Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характер и способности






 

№ п/п Название подструктуры   Содержание подструктуры Соотношение Их формирование
1. Направленность личности – система доминирующих мотивов Убеждение, мировоззрение, идеалы, склонности, интерес Биологического почти нет Воспитание
2. Социальный опыт человека Система знаний, умений, навыков, привычек Значительно больше социального Обучение
3. Психические свойства и процессы Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущение, память Приблизительно поровну Упражнение
4. Биопсихические свойства личности (темперамент) Темперамент, половые, возрастные особенности нервной системы Социального почти нет Тренировка повторения

 

Все эти подструктуры присущи человеку.

Интроиндивидуальную подструктуру Петровский предлагает рассмотреть в качестве отдельной подструктуры свойства личности, которые присущи ей, но которые обеспечивает социальное окружение. Пример: авторитарность – она может быть обеспечена такими качествами, как жестокость, готовность к уничтожению слабого, своеволие, цинизм; а может быть обеспечена такими качествами как принципиальность, справедливость, тактичность, доброжелательность.

Третью подструктуру Петровский называет «вклады личности в других людей» – метаиндивидуальная структура. Он считает эту проблему самой главной. Согласно этой концепции личность существует в трех областях: интраиндивидуальная, интериндивидуальная и метаиндивидуальная. Рассматривая развитие личности, Петровский связывает этот процесс с процессом вхождения личности в разные социальные группы, где основным противоречием становится противоречие между потребностью человека быть личностью и заинтересованностью социального окружения в этом процессе.

Другую точку зрения предлагает Андреева. Она исходит из других предпосылок. Основными проблемами личности в социальной психологии является:

1) изучение того, как индивид приобретает социальные качество и посредством каких групп осуществляется это влияние на личность – проблема социализации;

2) это то, как личность себя реализует в социальном обществе – проблема социальных установок.

 

2. Социализация – это процесс и усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Считается, что социализация начинается с первых дней индивида.

Виды:

1. Социализация как воспитание.

2. Социализация как развитие.

Начинается социализация включение ребенка в разные сферы. Процесс социализации происходит благодаря:

- расширению и усложнению форм и видов деятельности;

- включению в разные виды и формы деятельности расширяющихся и углубляющихся сфер общения;

- благодаря видам деятельности и сферам общения развивается самосознание личности, повышается уровень рефлексии.

Благодаря всему этому можно сказать, что процесс социализации проходит в три этапа:

1 – дотрудовой этап:

а) ранняя стадия социализации – до 8 лет

б) стадия обучения

Ведущий вид деятельности – игра – общение, учебная деятельность – общение.

Факторами является семья, детское дошкольное учреждение, референтные группы. Механизмами социализации является подражание, внушение, убеждение.

2 – трудовой этап:

Ведущая деятельность – трудовая.

Фактор: трудовой коллектив, референтная группа.

Механизмы: адаптация, руководство, инструктирование.

3 – послетрудовой этап

Ведущая деятельность – труд, общение.

Фактор: семья, референтная группа, трудовой коллектив.

Наряду с малой группой (микрофактором процесса социализации) существует и мезофакторы и макрофакторы.

Мезофакторы – этноисторические условия: характерный вид деятельности; понятие о семье, о взаимоотношениях в семье, понятие о способах развлечения, понятие о нравственных нормах, национальный характер.

Макрофакторы – мировые процессы как экологические, экономические, военно-политические. Это природно-климатические условия страны, это политико-социальные условия страны.

III. Результатом процесса социализации являются преобразования: мотивационной системы личности, формирование определенных черт характера, развитие соответствующих способностей, ценностные ориентации, социально-типичные, национально-типичные.

Рядом авторов проблема как? и почему? личность выступает в определенных ситуациях именно таким образом связывают с понятием социальная установка: готовность личности поступать таким образом, как это принято в группе, членом которой он является.

Социальная установка по своей структуре имеет три основных компонента:

- когнитивный – это знания о каком-то объекте, суждения, убеждения. Эти знания могут быть правдивыми и искаженными, последовательными и противоречивыми, полными и неполными;

- эмоциональный – это система чувств, связанная у человека с этим объектом.

