Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для самостоятельного изучения темы. Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин






Социология семьи является одной из старейших социальных дисциплин. Основы социологического анализа семьи были заложены ещё в эмпирических исследованиях известных европейских ученых-статистиков Рилза и Ле-Пле, а затем развернуты в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, Ф.Мюллер-Лиера, У.Гудселла, С.Циммермана, Ч.Кули. Проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии. При изучении этой темы необходимо исходить из того, что семья представляет собой специфическое, уникальное образование: во-первых, она малая группа и социальный институт одновременно, во-вторых, при всем разнообразии исходных позиций подавляющее большинство ученых сходятся в том, что семья, её ценность и необходимость сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Проблема соотношения семьи с обществом и другими социальными институтами, а также взаимосвязи семьи и личности существовала всегда в человеческой цивилизации, и поэтому постоянно предпринимались попытки осмысления социального положения семьи. В социологии с ее специфическим подходом к изучению социального мира через взаимосвязь личного и общественного это осмысление осуществляется сквозь призму семейного посредничества: восприимчивость социальной системы к устремлениям личности и, наоборот, личности - к интересам общества зависит от обоюдного учета ими потребностей семьи как целого. Исследование посреднической роли семьи и образует специфику социологического подхода к изучению семьи.

В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, как мы уже указывали, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, социальная организация. Разграничение особенностей семьи как института и как группы позволяет рассматривать осуществление её посреднической роли на макро- и микроуровнях анализа.

В отечественной и зарубежной социологии постоянно предпринимаются попытки перебросить " мостик" между макро- и микросоциологией семьи, совместить подходы к семье как институту и как к группе. Это не означает растворения социологического подхода в психологическом: речь идет о создании научных моделей, позволяющих на уровне общества отследить социально значимые результаты индивидуального и семейного поведения, а с другой стороны, на уровне семьи и личности установить социальную детерминированность ценностных ориентаций, установок, мотивов и действий.[15] Среди социологов, пытавшихся совместить " макроанализ" и " микроанализ" семьи, надо назвать прежде всего Т.Парсонса и К.Дэвиса.

Рассматривая определения семьи важно уяснить, что лишь на первый взгляд семья кажется одним из простейших для понимания социологических понятий, ибо каждый использует этот термин в повседневности и имеет некоторый личный опыт семейной жизни. Однако на практике этот термин не так прост, как может показаться, когда дело доходит до определений что же такое «семья».

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и крайне расширенных (например, семья - это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе), иногда проводящих параллель между «семьей» и «домохозяйством», и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди дефиниций семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической ценности, привлекает определение семьи как исторически-конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, принадлежащее отечественному социологу А.Г.Харчеву.[16]

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признаком тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи: жилище, дом, собственность и экономическую основу семьи - общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и потребительства. Таким образом, семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Лишь наличие триединого отношения супружества-родительства-родства позволяет говорить о конструировании семьи как таковой в ее строгой форме. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, бывших прежде собственно семьями (по причине повзросления и отделения детей, распада семьи из-за болезни, смерти ее членов, из-за развода и других видов семейной дезорганизации), либо не ставших еще семьями (например, семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством и ввиду отсутствия детей не обладающие родительством (отцовством, материнством) и родством, кровным родством детей и родителей, братьев и сестер).[17]

Данное уточнение связано с тем, что в последние годы как в общественном мнении, так и в социологии семьи (и на Западе, и в нашей стране) стала заметной склонность сводить суть семьи к любому из трех отношений, чаще всего - к супружеству и даже партнерству. Не случайно в американской энциклопедии брака и семьи Марвина Сасмена и Сьюзан Стенмец ряд глав посвящен " альтернативным формам" семьи, т.е. тому, что точнее называть семейными группами, хотя фактически эти главы относятся к супружеству, скорее даже партнерству или сожительству.[18]

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. В самом общем виде брак можно определить как изменяющуюся форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. С точки зрения социологической, брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа в отношении к жене, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом. Другими словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами- мужчиной, женщиной и обществом(государством). Ещё одна особенность брака в отличии от всех других формальных договоров состоит в том, что в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы соединяют людей до конца их жизни.

