Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Счастливое открытие м-ра Генри Киддла 4 страница






Теперь крайне трудно установить, получили ли тибетцы свою доктрину от древних риши Индии, или древние брамины научились своей оккультной науке у адептов Тибета; или, опять-таки, исповедо­вали адепты обеих стран первоначально одну и ту же доктрину, заимствованную из общего источника[44]. Если бы вы отправились в Шрамана-Белагулу и расспросили там нескольких пандитов-джайнов об ав­торстве Вед и происхождении брахманской эзоте­рической доктрины, они наверняка сказали бы вам, что Веды были составлены ракшасами[45], или дайтья-ми, и что брамины получили свое сокровенное зна­ние от них[46]. Означают ли эти утверждения, что Веды и брахманские эзотерические учения берут свое на­чало в погибшей Атлантиде — на материке, некогда занимавшем значительную часть нынешней аквато­рии Южного и Тихого океанов? Утверждение «Ра­зоблаченной Изиды», что санскрит был языком оби­тателей упомянутого материка, может навести на мысль, что Веды, возможно, появились именно там (где бы ни находилась при этом родина арийского эзотеризма)[47]. Но настоящая эзотерическая доктри­на, равно как и мистическая аллегорическая фи­лософия Вед, была заимствована из другого источ­ника, каким бы он ни был — быть может, у боже­ственных обитателей (богов) священного острова, который когда-то существовал посреди моря, по­крывавшего в древние времена песчаное простран­ство, называемое ныне пустыней Гоби. Как бы то ни было, знание оккультных сил природы, коим обла­дали обитатели погибшей Атлантиды, переняли древ­ние адепты Индии, присовокупившие его к эзотерической доктрине, преподанной им обитателями священного Острова[48]. Однако тибетские адепты не внесли это дополнение в свою эзотерическую док­трину, и именно в этом отношении следует ожидать различий между двумя учениями[49].

Брахманская оккультная доктрина, вероятно, со­держит в себе все, что говорилось о силах природы и их законах как на таинственном острове Севера, так и на столь же таинственном материке Юга. И если вы намерены сравнивать арийскую и тибет­скую доктрины в плане их учений об оккультных силах природы, то прежде вы должны изучить все классификации этих сил, их законы и проявления и подлинные аллегорические значения различных наименований, данных им в арийской доктрине.

Вот некоторые классификации оккультных сил, имеющиеся в брахманской системе:

I. Классификация оккультных сил относительно Парабрахмана и всего, что суще­ствует в Макрокосме.

II. " -" относительно человека и всего, что существует в микрокосме.

III. " -" для целей тарака-йоги или пранава-йоги.

IV. " -" для целей санкхья-йоги (где этисилы являются, по сути дела, не­отъемлемыми атрибутами Пракрити).

V. " -" для целей хатха-йоги.

VI. " -" для целей Каула-агамы.

VII. " -" для целей Шакта-агамы.

VIII. " -" для целей Шива-агамы.

IX. " -" для целей Шричакры. (Шричакра, упомянутая в «Разоблачен­ной Изиде», — это не истинная эзотерическая Шричакра древ­них адептов Арьяварты)[50].

X. " -" в «Атхарваведе» и т.д.

Во всех этих классификациях подразделения не­ограниченно множились, благодаря постижению все новых комбинаций Первичных Сил в различных про­порциях. Однако сейчас я должен оставить эту тему и приступить к рассмотрению статьи под названием «Фрагменты оккультной Истины» (так как она была включена в «Эзотерический буддизм»).

После тщательного ее изучения я обнаружил, что выводы буддийской доктрины не намного отлича­ются от заключений нашей арийской философии, хотя наш образ изложения аргументов может отли­чаться от буддийского по форме. Поэтому я буду анализировать данный вопрос со своей собственной точки зрения, следуя, однако, ради простоты срав­нения и удобства обсуждения, порядку классифи­кации семеричных сущностей, или принципов, со­ставляющих человека, принятому в вашей статье. На обсуждение выдвигаются следующие вопросы: 1) действительно ли развоплощенные духи людей (как их называют спиритуалисты) появляются в комнатах во время спиритических сеансов и других местах; 2) действительно ли наблюдаемые при этом феномены происходят, полностью или частично, благодаря их посредничеству.

