с вождями гузов, но...

Беда пришла с неба и весьма неожиданно. В IХ-Х вв. степную зону Евразии постигла вековая засуха, ибо орошающие степь циклоны сместились к северу. Как уже было сказано, в степи шла трехсторонняя война, малая, но постоянная. Для степной войны необходимо иметь откормленных коней и много баранов, чтобы не голодали воины. Поэтому состояние пастбищ определяет возможность победы. Значит, засуха, влияя на произрастание трав, либо способствует, либо мешает военным успехам кочевых народов, причем в большей степени, нежели оседлых, ибо те могут создать запасы зерна хотя бы на несколько лет, а кочевники этих возможностей лишены.

Они были ничуть не менее талантливы и героичны, чем их соседи, населяющие страны с благодатным климатом, изобилующие водой и пастбищами, и, как только природные условия менялись, проявляли способности воинов и правителей занятых ими новых территорий. Связь этноса с ландшафтом - это не теория географического детерминизма, а несомненный факт, фиксируемый исторической географией.

Этноландшафтное равновесие является обязательным условием устойчивости системы геобиценоза, в которую люди входят как верхнее завершающее звено. Любое нарушение характера системных связей пагубно. Оно сказывается на людях не менее сильно, чем на растениях и животных, фиксируется этнической историей, которая располагает абсолютной хронологией, что дает возможность ввести необходимые уточнения.

В Х в. больше всех пострадали от засухи экстрааридные степи современного Центрального Казахстана. Большая часть их превратилась в пустыню. Кангары вынуждены были покинуть родину. Часть их поселилась во владениях хорезмшахов, приняла ислам и стала называться просто " канглы", а другая часть переправилась в 889 г. в Причерноморье и долгое время удерживала самостоятельность, даже будучи зажата двумя великими державами: Византией и Русью. Руси эта часть канглов боялась меньше, чем соседей - кыпчаков.

Гузы тоже пострадали от засухи и ушли частью в верховья Амударьи, в окрестности Балха и Мазар-и-Шерифа, а частью на Волынь, где подчинились киевским князьям.

Засуха, прокатившаяся по степи, сделала с этим древним этносом то, что не могли сделать их враги. Она расколола гузов на два взаимно враждебных этноса, тюрков и туркменов.

Описанный здесь раскол этноса имел причиной сочетание природных и социальных факторов. До тех пор пока хозяйство гузов позволяло им поддерживать изобилие внутри страны и охрану границы с Хорезмом, форпостом и мусульманского суперэтноса, все было спокойно. Но как только изменился режим увлажнения, возникли трения между отдельными компонентами этнической системы гузов, которая отнюдь не была монолитом. В составе гузов были, наряду с потомками сарматов и алан, предки угров, осколок среднеазиатских печенегов и заброшенные тюркютскими бегами на западную границу каганата племена баяут, баяндур (покорены в Х в.), кайи - видимо, сяньбийского (древнемонгольского) происхождения [+374].

Но самое главное - начальная фаза гузского этногенеза должна совпадать с рождением основного этнического компонента.

Чтобы понять события XI в., придется сделать краткий экскурс в древность. Гузы - наследники древних туранцев, сарматов, и аланов. Начальная фаза этногенеза сарматов такая же, как у хуннов - рубеж IV и III вв. до н.э. Ровесниками этих могучих этносов, как мы уже знаем, были согдийцы, которых китайцы называли юэгэии, парфяне (Аршакиды) и харазмии, у которых начало городской цивилизации датируется 1У-1П вв. до н.э [+375]. А это значит, что гузы в Х в. были стары и находились на излете инерции породившего их толчка. Поэтому они так расширили свою территорию [+376], поэтому же и лопнули их внутриэтнические системные связи, износившиеся от всеистребляющего Времени. Достаточно было легкого удара извне - длительной засухи, чтобы этнос развалился на две части.

Но не древние племенные традиции стали основой формирования этих новых этносов, а то, что отвечало духу времени, т.е. нравам и культуре Х в.