Как соотносятся понятия брака и семьи? Ученые, которые признают вечность и изначальность моногамии(единобрачие), отождествляют брак и семью, т.е. различия между ними сводят к чисто формальному моменту. Самый яркий представитель данной точки зрения – Гегель. Несостоятельность этого подхода была опровергнута исследованиями, в результате которых было установлено, что брак и семья возникли исторически не одновременно. Исторически семья появляется значительно позднее.

Брак – это только отношение, а семья является, кроме того, ещё и социальной организацией. Как социально организованное объединение людей семья отличается от брака не только тогда, когда в неё входит какое-то количество людей, кроме супружеской пары, но и тогда, когда она ограничивается только мужем и женой. Это означает, что при анализе семьи нужно учитывать не только количественные, но и качественные различия между ней и браком. Семью создают прежде всего отношения мать-ребенок, отец – ребенок, а не отношение мужчина-женщина.

В зависимости от того, как понимается брак, социологи и этнографы предлагают разные классификации типов брака. При составлении типологии все зависит от того, какой критерий кладется в основу классификации типов брака.

Способ, каким выбирается брачный партнер, подразделяет все формы брака на два типа – эндогамный и экзогамный. При эндогамии партнер выбирается из той группы, к которой относится сам выбирающий. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера из чужой группы.

Размер брачной группы служит основанием для разделения форм брака на две большие категории: 1)моногамия (брачный союз одного мужчины и одной женщины); 2) полигамия (брачный союз более чем двух партнеров). Каждая из них распадается на ряд подвидов. В моногамии выделяют: 1) пожизненную моногамию; 2) моногамию, допускающую развод (легко разводимый брак); 3)парную семью (неустойчивая, кратковременная форма брачного союза). В полигамии выделяют: 1) полигинию (брачный союз одного мужчины с несколькими женщинами); 2) полиандрию (брак одной женщины с несколькими мужчинами); 3) групповой брак (брачный союз нескольких мужчин и нескольких женщин).

В зависимости от места жительства супругов выделяют: патрилокальные браки (оба супруга проживают у родителей мужа); матрилокальные браки (оба супруга проживают у родителей жены); неолокальные (дислокальные) браки (оба супруга проживают врозь); унилокальные браки (оба супруга проживают вместе).

Классификацию форм брака можно провести и по другим критериям: неравенство супругов, плата за брак, брак с похищением, браки по любви и по расчету и др.

При изучении этой темы необходимо обраться к выявлению функций семьи. Функции семьи имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества. Важно понять, что это суть функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Выделяют специфические и неспецифические функции семьи.[19]

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах. Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся регулирование сексуальных отношений, воспроизводство населения (репродуктивная функция), содержание и социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению " Я" каждого, и др., - эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

К важнейшим функциям семьи, через которые раскрывается содержание её деятельности, её место и роль в обществе, относятся следующие:

1. Регулирование сексуальных отношений. Мы уже указывали, что брак и семья упорядочивают половые отношения, ибо общество именно через них санкционирует эти отношения.

2. Воспроизводство населения (репродуктивная функция). Семья – это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения. Чтобы через 25-30 лет количество жителей в нашей стране не снизилось, в каждой семье должно быть не менее двух детей. Статистика показывает, что для простого воспроизводства населения России необходимо, чтобы примерно 50% семей имело по двое детей и 50% - по трое.

Однако социально-демографическая ситуация в настоящее время вызывает большую озабоченность у большинства специалистов. Для неё характерны снижение уровня рождаемости, старение населения, увеличение количества однодетных и бездетных семей, рост внебрачной рождаемости. Сегодня в РФ наблюдается чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет - таковых примерно 95%. Многодетных семей с 5 и более детьми меньше 1%, среднедетных семей с 3-4 детьми около 5%. По этой причине рождаемость не компенсирует смертность.[20] За 1992-1997 годы естественная убыль населения в России составила 4, 2млн.человек.[21]
Сложившаяся ситуация чревата по меньшей мере двумя опасностями. Первая состоит в том, что ряд регионов оказался перед чертой, за которой может начаться депопуляция. Вторая опасность — возрастание у населения патологического груза, врожденной умственной отсталости и тяжелых наследственных заболеваний.