Вряд ли возможно удовлетворительно ответить на эти два вопроса, если точно не определить значение, которое предполагается передать выражением раз-воплощенные духи людей. Слова спиритуализм (spi­ritualism) и дух {spirit) очень обманчивые. Если анг­лийские авторы вообще и спиритуалисты в частности не сформулируют со всею ясностью то подразумевае­мое значение, которое они придают слову дух, путани­це не будет конца, а истинная натура этих так назы­ваемых спиритуалистических феноменов и их modus occurrendi так никогда и не будут четко определены. Христианские авторы обычно говорят только о двух сущностях в человеке — о теле и душе, или духе (и похоже, что оба последних термина имеют для них одно и то же значение). Европейские философы говорят о теле и разуме и доказывают, что душа, или дух, не мо­жет быть ничем иным, как разумом. По их мнению, всякая вера в лингашариру[51] является абсолютно нефи­лософичной. Такие взгляды, конечно же, неправиль­ны и основаны на недоказанных предположениях относительно возможностей природы и на несовершенном понимании ее законов. Теперь я рассмот­рю (с точки зрения брахманской эзотерической доктрины) духовное строение человека, различные сущ­ности, или принципы, существующие в нем, и выяс­ню, может ли какая-либо из этих сущностей, входя­щих в его структуру, появиться на Земле после его смерти; и если это так, то что это такое, что прояв­ляется подобным образом.

Профессор Тиндаль* в своих превосходных стать­ях о том, что он называет «теорией зародыша», описывая результаты ряда хорошо продуманных экспериментов, приходит к нижеследующим выво­дам: даже в микроскопически малом объеме про­странства имеются мириады протоплазматических зародышей, плавающих в эфире. Если, например, им попадется вода (чистая вода) и если они окажутся в ней, то из них разовьется какая-либо форма жиз­ни, или эфира. Тогда каковы же факторы, необ­ходимые для того, чтобы жизнь появилась?

Очевидно:

I. Вода, которая представляет собой, так сказать, поле для роста жизни.

II. Протоплазматический зародыш, из которого предстоит эволюционировать, или развиться, жиз­ни, или живому организму.

III. Сила, энергия, мощность или тенденция, ко­торая приходит в действие при соприкосновении, или сочетании, протоплазматического зародыша с водой и которая развивает, или совершенствует, жизнь и ее природные свойства.

Подобно этому имеются три первичные при­чины, вызывающие существование человека. Я на­зову их, для удобства рассмотрения, следующими именами:

1) Парабрахман — Универсальный Дух.

2) Шакти (Венец астрального света, сочетающий в себе все силы природы).

3) Пракрита, которая в своей изначальной, или первичной, форме представлена Акашей. (Факти­чески каждую форму материи в конечном счете можно свести к Акаше.)[52]

Обычно утверждается, что Пракрити, или Акаша, — это Кшетра, или основа, соответствующая воде в нашем примере. Брахма — это зародыш, а Шакти — сила, или энергия, которая начинает про­являться при их соединении или контакте[53].

Но это не тот взгляд, которого по данному во­просу придерживаются упанишады. Согласно им, Брахма[54] — это Кшетра, или основание; Акаша, или Пракрити, — зародыш, или семя; а Шакти — сила, развиваемая в результате их соединения, или кон­такта. И это подлинно научный, философский спо­соб изложения данного предмета.

По мнению адептов древней Арьяварты, семь принципов развились из этих трех первичных сущ­ностей. Алгебра учит нас тому, что число возмож­ных комбинаций предметов (n), взятых в коли­честве одного, двух, трех и т.д., равняется 2n-1.

Если применить эту формулу к данному случаю, то число сущностей, развившихся из различных комбинаций этих трех первичных причин, должно равняться 23-1 = 8-1 = 7.

Как правило, всегда, когда в древней оккульт­ной науке Индии упоминаются семь сущностей — в каком бы то ни было контексте, — вы должны иметь в виду, что эти семь сущностей возникли из трех первичных сущностей и что эти три, опять-таки, развились из одной единственной сущности, или Монады. Возьмем известный пример — семь разноцветных лучей в солнечном спектре выде­лились из трех первичных цветных лучей; и эти три первичных цвета сосуществуют в солнечных лучах с четырьмя вторичными. Подобным же об­разом три первичные сущности, которые вызва­ли существование человека, сосуществуют в нем вместе с четырьмя вторичными сущностями, воз­никшими вследствие различных комбинаций трех первичных.