Древнее объединение гузов строилось на родо-племенном принципе. Племя увеличивалось за счет естественного прироста; за соблюдением порядка следили старейшины, с врагами или, что то же, соседями, сражались молодые богатыри. Расширение шло за счет подчинения соседних племен, социальный строй которых был близок к описанному прототипу. И так тянулось тысячу лет.

На нашей планете стареет все, в том числе и этносы. Потомки храбрых воинов стали спокойными пастухами. Правнуки мудрых старейших превратились в ленивых обладателей скота и пастбищ. Но поскольку этот процесс - снижение пассионарного напряжения системы - всегда идет неравномерно, то наряду с субпассионариями сохранялись персоны " отсталые", то есть не потерявшие былой доблести и жажды свершений. Будучи людьми акматической фазы, эти " богатыри" томились в тенетах степной обывательщины, столь же активно-посредственной, как и деревенская или городская. Но сдерживать своих богатырей увядающая система могла лишь до того предела, пока увядание не достигло критической точки -перехода в фазу обскурации. В этой фазе зажим богатырей прекратился, ибо даже это стало слишком трудным и сложным. Но воцарившаяся лень погубила традицию: немногочисленные пассионарии, которых перестали давить, нашли новую этнопсихологическую доминанту: они сменили культуру.

В самом деле, восстанавливать старый порядок, при котором им стало так плохо, они не пожелали. Вместо этого они усвоили конфессиональный принцип, применявшийся их соседями. Среди гузов появились несториане и мусульмане, а община цементирует своих членов не хуже, чем семья или род. Но характер связей тут иной и это немедленно отразилось на истории гузов.

Историк начала XII в. Шараф ат-Тахир Марвази писал: " После того как гузы сделались соседями областей ислама, часть их приняла ислам и стала называться туркменами. Между ними и теми гузами, которые не приняли ислам, началась вражда. Число мусульман среди гузов умножилось, а положение ислама у них улучшилось. Мусульмане взяли верх над неверными, вытеснили их из Хорезма в сторону поселений печенегов " [+377]. " Неверные гузы" назывались в русских летописях - торки. Они были союзниками Святослава и Владимира, очевидно, в качестве вспомогательной конницы [+378]. Но когда в середине XI в. они большой массой передвинулись в Приднепровье, русские князья Ярославичи выступили против них. Разбитые князем Всеволодом в 1060 г., торки в 1064 г. переправились через Дунай, опустошили Македонию и Фракию, а затем подступили к стенам Константинополя. Греки, действуя золотом, заставили торков уйти. Много торков умерло от эпидемий, многих греки перебили, а часть их вернулась на Русь и была расселена в Киевском и Волынском княжествах [+379], где образовала " торческий пояс" - охрану границ от половцев.

В 1116 г. половцы покорили часть торков и остатки печенегов [+380], после чего эта ветвь торков (гузов) в истории упоминается только как войско волынских князей.

65. " Куманы, иже рекомые половцы"

" Куманы, иже рекомые половцы" - народ сложный и весьма интересный. О них создалось множество превратных мнений, главным образом потому, что автор " Слова о полку Игореве" изобразил их главными врагами Русской земли. Однако эта традиционная концепция основана на слишком буквальном понимании литературного произведения [+381].

Как мы уже сказали, кыпчаки (куманы) были частью племенного союза кимаков. И те, и другие не были степняками в собственном смысле слова. Кыпчаки спустились с Алтая, кимаки жались к берегам Иртыша. И потом, распространяясь на запад, куманы держались лесостепной зоны, то есть сосновых боров и рощ, в те времена простиравшихся к югу от озер Зайсан и Тенгис (по обе стороны 50 градус северной широты). Ныне там голая степь, но это плоды деятельности человека, умеющего губить природные богатства.

В середине XI в. часть кыпчаков отделилась от основной массы кимаков и ушла на запад. Средняя часть лесостепи между Ишимом и Яиком осталась почти незаселенной. Это понятно, ибо в этом регионе сухая степь заходит далеко на север (вплоть до современного города Кустаная) и для привычных половцам способов хозяйства непригодна.

Кыпчаки прошли через захваченные гузами земли и обрели новую родину в роскошных злаковых степях низовий Дона, Днепра и Днестра. Здесь их стали называть куманами или половцами.

