Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для самостоятельного изучения темы 1.1.






Социология (от лат. societas – общество и греч. Logos – учение) – «наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов». (Российская социологическая энциклопедия /Под. Общ. ред. Г.В.Осипова. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА, 1999.- С. 486.) Хотя это определение можно прочесть в солидном энциклопедическом издании и оно отражает специфику социологии как науки, его нельзя назвать ни исчерпывающим, ни единственно признаваемым всеми членами социологического сообщества. При изучении этой темы необходимо учитывать, что социология никогда не была единой наукой, распадаясь на значительное число школ и направлений, претендующих на выражение сущности этой науки, определение ее объекта, предмета и самой сущности социологического подхода к анализу социальных явлений. Таким образом, при прочтении рекомендуемой по теме литературы можно столкнуться с различными подходами к определению сущности этой науки и интересными классификациями точек зрения на ее предмет. Кроме того, нельзя говорить о социологии как о чем-то неизменном, в ней происходит постоянный пересмотр соотношения между ее объектом и предметом. В самом общем смысле объектом социологии является общество и различные социальные общности, а предметом – социальные взаимодействия.

Для того чтобы разобраться во всех направлениях и течениях социологической мысли необходимо прояснить парадигмальный статус социологии как науки. Изучение критериев выделения и обоснования парадигм в современной социологии, общая характеристика каждой из них – важный момент освоения этой темы.

Отметим, что преобладающим в отечественных учебниках является подход, в рамках которого утверждается, что социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве ее компонентов. Системный анализ предполагает изучение общества в трех взаимосвязанных аспектах: структурном, функциональном и динамическом.

За почти два века своего существования социология выработала свой язык. Понятийный аппарат играет огромную роль в концептуализации предметной области социологии. Начиная осваивать основы социологии как науки, полезно запастись словарями, энциклопедиями и другими изданиями справочного характера для того, чтобы обращаться к ним для прояснения ключевых понятий отдельных тем изучаемой дисциплины. Вынесенные в программу изучения данной темы категории социологии являются ключевыми и уяснить для себя их содержание необходимо в первую очередь.

В ходе анализа основных вопросов темы полезно будет обратиться к первоисточникам, т.е. к фундаментальным работам как классиков социологии – Э.Дюркгейма, М.Вебера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Р.Мертона, а также и крупнейших современных социологов, особенно тех, кто предпринял попытку систематического изложения курса социологии для начинающих – Э.Гидденса, П.Бергера, П.Штомпки.

Структура социологического знания также претерпевала значительные изменения на протяжении всего времени существования этой науки. Принято выделять «вертикальное» измерение социологического знания: теоретический и эмпирический уровни, а также прикладной, связанный с использованием результатов конкретного социологического исследования для изменения той или иной стороны социальной жизни, решения социальной проблемы. Часто отмечают наличие в структуре социологического знания уровня промежуточного, находящегося между теорией и эмпирикой: оно представлено «теориями среднего уровня» (термин Р.Мертона), в качестве которых выступают специализированные теории (например, теория социализации, теория социальной стратификации и другие). «Горизонтальная» структура представлена совокупностью отраслей социологии, каждая из которых посвящена изучению отдельной сферы жизни общества.

Функции социологии как науки являются предметом дискуссии социологов, так же как и этические принципы деятельности социологов профессионалов. Необходимо обратить внимание на то, что в современной учебной литературе выделяют те функции социологии, которые важны для поиска путей оптимального общественного развития (например, прогностическая, управленческая, критическая и ряд других) и те, которые связаны с жизнедеятельностью каждого конкретного человека. Так, например, П.Штомпка указывает, что социология помогает просвещенным гражданам рациональным способом найти смысл жизни, определить собственную идентичность, выявить возможные шансы и последствия своих действий, а Э.Гидденс добавляет, что она помогает стать более терпимым к социокультурным различиям людей в современном мире. В целом, социологи заняты тем, что пытаются определить основные закономерности поддержания социальной реальности как коллективной жизни людей. Среди их основных задач – определение тенденций социального развития на основе учета разнообразных факторов.

Обязательная литература

Кравченко А. И. Социология: Учеб. для вузов / А.И.Кравченко.— 4-е изд..— М.: Академический проект, 2002.—508 с.

Социология: основные термины: [учебно-методическое пособие] / Казан. гос. ун-т; [сост. Р. Г. Минзарипов].— Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008.—131 с.

Фролов С.С. Социология: Учеб. для студ. вузов / С.С.Фролов.—3-е изд., доп.— М.: Гардарики, 2003.—343с.

Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. — Екатеринбург, 1992.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: учебник для вузов. — М., 1998.

Батыгин Г.С. История социологии: Учебник. — М., 2004.

Дополнительная литература

Штомпка П. Социология. Анализ современного общества.- М.: Логос, 2005.- 664 с.

Гидденс Э. Социология.- М., 1999.

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива.- М., 1996.

Монсен П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию. - М., 2000.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие трактовки предмета социологии вы изучили? В чем их сходство и чем они различаются?

2. Как соотносится социология с другими общественными науками?

3. Каковы структура и функции социологии как науки? Есть ли взаимосвязь между ними?

4. С какими парадигмами в социологии Вы познакомились? Опишите их.

5. Что означает макро- и микро подход в социологии?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.