Эти семь сущностей, которые в своей совокуп­ности составляют человека, суть следующие. Я пере­числю их в порядке, принятом во «Фрагментах ок­культной Истины», поскольку обе последователь­ности (брахманская и тибетская) совпадают:

 

  Соответствующие названия в эзотерическом буддизме  
I. Пракрити Стхулашарира (физическое тело)
II.Сущность развивающаяся из Сукшмашарира или комбинация Пракрити и Шакти Лингашарира (астральное тело)
III. Шакти Камарупа (Perisprit)
IV.Сущность развивающаяся из комбинации Брахмы, Шакти и Пракрити Дживатма (Живая Душа)
V.Сущность развивающаяся из комбинации Брахмы и Пракрити Физический разум (или животная душа)
VI.Сущность развивающаяся из Брахмы и Шакти Духовный Разум (или Душа)
VII. Брахма Эманация Абсолюта и т.д. (или чистый дух)

 

Прежде чем приступить к исследованию приро­ды этих семи сущностей, необходимо сделать не­сколько общих пояснений.

I. Вторичные принципы, возникающие из комбинации первичных, по своему характеру абсолют­но отличны от тех сущностей, из комбинации кото­рых они возникли. Рассматриваемые комбинации не являются по своей природе, так сказать, лишь механическими соединениями. Они даже не ана­логичны химическим соединениям. Следователь­но, никакие обоснованные выводы относительно природы рассматриваемых комбинаций не могут быть сделаны на основании характера [разнообра­зия? ] принципов, образующих эти комбинации.

II. Обычное предположение, что если удалена причина, то исчезает и ее следствие, применимо не всегда. Рассмотрим, например, следующий случай:
если вы придадите определенное количество дви­жущей силы мячу, результатом будет его движение с определенной скоростью в определенном направ­лении. После того как мгновенный удар или тол­чок, сообщивший мячу движущую силу, будет произведен, причина этого движения перестанет суще­ствовать; но, согласно первому закону механики', мяч будет продолжать двигаться вечно с неуменьшаю­щейся скоростью в том же направлении, если упо­мянутое движение не будет изменено нейтрализо­вано или уничтожено какими-то внешними причи­нами. Таким образом, если мяч остановится, то это произойдет не из-за отсутствия причины его дви­жения, но вследствие существования внешних при­чин, которые производят такого рода результат.

Опять-таки, приведем пример субъективного феномена.

Стоящая передо мной в данный момент черниль­ница создает во мне или в моем уме ментальный об­раз ее формы, объема, цвета и так далее. Черниль­ницу можно убрать, но ее ментальное изображение все-таки может продолжать существовать. Тут мы снова видим, как следствие переживает свою при­чину. Более того, это следствие может в любое по­следующее время быть вызвано к сознательному су­ществованию, независимо от того, присутствует ли снова его первоначальная причина или же нет.

Таким образом, если основное предположение, высказанное во «Фрагментах оккультной Истины» по поводу вышеупомянутого пятого принципа — сущности, возникающей вследствие комбинации Брахмы и Пракрити, справедливо, то этот принцип, соответствующий физическому разуму, должен пере­стать существовать для определенного индивидуума, как только Брахма, или седьмой принцип, переста­нет существовать для него; однако на самом деле это, конечно же, не так. Упомянутое основное пред­положение приводится во «Фрагментах оккультной Истины» для того, чтобы обосновать утверждение, согласно которому как только седьмой принцип пе­рестанет существовать для какого-либо определен­ного индивидуума, шестой принцип также перестанет существовать для него. Это утверждение, конеч­но же, справедливо, хотя способ его изложения и приписываемые ему причины, на мой взгляд, вызы­вают возражения.