3. С репродуктивной функцией тесно связана другая – функция социализации (воспитательная функция). Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Психологи и педагоги отмечают, что если с рождения до трех лет ребенок лишен достаточного ко­личества внимания, заботы, тепла, непосредственного эмоцио­нального контакта со взрослыми и прежде всего с матерью, то естественное протекание формирования многих социально значимых качеств детей нарушается, растягивается на продолжительное время, а в некоторых случаях блокируется полностью, становится невосполнимым.

Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает и атмосфера внутри семьи. Установлено, что пьянство родителей является одной из важнейших причин негативных отклонений в поведении детей и детской преступности. По не­которым данным, у несовершеннолетних правонарушителей более чем в 80% случаев пьянствовали один или оба родителя.[22] Большинство фактов детского аморализма и преступности под­ростков связано с употреблением спиртного. Особую озабоченность вызывает растущий алкоголизм женщин. При этом наблюдается весьма тревожный симптом: темпы роста женского алкоголизма в полтора-два раза превышают темпы роста мужского алкоголизма.

Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания: 1). детоцентризм, 2). профессионализм, 3). прагматизм.

В семье главным образом воспитываются дети. Но этим да­леко не исчерпывается ее воспитательная роль. Семья оказыва­ет огромное влияние на развитие личности каждого ее члена, расширяя или, наоборот, ограничивая пространство для само­реализации не только детей, но и взрослых.

4. Хозяйственно- экономическая функция - функция, которая охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т.д. В нашей стране, где невысок уровень механизации в быту, труднодоступна сеть бытовых услуг, бытовые проблемы ложатся в первую очередь на плечи женщин, усугубляя и без того нелегкий конфликт ролей - противоречия между профессиональной деятельностью женщины и ее семейными обязанностями, между ролью жены, матери и труженицы.

Однако учитывая существующее положение дел, сознавая, что государство не способно предоставить женщинам выбор предпочтительного для них образа жизни, единственный реаль­ный вариант решения проблемы двойной занятости женщин — перераспределение семейно-бытовых обязанностей.

5. Рекреационно-защитная функция – функция семьи, которая приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя осо­бую терапевтическую роль. Она должна стать «оазисом» спо­койствия, уверенности, создавать столь важное для человека чувство безопасности и психологического комфорта, обеспечи­вать эмоциональную поддержку и сохранение общего жизнен­ного тонуса.

Следующий важный аспект рассмотрения этой темы связан с выявлением типологии семьи. Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Семьи классифицируются по типам самыми разными науками - соци­ологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией. Некоторые из них необходимо знать социологу.

Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные. Консангвиналъная (consanguine) семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к не­скольким поколениям. Отношения в такой семье строятся по мужской линии (патрилинейность) или по женской ли­нии (матрилинейность). Независимо от того, по какой ли­нии ведется родство, именно отношения между родствен­никами, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с родственниками жены (матрилокальность), либо с родственниками мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и семье мужа.

Конъюгальная (conjugal) семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и родственники со стороны мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и вклю­чены в организацию семьи только как родственники мужа или жены, но не сами по себе. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре.

Согласно данным Дж. Лесли, четвертая часть всех об­ществ, включая и доиндустриальные, основана только на конъюгальной (нуклеарной) семье; четвертая часть бази­руется на полигамии, но исключает расширенные семьи; наконец, половина имеет различные формы расширенной семьи. Традиционное аграрное общество основывалось на расширенной семье, а большинство современных обществ включает нелинейную систему родства (отсчет родства ни­как не ведется), расширенные семьи и доминирование мужчин.

Социологи делят семьи на родительские, т.е. семьи происхождения, и прокреационные, т.е. созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей. По количеству поко­лений, входящих в состав, семьи делятся на расширенные (три и более поколений) и нуклеарные (два поколения). Нуклеарная семья - форма моногамного брака. Принципиальную роль в появлении моногамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешения (инцеста). Он означал, что отныне нуклеарная семья - стабильная социальная ячейка, ограниченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи.

Деление по другому критерию - наличие родителей - дает типы полных (двое родителей) и неполных (один родитель) семей. По количеству детей семьи различаются на четыре типа: 1) бездетные (нет детей), 2) однодетные (один ребенок) и 3) среднедетные (трое или четверо детей), 4) многодетные (пять и более детей).

Патриархальная и матриархальная семьи характеризуют исторические этапы развития общества и подразделяются в зависимости от экономического господства одного из супругов: в первом случае мужа, а во втором - жены. Господство устанавливается по объективным признакам и закрепляется законом. Так, патриархальная семья базируется на частной собственности, наследование которой, согласно закону, происходит по мужской линии.