Они могут быть положительными, отрицательными, амбивалентными (положительными и отрицательными одновременно).

- поведенческий (предрасположенность к определенному либо положительным, либо отрицательным действиям в отношении этого объекта.

 

когнитивный I – соотношение этих

компонентов

II – когда когнитивный не

 
 

эмоциональный соответствует эмоциональному и поведенческому

 

поведенческий

 

В случае несовпадения компонентов социальной установки мы имеем дело с коллективным диссонансом (рассогласование): конфликтная ситуация личности с самим собой (интроперсональный конфликт), либо это конфликт личности с окружением (интерперсональный конфликт):

1) конфликт при рассогласовании во мнениях;

2) расхождение между убеждениями личности и нормативными правилами;

3) диссонанс культур.

Ряд исследователей считает, что социальная установка выполняет следующие функции:

- приспособительная функция (адаптивная);

- эгозащитная функция (благоприятствует разрешению внутренних конфликтов личности): делать как все (сбегать с уроков, если все, то на душе спокойно);

- ценностно-выраженческая – самореализация (способ выражения себя как личности);

- функция организации знаний (организация внешнего поведения личности).

Социальная установка дает правильные рекомендации в отношении определенного объекта.

Несмотря на то, что социальная установка трудно изменяется, к основным методам относятся: убеждение, организация поведения, показ, внушение, заражение, обучение, при этом следует учитывать:

- конкретную ситуацию;

- индивидуальные особенности самостоятельной личности;

- учитывается возраст человека (с возрастом изменить социальную установку труднее);

- аудитория и личность.

 

Социальная установка – готовность индивида к восприятию информации и приобретению жизненного опыта.

Основной путь формирования установок – практическая жизнь и социальный опыт.

Социальные установки могут формироваться в процессе перенесения ценностного представления, то есть ценностное представление об одном предмете аналогично переносится на другой и так формируется установка.

Социальная установка носит национальный характер, то есть человек мыслит, воспринимает окружающее так, как это требует класс, к которому он принадлежит.

Психически воспитание является средством формирования и изменения социальных установок. Основные составляющие социальных установок – знания, эмоции, действия и для того, чтобы изменить социальную установку нужно изменить хотя бы одну из этих составляющих.

Путь изменения социальной установки у детей:

1. Привлечение ребенка к определенному вопросу.

2. Возбуждение интереса.

3. Представление ребенку нового материала.

4. Указание ребенку о ходе дальнейших его действий по отношению к предмету.

Социальная психология берет свое начало из общей. Хотя между этими науками существуют различия. Общая психология изучает личность, внутриличностные конфликты. Социальная психология изучает человека во взаимоотношении с другими людьми.

Существует двухсторонняя связь – не только знания из общей психологии помогают лучше изучить и понять социальные отношения, но и изучение социальных отношений пополняет знания общей психологии.

Связь с зоопсихологией. Для того, чтобы лучше понять механизмы общения людей нужно более основательно изучать филогенетическую основу.

С возрастной психологией, педагогической и детской – проблемы социализации, изучение основного средства коммуникации – речь – вот основные проблемы.

С психологией труда и инженерной психологией. Изучает планирование труда.

С военной, космической, медицинской и спортивной психологией.

Роль и место конфликта в клинике неврозов, проблема адаптации личности и т. д.

Современные достижения в военном деле, в космическом открываются при помощи взаимодействия различных групп и изучением этих групп и занимается социальная психология.

С социологией – национальные и классовые типы мышления и т. д.

 

Адаптация личности – это процесс, сущность которого заключается в развитии устойчивого положительного отношения к выполнению деятельности, в появлении субъективного чувства удовлетворенности этим видом деятельности, выработки человеком адекватным объектом социальной среды и своим индивидуальным особенностям способов проведения и деятельности (касается любой деятельности)

Исходя из этого можно выделить две группы показателей:

1. Субъективные показатели – к ним относятся:

- особенности мотивационной сферы (внутренние или внешние мотивации, мотивы направленности – адаптация, направленная на задачу или мотивы, направленные на деятельность);

- самочувствие или удовлетворенность (удовлетворенность – неудовлетворенность, заинтересованность – незаинтересованность, хорошее – плохое настроение);

- удовлетворенность системой межличностных отношений.