Говорят, что в случаях, когда человеческий ра­зум имеет исключительно материальную направ­ленность, а духовные устремления и мысли в нем полностью отсутствуют, седьмой принцип покида­ет его до или в момент смерти и шестой принцип исчезает вместе с ним. Здесь само предположение, что тенденции разума определенного индивидуума могут быть полностью материальными, влечет за собой утверждение, что в нем уже нет духовного разума, или духовного Эго. Тогда следовало бы сказать, что как только в каком-либо определен­ном индивидууме духовный разум прекращает свое существование, в тот же самый момент для этого индивидуума перестает существовать и седьмой принцип. Разумеется, последний при этом никуда не улетает. В случае с Брахмой никакого изме­нения последовательности быть не может[55]. Это утверждение просто означает, что, когда Брахма, или дух, или духовная жизнь, или духовное созна­ние индивидуума совсем не проявляется, седьмой принцип перестает оказывать какое-либо воздей­ствие на судьбу такого индивидуума или осуще­ствлять контроль над ней.

Теперь я укажу, что подразумевается (в арийской доктрине) под семью вышеперечисленными прин­ципами.

I. Пракрити. — Основа стхулашариры, представляющая ее в вышеупомянутой классификации.

II. Пракрити и Шакти. — Это лингашарира, или астральное тело.

III. Шакти. — Этот принцип соответствует вашей камарупе. Эта сила, или энергия, помещалась древними оккультистами в набхичакре. Она может при­тягивать Акашу, или Пракрити, и придавать ей любую желаемую форму. Она теснейшим образом свя­зана с пятым принципом и может быть принуждена действовать под его воздействием или контролем.

IV. Брахма, Шакти и Пракрити. — Этот прин­цип, опять-таки, соответствует вашему второму принципу, Дживатме. Эта сила представляет все­ленский жизненный Принцип, существующий в Природе. Ее вместилищем является анахата-чакра (сердце). Это сила, или энергия, составляющая то, что называется дживой, или жизнью. Она, как вы говорите, неразрушима; и ее активность после смер­ти просто переносится на другую группу атомов, чтобы сформировать из них другой организм. Одна­ко в нашей философии она Дживатмой не называ­ется. Наши философы, как правило, относят тер­мин Дживатма к седьмому принципу, когда он обо­соблен от Параматмы или Парабрахмана[56].

V. Брахма и Пракрити. — Это сочетание соответ­ствует в нашей арийской философии вашему пятому принципу, называемому физическим разумом. По ут­верждению наших философов, это та сущность, в ко­торой помещается, или пребывает, то, что называется разумом. Это самый трудный для разъяснения прин­цип, и настоящая дискуссия способна полностью из­
менить те взгляды на него, коих мы придерживаемся.

Так что же такое разум? Это таинственное нечто, принимаемое нами за местонахождение сознания — чувств, эмоций, желаний и мыслей. Психологический анализ показывает, что это, по-видимому, есть скопление ментальных состояний и возмож­ностей ментальных состояний, связанных тем, что называется памятью; причем считается, что это скопление имеет собственное существование, не связанное ни с одним из его отдельных состояний или идей. Но в какой сущности это таинственное нечто имеет свое потенциальное или действитель­ное существование? Память и надежды на будущее, составляющие, так сказать, реальное основа­ние того, что называется индивидуальностью, или ахамкарой, должны иметь где-то свое вместилище. Современные психологи Европы обычно говорят, что материальное вещество мозга как раз и являет­ся местонахождением разума, а также, что субъек­тивный опыт прошлого, который может быть вы­зван в памяти и который в своей совокупности составляет то, что называется индивидуальностью, существует в нем в виде определенных непостижи­мых, таинственных отпечатков и изменений в нер­вах и нервных центрах мозговых полушарий. Сле­довательно, говорят они, разум — индивидуальный разум — разрушается вместе с разрушением тела, и, таким образом, после смерти нет и не может быть никакого существования.