Критерий лидерства дифференцирует семьи на три группы: 1) патерналъную (доминирование мужчины), 2) матернальную (доминирование женщины), 3) эквалитарную (равенство ролей). Самой демократической счита­ется эквалитарная семья, контроль в которой разделен между мужем и женой, оба они на равных участвуют в принятии семейных решений.

В завершении изучения этой темы важно исследовать и обдумать вопрос о социальных изменениях, которые происходят в сфере семейных отношений. Как мы уже отмечали, эволюция семьи как социального института обусловлена развитием общества, спецификой социально-экономических и социально-политических процессов. При этом брачно-семейные отношения обладают относительной самостоятельностью, так как помимо объективных, внешних факторов на семью влияет ряд других, внутренних, обстоятельств, в частности, нравственно-психологические характеристики индивидов.

В то же время сегодня семья больше, чем раньше, подчиняется требованиям общественного производства. Заботясь об индивиде, его личностном потенциале, она находится под прессом требований рыночных отношений и должна считаться с ними. Будучи общественным институтом, семья должна создавать и формировать индивидов, которые соответствуют существующим общественным ожиданиям и в состоянии активно участвовать в общественной жизни. Кроме этого, в свете новых походов к осмыслению развития человеческого потенциала (феминистского, гендерного и др.) актуализируется и новое представление о мужчинах и женщинах, их предназначении в семье и обществе, т.е. семья должна быть той средой, которая помогает мальчикам и девочкам, женщинам и мужчинам полнее самореализоваться, стать совершеннее и через них сделать общество более гармоничным.

В последнее время происходят изменения и другого порядка. Растет экономическая и социальная независимость женщин и их духовное раскрепощение как следствие вовлечения в общественную и профессиональную деятельность вне дома. Трудовая активность женщин, с одной стороны, повышает благосостояние семьи, а с другой стороны, обуславливает их большие требования к брачно-семейным отношениям и большую решительность при разводе, тем самым делая семью менее устойчивой. Это неизбежное явление, связанное со становлением новых отношений. Указанные процессы сопровождаются изменением брачно-семейной идеологии, взглядов мужчин и женщин на семейную жизнь, распределение ролей в семье, супружескую верность, характер отношений между поколениями.

Ряд противоречивых и негативных тенденций развития современной семьи - уменьшение прочности брачно-семейных отношений (что подтверждается статистикой разводов и ростом напряженности отношений между родителями и детьми), снижение рождаемости, рост количества неполных (монородительских) семей, внебрачной рождаемости, ослабление роли семьи в деле социализации молодого поколения (рост среди подростков самоубийств, преступности, наркомании, алкоголизма и т.д.) вызвали в общественной среде разговоры о кризисе семьи. Мнение о кризисе семьи как социального института возникло впервые в США в начале 70-х годов ХХ века.. Однако в конце 70-х годов наметился ренессанс семейных ценностей. Возникло так называемое просемейное движение. Сегодня большинство американских социологов перестали драматизировать ситуацию и перешли к серьезному анализу ситуации.

В России обсуждение проблемы кризиса института семьи пришлось на более поздний период. В 90-е годы многие социологи стали поднимать тему кризиса института семьи[23], подразумевая ее неспособность выполнять те функции и ту роль, какую семья призвана выполнять и какую выполняет всегда.

Некоторые исследователи, в частности А.И. Кузьмин, считают, что у института семьи в современном российском обществе налицо не только глубочайшие проблемы, которые заставляют говорить о серьезном кризисе, но и несомнен­ные позитивные тенденции.[24]

Несмотря на обнадеживающие тенденции, в целом семья переживает кризис, который, по мнению А.И. Кузьмина, следует считать кризисом институциональным и культуро­логическим. Главной причиной выступает то обстоятель­ство, что в институте семьи рушатся те исторические скре­пы, на которых он всегда держался, прежде всего связи между поколениями, родителями и детьми, семейные и этнические узы.[25]

В. Борисов и А. Синельников отмечают, что при совре­менном уровне смертности, уровне разводов среди супругов с детьми и росте числа детей, рожденных вне брака, доля детей, которые проведут часть своей жизни в семье с одним родителем, достигла 63, 3%[26]. Продолжающийся экономичес­кий кризис не позволяет пока стабилизировать ситуацию и принять меры по оздоровлению института семьи. Однако социологи считают, «семья может стать ключевым фактором в развитии стабильного среднего класса и способствовать возрождению России»[27].