Китайцы описывали кыпчаков как народ светловолосый и голубоглазый. Рыжим был мамлюкский вождь Сонкор, по происхождению кыпчак. Потомки куманов в Венгрии, называемые чанго, часто имеют светлые, как лен, часто вьющиеся волосы и голубые глаза, хотя встречаются среди них и брюнеты. Русское прозвище - половцы - происходит от слова " полова" - рубленая солома, что отражает цвет их волос - соломенно-желтый. По словам арабского географа XIV в.: " Кыпчаки отличаются от других тюрков своей религиозностью, храбростью, быстротой движения, красотой фигуры, правильностью черт лица и благородством " [+382]. Итак, кыпчаки - типичные европеоиды, отличающиеся от своих южных соседей туркменов лишь светлым цветом волос и глаз, что и было замечено русскими, когда они столкнулись в 1055 г. и " заключили первый раз мир. Ведь когда русские впервые встретились с монголоидными татарами, облик последних произвел на них ошеломляющее впечатление и заслужил специальное внимание летописца. Следовательно, он был для русских людей к 1223 г. непривычен [+383].

Кыпчаки происходили от европеоидного народа динлинов, обитавших в эпоху бронзы в Минусинской котловине и на Алтае [+384]. Позже, объединившись с племенем кимаков, ответвлением хуннов, они унаследовали некоторые элементы хуннской внешности. Хунны, хотя и относились к монголоидной расе, имели специфические черты, делавшие их немного похожими на североамериканских индейцев. Когда в 350 г. в Китае было предпринято истребление живших там хуннов, было убито много китайцев " с возвышенными носами" и бородатых [+385]. Поэтому смесь кимаков с кыпчаками не выделялась среди широколицых европеоидов.

Предки кыпчаков имели в эпоху бронзы богатую культуру, о чем свидетельствуют минусинские и алтайские могильники. Но уже в XI в. большая часть этой культуры была забыта. Оно и понятно: процесс куманского этногенеза был на излете. Этому выводу соответствуют все известные и приведенные факты и характеристики.

Институт власти деградировал. Хан был только военным вождем добровольцев, шедших за ним в поход. Этим объясняются ничтожные численности отрядов, ходивших в набеги: 3-5 тысяч сабель. Разумеется, что при такой системе дипломатия на международном уровне была невозможна. Если бы даже куманские вожди могли заключить с кем-либо договор, то у них не было возможности заставить своих соплеменников его соблюдать. Поэтому все соседи куманов не любили. Число пассионариев в этой фазе этногенеза всегда сокращается, ибо пассионарии нужны властям, а не соседям. Работорговля была одним из способов избавиться от неуживчивых родственников. Это, конечно, снижало боеспособность этноса, но разве обыватели, пусть степные, заглядывают в будущее. Поэтому за двести лет с XI в. куманская этническая целостность потеряла и силу натиска, и частично сопротивляемость. Социальные связи, образующие систему жесткого типа, ослабли, и этнос, рассредоточившийся на огромное пространство, стал для соседей неопасным, хотя и оставался неприятным.

Но как только отдельные куманы попадали в страну, где пассионарное напряжение было высоким, например, в Грузию, Византию, Иран, они сразу находили себе применение. Куманских рабов и наемников высоко ценили и выдвигали на ответственные посты, потому что их этнические черты, описанные выше, не гасились инертностью соплеменников на родине [+386]. Такая коллизия наблюдается в истории часто. Наиболее известные примеры ее: швейцарцы и шотландцы, поставлявшие своих юношей французским королям, а также албанцы, служившие в Венеции и Стамбуле. Для этноса как целостности, это гибельно, и, действительно, куманов больше нет, хотя потомки их имеются повсюду.