Но среди признанных этими философами фактов имеется несколько таких, коих для нас будет вполне достаточно, чтобы разрушить их теорию. В каждой части человеческого тела беспрерывно происходят изменения. Каждая ткань, каждое мышечное волок­но и нервный канал, каждый нервный узел мозга подвергается непрерывному изменению. За время жизни человека субстанция его мозга может пол­ностью обновиться несколько раз. Но, несмотря на это, память о его прошлых ментальных состояниях остается неизменной. Могут быть добавлены новые субъективные переживания, а некоторые менталь­ные состояния могут быть полностью забыты, но индивидуальное ментальное состояние остается не­изменным. Ощущение собственной личностной иден­тичности остается тем же на всем протяжении этих не­престанных изменений в веществе мозга[57]. Оно способ­но пережить все эти изменения и даже полное разру­шение материального вещества мозга.

Вместилищем этой индивидуальности, возникаю­щей из ментального сознания, является, по мнению наших философов, оккультная сила, или энергия, которая, так сказать, ведет регистрацию всех наших ментальных впечатлений. Сама эта сила неразру­шима, хотя действием определенных враждебных причин ее проявления могут быть с течением вре­мени изглажены — частично или полностью.

В связи с этим я могу упомянуть, что наши фи­лософы связали семь оккультных сил с семью вы­шеупомянутыми принципами, или сущностями. Эти семь оккультных сил в микрокосме соответствуют семи оккультным силам в макрокосме, или являют­ся их двойниками. Ментальное и духовное сознание индивидуума становится всеобщим сознанием Брах­мы, когда барьер индивидуальности полностью уда­лен и когда семь сил в микрокосме находятся en rap­port с семью силами макрокосма.

Нет ничего странного и невероятного в силе, или энергии, или шакти, несущей в себе впечатления от чувствований, идей, мыслей или других субъектив­ных переживаний. Теперь уже хорошо известно, что электрический или магнетический ток может пе­редавать каким-то непонятным образом «отпечатки» звука или речи со всеми их индивидуальными осо­бенностями; подобным же образом я могу сообщить вам свои мысли передачей энергии, или силы.

Таким образом, этот пятый принцип представля­ет в нашей философии разум, или, выражаясь более точно, вышеописанную силу, или энергию, со всеми ее впечатлениями от ментальных состояний, а также ощущение индивидуальности, или ахамкару, порож­денную их совокупным действием. Этот принцип во «Фрагментах оккультной Истины» назван просто физическим разумом. Я не знаю, что на самом деле подразумевается под этим выражением. Оно может обозначать тот разум, который встречается на очень низкой стадии развития у низших животных. Разум может существовать в различных стадиях развития — от самых низших форм органической жизни, где при­знаки его присутствия или действия с трудом могут быть распознаны, и до человека, в котором он до­стигает своего наивысшего расцвета.

Фактически, с момента появления жизни[58] и вплоть до турия-авастхи, или состояния нирваны, эволю­ционное продвижение происходит непрерывно. Мы поднимаемся с этого принципа до седьмого по по­чти незаметными ступенькам. Но в этом продвиже­нии вперед различаются четыре стадии, отмечающие изменения особого рода — такого, что не может не привлечь внимание наблюдателя. Эти четыре стадии суть следующие:

Где жизнь (четвертый принцип) появляется.

Где существование разума становится ощути­мым в соединении с жизнью.

Где высшее состояние ментальной абстракции заканчивается и начинается духовное сознание.

Где духовное сознание исчезает, оставляя седь­мой принцип в состоянии абсолютной нирваны, или обнаженности.

Согласно нашим философам, рассматриваемый пятый принцип представляет разум на любом уров­не развития — от второй стадии до третьей.

VI. Брахма и Шакти. — Этот принцип соответ­ствует вашему «духовному разуму». Это, по сути дела, Буддхи (я применяю слово Буддхи не в обыч­ном смысле, а в том, в каком его употребляли наши древние философы), другими словами, это вмес­тилище бодхи, или атма-бодхи. Тот, кто обладает атма-бодхой во всей ее полноте, является Буддой. Буддисты очень хорошо знают, что означает этот термин. Этот принцип описан во «Фрагментах ок­культной Истины» как сущность, возникающая в результате соединения Брахмы и Пракрити. Опять-таки, я не знаю, в каком специфическом смысле в связи с этим употреблено слово Пракрити. Соглас­но нашим философам, это сущность, возникаю­щая из соединения Брахмы и Шакти. Я уже пояс­нял, что подразумевают наши философы под тер­минами Пракрити и Шакти.