Нередко отечественные социологи гипертрофируют осо­бенности России, считая происходящее в ней уникальным. На самом деле многие экономические, демографические и семейные закономерности, характерные для нынешней России, в то или иное время были присущи всем индуст­риально развитым странам, но на более ранних этапах развития. Это касается основного аргумента, выдвигаемого в пользу институционального кризиса семьи, - роста раз­водов.

Итак, глобальные общественные изменения вызывают к жизни и новые типы семейных отношений, и новые тенденции в их развитии. Отражая социальное воздействие, влияние новых технологий, семейные структуры у разных людей в разное время могут быть и нормальными, и отклоняющимися от нормы. Однако семья показывает свою жизнеспособность во все времена, в том числе и сегодня, адаптируясь и творчески преобразуя свое внутреннее содержание перед лицом быстрых изменений в индустриальном и постиндустриальном мире. Незыблемость семьи как основной формы жизни людей кажется неоспоримой, потому что какие бы трансформации ни переживал этот институт, большинство взрослого населения во всем мире сегодня предпочитает жить в семье.

Обязательная литература

Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: ИНФРА-М, 2005.

Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 тт. Т.10: Гендер. Брак. Семья.- М.: ИНФРА-М, 2006.-Разделы Ш и 1У.

Социология: Учебник для вузов./ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко.- 2-ое изд., перераб.и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- Гл. 13.

Социология семьи: Учебник./ Под ред. проф. А.И. Антонова.- 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005.

Дополнительная литература

Артюхов А.В. Государственная семейная политика и её особенности в России.// Социологические исследования-2002-№ 7.

Бабаева Л.В., Нельсон Л. Деловая активность женщин в новых экономических структурах// Социс. - 1992. - № 5.

Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. - М., 1996.

Вишневский А.Г. Современная семья: идеология и политика// Свободная мысль. - 1993. - № 11.

Власов В.В. Профессия и семья// Социс. - 1995. - № 5.

Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция// Социально-политический журнал. - 1995. - № 6.

Зритнева Е.И. Социология семьи: Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2006.

Ковалева А.И. Семья как институт социализации.// Материалы Всероссийской научной конференции «Современное российское общество: состояние и перспективы».(Первые казанские социологические чтения).Казань, 15-16 ноября 2005 г. Т.3.- Казань: Центр инновационных технологий, 2006.- С. 53-59.

Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование).- СПб.: Наука, 2003.

Римашевская И., Ванной Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году.- М., 1999.- С. 30.

Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология. М., – Львов, 1998.- Гл. 5.

Федотова Ю. В. Проблема понимания кризиса семьи.//Социологические исследования.—2003.—N 11.— С. 137-141.

Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.- М., 1979.

Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие.- 2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К, 2003.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Предмет социологии семьи.

2. Социология семьи в системе социологических дисциплин.

3. Связь социологии семьи с другими общественными науками.

4. Становление социологии семьи как самостоятельной дисциплины.

5. Развитие социологии семьи в России.

6. Понятие семьи. Социальная сущность семьи.

7. Семья и брак как социальные институты

8. Семья как малая группа.

9. Исторические изменения семьи.

10. Функции семьи (специфические и неспецифические).

11. Социально-экономические факторы репродуктивного поведения.

12. Общая и семейная социализация.

13. Типология семейных структур.

14. Моногамная семья: кризис или трансформация?

15. Социологический и психологический подходы к изучению семьи как малой группы.

16. Современные социологические подходы к изучению положения женщин в обществе и семье.

17. Стабильность брака, факторы прочности семейно-брачных отно­шений.

18. Эмансипация женщин и деформация традиционных основ жизне­деятельности семьи.

19. Социальные и психологические причины конфликтов в семье.

20. Социальная динамика развода, его социальные последствия.

21. Социальные проблемы насилия в семье.

22. Проблема кризиса современной семьи: причины и следствия.

23. Особенности проявления глобального кризиса семьи в России.

24. Цели и задачи государственной семейной политики на современ­ном этапе.

25. Региональная модель семейной политики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.