2. Объективные показатели – это результаты поведения и деятельности:

- стремление к усвоению деятельности;

- стремление к преодолению трудностей в процессе ее выполнения;

- проявление творческой активности;

- качество выполнения;

- удовлетворенность личностью членами группы.

При определении уровня адаптации:

- высокий;

- средний;

- низкий.

Адаптация или диадаптация. Используются обе группы показателей.

Возможны следующие варианты соотношения этих групп:

1) субъективные равны объективным (когда высокая удовлетворенность и высокий результат деятельности);

2) субъективные несоотносимы с объективными: высокий субъективный показатель (хорошее настроение) и низкий объективный показатель или наоборот;

Для определения уровней адаптации подбираются методики в соответствии с выделенными показателями.

В коллективе существует три уровня отношений (по Петровскому):

1) непосредственно межличностные отношения (симпатия, антипатия);

2) опосредованные деятельностью межличностные отношения;

3) межличностные отношения, обусловленные принятием целей совместной деятельности.

Показатели опосредования межличностных отношений:

- коллективистское самоопределение (КС): способность личности (каждого члена группы) отстаивать свою точку зрения в условиях заблуждающегося большинства; положительно влияет;

- ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), общность мнений членов группы по поводу значимых для личности событий;

- действенная групповая идентификация (ДГИ): способность членов группы оказывать поддержку каждому члену группы.

Группа Коллектив
Сплоченность (главный показатель межличностных отношений) в группе Сплоченность = = 1 Ценностно-ориентационное единство
Конформизм – давление личности на группу Коллективное самоопределение
Эмпатия – привлекательность членов группы друг к другу ДГИ
Непосредственные отношения Опосредованная деятельность

Эти отношения формируются в процессе развития коллектива (Петровский).

 

Чаще всего в развитии коллектива выделяют три основных стадии:

1) Начальная стадия: на этой стадии основные функции по созданию коллектива лежат на руководителе.

Основные функции руководителя:

- знакомство членов коллектива с основными целями и задачами;

- распределение ролей с учетом подготовленности детей и их личных пожеланий;

- определяет режим работы и необходимые требования к соблюдению этого режима и деятельности коллектива;

- контроль за исполнением – точность, аккуратность;

- руководитель присматривается и изучает членов своего коллектива.

2) Стадия дифференциации: на этой стадии завершается изучение членами друг друга и в результате образуются микрогруппы:

микрогруппы по совместимости деятельности:

- наиболее сознательные и деятельные члены коллектива образуют группу актива;

- группа добросовестных исполнителей: люди, которые понимают свои обязанности, выполняют требования дисциплины, но дальше этого их активность не распространяется;

- группа пассива – люди, которые не участвуют в других формах деятельности кроме основной;

- группы «дезорганизаторов» – люди, которые мешают выполнению основного вида деятельности в коллективе.

На этой стадии руководитель меняет тактику работы. Теперь в его работе должны доминировать демократические формы руководства.

3) Синтетическая стадия: на этой стадии формируется отношение ответственной зависимости «Я требую от себя также, как требую от других».

Основными показателями является единство установок, ценностей, единство воли.

Референтная группа – это группа, нормы и ценности которой человек принимает и относит сам идеально и реально к члену этой группы.

Очень часто официальные группы не являются референтными. Причиной этого может быть:

1) группа не выполняет основных функций в отношениях конкретной личности;

2) группа не обеспечивает достаточным престижем; не имея престижа человек чувствует неудовлетворенность;

3) в официальной группе ребенок занимает положение отверженного, его никто не выбирает;

4) свойства личности самого ребенка: конфликтность, замкнутость, агрессивность;

5) социальная мобильность человека.

К основным функциям референтной группы можно отнести:

- нормативность – определяет стандарты поведения;

- сравнительно-оценочная – эти образцы поведения служат эталоном для оценивания себя и других людей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.