Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала






УДК 373

ББК 74.1я73

Ф15

 

Рецензенты:

Доктор педагогических наук, профессор Балашовского филиала

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

Л.Н. Седова;

Кандидат педагогических наук, доцент 4-го факультета
Краснодарского Военно-авиационного института

И.Н. Дубовицкий.

 

Рекомендовано к изданию Учебно-методическом советом

Балашовского филиала Саратовского государственного университета

Им. Н.Г. Чернышевского.

 

Фадина, Г. В.

Ф15 Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Изд-во " Николаев", 2004. — 80 с.

 

ISBN 5—94035—153—0

 

В учебно-методическом пособии изложено краткое содержание курса «Специальная дошкольная педагогика», даны практические рекомендации к проведению занятий.

Пособие предназначено для преподавателей и студентов педагогических факультетов для использования в практике специалистами дошкольного образования.

УДК 373

ББК 74.1я73

ISBN 5—94035—153—0 © Г.В. Фадина, 2004


 

О г л а в л е н и е

Введение. 5

 

Структура программы.. 8

 

Тема 1. Специальная дошкольная педагогика как наука
о детях с ограниченными возможностями, ее цели и задачи. 15

1.1. Специальная дошкольная педагогика как наука
об обучении, воспитании детей дошкольного возраста с проблемами
в развитии. 16

1.2. Цели и задачи специальной дошкольной педагогики. 17

1.3. Место специальной дошкольной педагогики в системе наук. 17

1.4. Этапы развития специальной дошкольной педагогики. 19

1.5. Основные понятия специальной дошкольной педагогики. 19

 

Тема 2. Технология специального образования. 20

2.1. Принципы специального образования. 21

2.2. Методы и приёмы обучения и воспитания. 23

2.3. Формы организации обучения. 25

2.4. Средства специального образования. 26

2.5. Роль раннего и дошкольного возраста
в развитии детей с проблемами. 27

2.6. Система специальных учреждений для детей
с ограниченными возможностями. 28

 

Тема 3. Организация специальной работы в ДОУ.. 30

3.1. Динамика психического развития. Ранняя стимуляция психомоторного развития 31

3.2. Цели и задачи специальной работы.. 35

3.3. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. 38

3.4. Ранняя диагностика отклонений в развитии. 39

 

Тема 4. Воспитание детей с ограниченными возможностями. 40

4.1. Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями. 40

4.2. Умственное воспитание детей с ограниченными возможностями. 45

4.3. Нравственно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями 50

4.4. Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа. 52

 

Тема 5. Коррекционно-педагогическая работа. 53

5.1. Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости. 54

5.2. Коррекционно-педагогическая работа при ЗПР. 56

5.3. Логопедическая работа при речевом недоразвитии. 59

5.4. Комплексная работа при ДЦП.. 59

5.5. Коррекционно-педагогическая работа
при сенсорных нарушениях. 60

5.6. Коррекция эмоциональных расстройств. 62

 

Методические рекомендации к проведению практических занятий. 64

 

Заключение. 68

 

Примерная тематика рефератов и курсовых работ. 69

 

Вопросы к итоговому контролю по курсу «Специальная дошкольная педагогика» 70

 

Список дополнительной литературы.. 72

 

Приложения. 75

 

Краткий терминологический словарь. 73

 


Введение

Исходной основой построения программы лекционного курса «Специальная дошкольная педагогика» явился социальный заказ современной образовательной практики по решению актуальной проблемы современности — интеграции детей с ограниченными возможностями.

Предлагаемое пособие посвящено вопросам проведения лекционных занятий по учебному курсу «Специальная дошкольная педагогика» и предназначено для преподавателей курса, а также студентов педагогического факультета отделения дошкольной педагогики и психологии. Пособие включает:

1) содержание учебного курса «Специальная дошкольная педагогика»;

2) методические рекомендации по содержанию и структуре занятий по основным темам лекционного раздела и практических занятий в соответствии с приведённым перечнем учебных вопросов.

В пособии приведено примерное распределение учебного времени, отводимого на проведение лекционных занятий по разным темам со студентами заочного отделения.

