Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сферы и звенья финансовой системы






 

Как правило, финансовую систему делят на несколько крупных сфер (блоков).

Первая сфера – децентрализованные финансы, т. е. финансы предприятий, учреждений и организаций.

Вторую сферу составляют финансы централизованные – общегосударственные.

Исходным звеном финансовой системой являются финансы предпринимательского производства. На этих предприятиях создается основная доля национального дохода страны, за счет которого формируются централизованные и децентрализованные денежные фонды.

Сами финансы предприятий представляют систему производственных, денежных отношений по поводу формирования использования денежных фондов предприятий. Децентрализованные фонды (финансы предприятий) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов организаций, учреждений непроизводственной сферы.

Каждая из названных подсфер финансовой системы может подразделяться на звенья. Деление на звенья может осуществляться по отраслям или по форме собственности. Например, по отраслям можно выделить следующие звенья децентрализованных финансов: финансы предприятий промышленности, торговли и заготовок, сельского хозяйства, строительства и др.

В непроизводственной подсфере децентрализованных финансов можно выделить такие звенья, как: финансы образования, финансы культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, науки и научного обслуживания.

Исходя из форм собственности децентрализованные финансы и финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы можно выделить такие звенья: финансы предприятий, учреждений и организаций госсобственности; коллективной собственности; смешанной собственности и др.

Основными среди перечисленных звеньев являются финансы предприятий, организаций, учреждений государственной собственности и финансы негосударственных форм собственности и прежде всего частной.

Централизованные (общегосударственные) финансы состоят из следующих звеньев: государственный бюджет, включающий государственные бюджетные фонды, внебюджетные фонды, фонд государственного страхования, государственный кредит.

Главное звено общегосударственных финансов – государственный бюджет. Примерно 90% доходов бюджета формируются за счет налогов предприятий, организаций, учреждений и граждан. Большая часть бывших государственных внебюджетных фондов включено в состав бюджетов, в т.ч. и фонд социальной защиты населения. Целевые бюджетные фонды используются по их назначению. Порядок их образования и использования регулируется законодательством. Выделение бюджетных или внебюджетных целевых государственных фондов происходит ежегодно при утверждении государственного бюджета Республики Беларусь. Эти фонды образуются для решения определенных задач. В рамках страхования создаются резервные фонды для защиты предприятий, организаций, учреждений и граждан от убытков.

Финансовая система Республики Беларусь не остается неизменной. В зависимости от общеэкономических и социальных задач, стоящих перед государством в финансовой системе, могут осуществляться те или иные преобразования, она может пополняться новыми звеньями. С 1990 г. в Республике Беларусь, как и в других странах, начинает применяться практика образования различных специальных фондов как в составе бюджета, так и внебюджетных фондов. Указанные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Эти фонды могут создаваться по решению Парламента, Правительства, Президента и органов местного самоуправления.

Каждый фонд имеет свой правовой статус, определяющий цель фонда, источники его образования, порядок управления. Целевые фонды обеспечивают денежными средствами конкретные экономические и социальные программы.

Целевые фонды наиболее динамичное звено финансовой системы. По целевому назначению эти фонды подразделяются на экономические и социальные. По видам они подразделяются на:

• внебюджетные фонды, создаваемые по решению Парламента и местной власти;

• целевые бюджетные фонды, создаваемые в составе бюджетов различных уровней, целевые фонды, создаваемые по указам Президента;

• целевые фонды, создаваемые на отраслевом уровне.

В зависимости от уровня управления целевые фонды можно подразделить на государственные и местные.

Срок действия специальных фондов до одного года или постоянно. Например, срок действия целевых бюджетных фондов, включаемых в состав бюджета, отражен сроком его действия. При принятии бюджета на очередной год действие этих фондов может продлеваться или прекращаться. На 2004г. в состав бюджета включены следующие государственные целевые бюджетные фонды:

1. Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

2. Республиканский фонд «Энергосбережения»;

3. Государственный фонд содействия занятости;

4. Республиканский дорожный фонд;

5. Республиканский фонд охраны природы;

6. Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Совершенствование финансовой системы в Республике Беларусь в условиях суверенитета и перехода к рыночной экономике связано с осуществлением ряда мероприятий. Осуществляется сокращение дефицита государственного бюджета прежде всего за счет роста доходов и сокращения некоторых статей расходов, за счет снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата, за счет снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета местным бюджетам для их сбалансирования, за счет перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, учебных заведений, некоторых медицинских услуг, спортивных сооружений и др.), упорядочения социальных льгот и др.

Увеличению доходов бюджета, прежде всего, способствует рост производства продукции и услуг всеми отраслями национальной экономики. Важным резервом доходов государства являются рыночные преобразования – разгосударствление, приватизация, развитие бизнеса, в т.ч. малого. В Республике Беларусь, используя опыт экономически развитых стран, осуществляются меры по развитию малого бизнеса, который способствует увеличению производства продукции, прибыли, доходов, поступающих в бюджет, увеличению занятости населения.

Совершенствование финансовой системы, направленное на уменьшение дефицита финансовых ресурсов, осуществляется посредством оптимизации налоговой нагрузки и укрепления финансовой дисциплины.

Увеличению доходной части бюджета способствует и рост инвестиций в экономику, в т.ч. и иностранных. Рост инвестиций в экономику способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда и росту производства продукции, росту денежных накоплений предприятий и государства.

Решению этих задач будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь с Россией, странами СНГ и дальнего зарубежья.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.