В XIV в. слово " половец" изменило значение. Так стали называть, и вполне правильно, степняков Причерноморья [+387], вставших в оппозицию к " татарам" Поволжья. Вожди причерноморских улусов: в XIII в. Ногай, опиравшийся на Тверь, Москву и Переяславль, а в XIV в. Мамай - на Литву и генуэзскую колонию Кафу, боролись против Золотой орды и Ростово-Суздальской земли. В 1377 г., при подготовке русского общественного мнения к Куликовской битве, осуждение " половцев" означало антипатию к Мамаю, и видимо, поэтому летописец Лаврентий перенес близкую ему ситуацию на прошлое, уже потерявшее актуальность. Однако, будучи добросовестным историком, он не исказил хода событий, чем сделал очевидной дисгармонию между фактами и своими личными эмоциями. По свидетельствам иностранных авторов, русские называли мусульманских кочевников " половцами" до 1630 г. [+388]. Войдя в стихию иного, чуждого для Руси суперэтноса, эти " половцы", " татары" или " ногайцы" воевали со своими бывшими, но давно обруселыми соплеменниками до конца XVIII в. Так, этноним, переживший этнос, как призрак, вводит в заблуждение историков, придерживающихся буквально восприятия текстов, а вслед за ними всю читающую публику. Надо ли говорить, что искаженное восприятие прошлого не только калечит психику читателя, но и не безразлично для настоящего. На этом кончим! Ведь нам необходимо вернуться в XII в.

Примечания

[+321] Литературу вопроса см.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Указ.соч., стр.361-364

[+322] См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. стр. 275-276; Гумилев Л.Н. Древние тюрки, стр. 266.

[+323] См.: Окладников А.П. История Якутской АССР. М.; Л., 1955, стр. 365; Токарев С.А. Очерк истории якутского народа. М., 1940, стр. 5-9.

[+324] См.: Кумеков Б.Е. Государство кимаков в 1Х-Х1 вв. по арабским источникам. Алма-Ата, 1972, стр. 105.

[+325] Там же, стр. 36; Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. 1, М.Л., 1939, стр. 145.

[+326] См.: Кумекав Б.Е. Указ. соч., стр. 124.

[+327] Там же, стр. 123.

[+328] См.: Гумилев Л. Я. Поиски вымышленного царства, стр. 105.

[+329] См.: Е Лун-ли. История государства киданей, стр. 130-131. •

[+330] См.: Савинов Д.Г. Народы южной Сибири в древнетюркскую эпоху Л.; 1984, стр. 103 и ел.

[+331] См: Wittfogel K.A. Feng Hsia-sheng, History of Chines Society Leao. Philadelphia, 1949.

[+332] См.: Археологичнская карта Казахстана. 1960; Савинов Д. Г. Указ. соч..стр. 107-113 (приведена литература).

[+333] Я не надеюсь переубедить востоковедов-филологов, считающих, что " надо цитировать" и понимать цитаты буквально (см.: Кумекав Б.Е. Указ. соч., стр. 32).

[+334] См.: Кумеков Б.Е. Указ. соч., стр. 53-55.

[+335] См.: Гумилев Л.Н. Древние тюрки, стр. 381.

[+336]

[+336] См.: Савинов Д. Г. Указ. соч., стр. 117, приведена литература.

[+337] Значение и происхождение этнонима " кимак" мы не разбираем, т.к. это задача лингвистики, а не истории. Этносы часто меняют и перенимают названия, из-за чего ономастика не является надежным критерием. География и этнография точнее, хотя пользоваться ими сложнее. Поэтому использование исторической географии так редко.

[+338] Бартольд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1883-1884 гг. Спб., 1887 // Записки Имп. Академии Наук, VIII. Сер. по историко-филологическому отделению. Т.1, М4, стр. 82-83, 105-106.

[+339] Название " татар" в XI веке имело два значения: непосредственное наименование племени отуз-татар, живших южнее реки Кэрулен, и собирательное: всех восточных кочевников от Китайской стены до сибирской тайги, которых раньше называли " туркон-и-Чин" - тюрки Китая. Аналогично, все кочевники западной части степи назывались " турк", в том числе и венгры. Здесь слово " татар" применено в широком смысле. (См.: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, стр. 206.) Представление о суперэтносах у древних авторов было.

[+340] " Шад" не имя собственное, а титул - " принц крови", но не наследник престола в Тюркском каганате. Для Гардизи эта эпоха - далекое прошлое чужой страны.