Я уже говорил, что Пракрити, в своем первич­ном состоянии, есть Акаша[59].

Если рассматривать Акашу как Шакти, или Силу[60], то мое утверждение относительно исходного состояния Пракрити, вероятно, вызовет удивление и не­доумение, если я не разъясню, в чем разница между Акашей и Шакти. Акаша не является, строго говоря, Венцом астрального света, она также не является, сама по себе, ни одной из шести первичных сил. Но, по большому счету, всякий раз, когда производится какой-либо феноменальный результат, Шакти дей­ствует в соединении с Акашей. И кроме того, Акаша служит основой, или адхиштаной, для передачи сило­вых потоков и для формирования, или создания, раз­личных соотношений силы, или энергии[61].

В «Мантра-шастре» буква ха символизирует Ака-шу; и можно заметить, что этот слог входит в боль­шинство священных заклинаний, направленных на производство феноменальных результатов. Но при этом он сам по себе не символизирует никакой Шакти. Так что вы можете, если хотите, называть Шакти атрибутом Акаши.

Я не думаю, что относительно сущности этого принципа может существовать какое-либо реальное различие взглядов между буддийскими и брахман­скими философами.

Буддийским и брахманским посвященным хоро­шо известно то мистическое круглое зеркало, со­ставленное из двух полусфер, которое, по сути де­ла, отражает лучи, исходящие от «неопалимой ку­пины» и сияющей звезды — Духовного солнца, что светит в Чидакаше.

Духовные впечатления, составляющие этот прин­цип, заключены в оккультной силе, связанной с рас­сматриваемой сущностью. Последовательные вопло­щения Будды фактически означают периодические переносы этой таинственной силы или содержащих­ся в ней впечатлений. Такой перенос возможен лишь тогда, когда осуществляющий его Махатма[62] полнос­тью отождествил себя со своим седьмым принци­пом, уничтожил свою ахамкару и испепелил ее в Чи-дагникундуме, а также сумел привести свои мысли в соответствие с вечными законами природы и стать сотрудником последней. Или, излагая то же самое дру­гими словами, когда он достиг состояния нирваны — состояния конечного отрицания, отрицания индиви­дуального, или обособленного, существования [63].

VII. Атма. — Эманация абсолюта, соответствую­щая седьмому принципу. Что касается этой сущ­ности, то на ее счет нет никакого существенного расхождения во мнениях между тибетскими буд­дийскими адептами и нашими древними риши.

Теперь нам следует выяснить, которая из этих сущностей может появляться после смерти индиви­дуума во время спиритических сеансов и произво­дить так называемые спиритические феномены.

Утверждение спиритуалистов, что «развопло-щенные духи» конкретных людей проявляются в комнатах для сеансов, неизбежно подразумевает, что существо, появляющееся таким образом, несет на себе отпечаток какой-то определенной индиви­дуализированной личности.

И потому вначале нам следует выяснить, в ка­кой сущности или сущностях заключена эта лич­ность. Очевидно, что она связана со строением те­ла конкретного человека и с его субъективными переживаниями (называемыми в совокупности его разумом). После смерти индивидуума его тело разру­шается; его лингашарира разлагается, а сила, свя­занная с нею, смешивается с потоком соответствую­щей силы в макрокосме. Подобным же образом третий и четвертый принципы смешиваются с со­ответствующими им силами. Эти сущности могут потом снова войти в состав других организмов. И так как они уже не носят никакого отпечатка ин­дивидуальности, то спиритуалисты не вправе гово­рить, что развоплощенный дух человека появляет­ся в комнате, где проводится сеанс, даже если там действительно проявилась одна из таких сущнос­тей. Во всяком случае, у нее нет никакого спосо­ба удостовериться самой и доказать нам, что она принадлежала ранее какому-либо определенному индивидууму.

Поэтому нам лишь следует выяснить, действи­тельно ли какая-либо из трех последних сущностей появляется в комнатах для сеансов, и если да — то с какою целью: для развлечения или же для настав­ления спиритуалистов. Возьмем три определенных типа индивидуумов и посмотрим на их примере, что случается с этими тремя принципами после смерти.