Преподавание курса «Специальная дошкольная педагогика» осуществляется с опорой на знания студентами следующих предметов: психология детства, дошкольная педагогика, коррекционная педагогика, основы специальной педагогики и психологии.

Широкий спектр психолого-педагогических знаний студентов предопределяет целенаправленное изучение детей с ограниченными возможностями и выбор оптимальных коррекционно-педагогических технологий в зависимости от структуры дефекта.

Знание основ специальной дошкольной педагогики предполагает образование понятий об основных закономерностях психического развития детей с ограниченными возможностями:

– интегральной индивидуальности: формально-динамической и личностной;

– факторах психического развития, вариантах психического недоразвития;

– коррекции и компенсации нарушенных функций, о принципах коррекционно-развивающего обучения в период раннего и дошкольного детства;

– психолого-педагогических методах изучения детей с ограниченными возможностями;

– основах обучения и воспитания различных категорий детей.

Знание основ специальной дошкольной педагогики формирует представления о следующих вопросах:

– роли биосоциальных факторов в психическом развитии детей;

– специфических особенностях развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы детей с ограниченными возможностями;

– содержании дошкольного воспитания детей с ограниченными возможностями, о формировании целостной структуры личности, о приобретении нравственных алгоритмов, сохранении психологического здоровья в структуре дошкольного образования;

– основных направлениях подготовки детей с проблемами в развитии к школьному обучению.

Практическая сторона специальной дошкольной педагогики определяется её основными задачами: обучение, воспитание, диагностика и коррекция детей с ограниченными возможностями.

Задачи специальной дошкольной педагогики предполагают понимание специфики руководства по формированию различных сторон психической деятельности в пределах психофизических возможностей детей с отклонениями в развитии с использованием специальных методов и приёмов обучения и воспитания.

Полученные знания помогут студентам применять адекватные методы и средства для решения проблем в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. В результате изучения материала у студентов будут сформированы теоретические и практические представления, позволяющие оценить уровень психического развития, отобрать соответствующие коррекционно-педагогические технологии, методы обучения и воспитания, разрабатывать на основе зоны ближайшего развития диагностические и коррекционные программы. У студентов сформируется гуманистическое мировоззрение по отношению к детям с ограниченными возможностями.

Программа лекционных занятий со студентами заочного отделения (в объёме 24 учебных часов) рассчитана на один семестр обучения.

В лекционные занятия со студентами заочного отделения входит изучение основных вопросов:

– определение категорий детей, имеющих отклонения в развитии, которые могут воспитываться в ДОУ;

– организация и содержание специальной работы в ДОУ;

– особенности воспитания детей с ограниченными возможностями;

– коррекционно-педагогическая работа при различных отклонениях в развитии детей дошкольного возраста.

Лекции раскрывают методологическую и теоретическую основу специальной дошкольной педагогики, особенности процессов обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

При определении содержания занятий учитывается то, что студенты имеют возможность проверять полученные знания, выполняя практические задания на базе ДОУ.

По каждой теме приводится список литературы, рекомендованной преподавателем для подготовки к семинарам, расширения кругозора.

На итоговых занятиях целесообразно проводить контрольные работы.

В результате изучения курса «Специальная дошкольная педагогика" студент должен знать:

– теоретико-методологические основы учебно-воспитательного и коррекционно-педагогического процесса;

– современные подходы к организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии;

– основные понятия специальной дошкольной педагогики;

– структуру построения системы специального дошкольного образования;

– основные психолого-педагогические доминанты развития детей в период дошкольного детства;

– доминирующие направления и технологии педагогической деятельности.

Изучая курс «Специальная дошкольная педагогика» студент должен овладеть следующими умениями:

– диагностировать трудности в развитии детей дошкольного возраста;

– проводить психолого-педагогическое исследование детей с ограниченными возможностями;

– использовать современные методы и приёмы коррекционно-педагогической работы;

– проводить анализ обучения и определять коррекционно-развивающий эффект на основе динамического изучения детей в учебно-воспитательном процессе.

Настоящая программа может стать составной частью учебного курса по специальной педагогике и психологии с целью общепедагогической подготовки студентов факультетов дошкольного воспитания педагогических вузов, а также может рассматриваться как базовый учебный курс для системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.