[+341] Описание флоры и фауны отвечает природе горного Алтая, следовательно, " большая река" не Иртыш, текущий в степи, а один из притоков Оби, может быть Катунь или Урсул, Гардизи ниже называет эту реку " Иртыш" ошибочно, ибо география Сибири была ему известна лишь по слухам, а меха, наоборот, известны хорошо, как предмет торговли.

[+342] Названия некоторых явно искажены (Кумеков Б.Е. Указ. соч., стр. 36) и поэтому разбор их здесь неконструктивен.

[+343] Прямое указание на начало засухи Х в. (См,: Гумилев Л.Н. Гетерохронность увлажнения Евразии в средние века. // Вести. Ленингр. ун-та. 1966, N 18, стр. 81-90; Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии. // Народы Азии и Африки. 1966. N 3, стр. 85-95). Это значит, что встреча имела место в самом конце XI века (См.: Кумеков Б.Е. Указ. соч., стр. 114).

[+344] Очевидно, это была не перкочевка, а разведка, поиск новых пастбищ, как и при очередном усыхании в XVI веке, когда калмыки пришли на Волгу.

[+345] "... - ердаш" часть композитума: " адаш, колдаш, ердаш" - друзья. (Древнетюркский словарь. Л., 1969, стр. 176, ср. с стр. 91) Значит, приехавшие были ей знакомы и она поздоровалась.

[+346] Ertis - река, упомянута еще в стеле Тоньюкука, т.е. задолго до встречи. (Гумилев Л.Н. Древние тюрки, стр. 344; Древнетюркский словарь. Стр. 182)

[+347] Трава была под снегом, и кормить коней было трудно. Значит, коней было мало и удалось заготовить сено, что делают казахи на зимовках. В Монголии зимой снега мало и ехать на конях удобно, так как кони добывают траву из-под снега. Эти же 7 человек провели всю зиму на Алтае, а потом отправили одного посла за сородичами, не ожидая ничего плохого, но...

[+348] Истребление целого народа на Дальнем Востоке явление незаурядное. Известно только поголовное уничтожение ойратов 1758-1759 гг. Даже охота уйгуров, карлуков и басмалов за разбитыми тюркютами в 747 г. не была тотальной войной. Много тюркютов успело сбежать в Китай и спрятаться в горном Алтае. Здесь же имела место, по-видимому, война киданей с татабами в начале Х века. (Гумилев Л.Н. Древние тюрки, стр. 381.)

[+349] Какие это горы? Не Хангай и Хэнтей, ибо татары не владели этими землями. Может быть, это Хинган, так как пришельцы в дальнейшем " рассеялись по горам", а не по степям, как сделали бы нормальные кочевники. В.В.Григорьев предполагает, что это были татабы. (Восточный или Китайский Туркестан. Спб., 1873, стр. 209).

[+350] Какое время требуется для того, чтобы 700 воинов, допустим, с женами размножились до так, что составили большой народ, не меньше полмиллиона? Учтем все замечания и сделаем вывод: Гардизи - автор очень талантливый, но уровень науки XI века был таков, что принимать данные источника без критики - недопустимо.

[+351] " Царь кимаков - один из величайших царей... Тюркские цари опасаются власти хакана" (Идрис, цит. по: Кумекав Б.Е. Указ. соч., стр. 120),..

[+352] См.: Савинов Д.Г. Указ. соч., стр. 141; Кумеков Б.Е. Указ. соч., стр.56

[+353] Хотя Гардизи, перечисляя племена пришельцев, помещает в их число кыпчаков, это результат его неосведомленности. Кипчаки - западная ветвь динлинов, этнос, близкий по антропологическому типу к енисейским кыргызам - европеидам. Они были светлоглазы и желтоволосы (шары), из-за чего их назвали " половцы" (полова - рубленая солома). См.: Кумеков Б.Е. Указ. соч., стр. 125-126.)

[+354] См.: Кумеков Б.Е. Указ. соч., стр. 117 (ссылка на Худуд ал-алам).

[+355] Там же, стр. 111.

[+356] Там же, стр. 123.