I. Индивидуум, в котором духовные привязанно­сти имеют большую силу, чем земные.

II. Индивидуум, в котором духовные устремле­ния присутствуют, но обладают лишь второстепен­ной важностью для него, его земные интересы занимают большую часть его внимания.

III. Индивидуум, в котором нет вообще никаких духовных устремлений, духовное Эго которого мертво или недоступно его пониманию.

В данном случае нам нет необходимости рас­сматривать пример совершенного Адепта. В пер­вых двух случаях, согласно нашему предположению, духовные и ментальные переживания сосуществуют вместе, а когда существует духовное сознание (то есть существование седьмого принципа осознает­ся), последний сохраняет свою связь с пятым и шестым принципами. Но существование земных привязанностей делает необходимой пунарджанму[64]; последняя означает развитие новой группы объективных и субъективных переживаний, состав­ляющих новую комбинацию окружающих условий, или, другими словами, новый мир. Период меж­ду смертью и последующим рождением заполнен приготовлением, необходимым для будущего раз­вития этих новых переживаний. В течение этого инкубационного периода, как вы его называете, дух никогда добровольно не появится в этом мире, да и не может появиться.

В этой вселенной действует великий закон, суть которого состоит в деградации субъективных пе­реживаний до уровня объективных феноменов и в развитии первых из последних. По-другому это называется «циклической необходимостью». Че­ловек подчинен этому закону до тех пор, пока сам не возьмет в свои руки собственную судьбу; он может выйти из-под его контроля, лишь пол­ностью подавив все свои земные привязанности.

Новая комбинация условий, которой он будет под­чинен, может быть лучше или хуже, чем те зем­ные условия, в которых он жил прежде; но в сво­ем продвижении к новому миру — вы можете быть в этом совершенно уверены — он никогда не обер­нется, чтобы взглянуть на своих спиритуалисти­ческих друзей[65].

В третьем из вышеупомянутых случаев, по на­шему предположению, нет никакого проявления духовного сознания или духа; поэтому для такого человека они как бы не существуют вовсе. Это похо­же на тот случай, когда какой-либо орган или спо­собность не используется долгое время, вследствие чего они практически перестают существовать.

Но эти сущности все равно остаются в распоря­жении человека и могут проявиться, если на них будет наложена печать осознания. Когда же этого нет, вся его индивидуальность сосредоточена в пя­том принципе. И после смерти этот пятый прин­цип остается единственным представителем данно­го индивидуума.

Сам он (пятый принцип) не может развить для себя новую группу объективных переживаний, или, говоря другими словами, он не имеет собственной пунарджанмы. Эта сущность вполне может появ­ляться в комнатах для сеансов, но абсурдно назы­вать ее развоплощенным духом[66]. Это просто сила, или энергия, сохраняющая «отпечатки» мыслей или идей индивидуума, в структуру которого она первоначально входила. Иногда она призывает к себе на помощь силу камарупы и создает для себя какую-нибудь определенную 'эфирную форму (не обяза­тельно человеческую).

Тенденции ее действий будут похожи на тенден­ции разума индивидуума в то время, когда он жил на земле. Эта сущность продолжает существовать до тех пор, пока «отпечатки», оставленные на силе, свя­занной с пятым принципом, остаются целыми. Но с течением времени они стираются, и тогда упомяну­тая сила смешивается с потоком соответствующей ей силы в Макрокосме, подобно реке, впадающей в море. Такого рода сущности могут являть признаки того, что индивидуумы, которым они принадлежали, обладали значительной интеллектуальной силой, поскольку достаточно мощная интеллектуальная сила вполне может сосуществовать с полным отсутстви­ем духовного сознания. Однако это обстоятельство ни в коей мере не означает, что именно духи, или духовные Эго, умерших индивидуумов появляются в комнатах для сеансов.

В Индии есть люди, основательно изучившие природу таких сущностей (называемых пишачами). Сам я мало что могу рассказать о них из-за отсут­ствия личного опыта, так как никогда не вдавался в эту отвратительную, бесполезную и опасную сфе­ру исследований.

Ваши спиритуалисты сами не ведают, что в дей­ствительности творят. С течением времени их ис­следования, вероятно, закончатся либо отврати­тельным колдовством, либо духовной катастрофой для тысяч мужчин и женщин[67].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.