[+357] Вопреки мнению И.Маркварта (цит. по: Кумекав Б.Е. Указ. соч., стр. 122), считавшего причиной миграции XI века киданьскую агрессию на запад. Но киданям преграждали дорогу тангуты, война с коими не дала киданям победы. (См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства, стр. 108.) Войны в Западной Евразии носили локальный характер и, главное, не задевали Южной Сибири - родины кимаков.

[+358] См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Стр. 136-139.

[+359] См.: Кумекав Б.Е. Указ. соч., стр. 95-96.

[+360] См.: Тревер К.В. История Узбекистана. Т. 1. Ташкент, 1964, стр.

[+361] Страбон. География / Пер. Г.А. Стратановского. М., 1964. стр.

[+362] " Владения Яньцай (сармат) переименовалось в Аланья" (Бичурич Н.Я,.Собрание сведений... Т.Н. Л.; М., 1950, стр. 229.)

[+363] См.: Гумилев Л. Н. Хунну. Стр. 247.

[+364] См.: Гумилев Л. Н. Эфталиты и их соседи в IV в.// ВДИ. 1959. N 1, стр. 134.

[+365] Аммиан Марцеллин. История// Пер. Ю. Куликовской и А. Сонцна, вып. 1, Киев, 1906, стр. 233, 248.

[+366] См.: Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа// Страны и народы Востока. Т. II. Стр. 107.

[+367] См.: Материалы но истории туркмен и Туркмении. Т. 1, М.; Л., 1939. Стр. 78, 166-167.

[+368] См.: Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962, стр. 350 и ел.

[+369] См.: Бартольд Н.П. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью в 1893-1894 гг., стр. 120.

[+370] Багрянородный Константин. Об управлении государств// Извест. ГАИМК (Государственная Академия материальной культуры). Вып 91, М - Л., 134, стр. 17.

[+371] См.: Артамонов М.И. Указ. соч., стр. 350-352, 416-418.

[+372] См.: Кононов А.Н. Анализ термина " тюрк" // Сов. этнография. 1949, Ж, стр. 84.

[+373] См.: Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1984, стр. 249.

[+374] См.: Толстое С.П. По следам..., стр. 245-249. Отмечаю, что упоминания эфталитов в цит. фрагменте устарели и не имеют ныне научного значения. (См.: Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в. // ВДИ. 1959, М1, стр. 129-140; Он же. Эфталиты - горцы или степняки? // ВДИ. 1967. МЗ, стр. 91-99.

[+375] См.: Неразик Е.Е. К проблеме развития городов Хорезма: культура и искусство древнего Хорезма. М., 1981, стр. 221.

[+376] Толстое С.П. считает, что " полтора столетия между 80-ми годами IX в. и 30-ми годами XI в. являются периодом непрерывного роста" (По следам..., стр. 247). Верхняя дата ничем не подкрепляется и не вызывает доверия.

[+377] Цит. по: Тревер К..В., Якубовский А.Ю., Воронцев М.Э. История

народов Узбекистана. Т. 1, Ташкент, 1950, стр. 269.

[+378] См.: Повесть временных лет. Т. 1. м.; Л., 1950, стр. 59.

[+379] См.: Василевский В.Г. Византия и печенеги: Труды. Т.1, Спб., 1908, стр. 26-29; Повесть временных лет. Т.Н./ Комментарий Д.С.Лихачева. Стр. 392.

[+380] См.: Артамонов М.И. История хазар, стр. 450.

[+381] См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства, стр. 305-346.

[+382] Подбор сведений - Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край, стр. 57-59.

[+383] Там же, стр. 58.

[+384] Там же, стр. 57 и ел.

[+385] См.: Иакинф (Бичурин Н.Я.) Статистическое описание Китайской империи. Т. II, Спб., 1853, стр. 74-75; Дебец Г. Д. Палеантропология СССР. М., 1984, стр. 58.

[+386] См.: Умняков И. " История" Фахрэддина Мубаракшаха // ВДИ. 1938. М1, стр. 10.

[+387] См.: Лихачев Д.С. Указ. соч. Т.Н. стр. 48-50.

[+388] См.: Шенников А.А. Жилые дома ногайцев Северного Причерноморья // Славяно-русская этнография. Л., 1973, стр. 48-50.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.