Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закономерности взаимодействия и общения людей






1. Общение, его социально-психологический контекст.

2. Структура общения:

а) общение как обмен информацией (коммуникативный аспект общения);

б) общение как взаимодействие (интерактивный аспект общения)4

3. Способы воздействия на человека в процессе общения.

4. Технологии взаимодействия.

 

Литература

Андреева. Социальная психология.

Юсупов И. М. Психология взаимопонимания.

Митина Л. Мучитель как личность и профессионал.

Алан Пиз. Язык телодвижений.

 

1. Социальная психология пытается раскрыть конкретный механизм «плетения» индивидов в ткань социальной реальности. Сложность заключается в том, что нельзя сначала изучать личность, а потом социальное окружение, так как личность является и продуктом этих отношений и их созидателем. Именно поэтому исследование личности есть другая сторона исследования общества. Поэтому с самого начала важно рассматривать личность в общей системе общественных отношений. Они включают отношения первого порядка: производственный, материальные, политические, этнологические и другие. Их специфика заключается в том, что они носят безличный характер, то есть это не отношение индивида к индивиду, а отношения индивидов как представителей отдельных групп. Эти отношения выполняются индивидом как носителем социальной роли (врач, рабочий, строитель).

Социальная роль – это организация нормативно одобренных способов поведения, ожидаемых от каждого, занимающего ту или иную позицию. Эта заданность поведения не абсолютна, она оставляет диапазон возможностей для каждого, кто выполняет эту социальную роль. Этот диапазон возможностей является основой для построения внутри системы безличностных отношений, отношений второго порядка – личностных, межличностных, психологических и реализация этих отношений осуществляется в актах общения и взаимодействия.

Таким образом, общение в социальной психологии можно рассматривать:

а) как одну из сфер социализации личности, то есть развитии;

б) как средство реализации межличностных отношений;

в) как деятельность, как сторону деятельности или как средство деятельности, но в любом случае общение понимается как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

 

2. В социальной психологии выделяют следующие стороны общения: а) коммуникативную; б) перцептивную; в) интерактивную.

а) Под обменом информацией мы понимаем обмен знаниями, идеями, интересами, настроениями, чувствами. Специфика коммуникативной стороны общения:

1) обмен информацией рассматривается как активный процесс;

2) обмен информацией всегда предполагает воздействие партнеров на общение. Результатом должно стать либо изменение поведения, либо изменение его мысли;

3) обмен информацией предполагает единую систему знаков (значения);

4) в процессе обмена информацией могут возникать коммуникативные барьеры (Юсупов).

Сама по себе информация, исходящая от партнеров может быть двух типов: побудительная (приказ, просьба, совет, объяснение) и констатирующая (любое сообщение).

Побудительная информация может быть в виде:

- интердикции – эта информация не допускающая определенных действий или запрет нежелательных средств обучения;

- активации – это информация побуждающая человека действовать в заданном направлении;

- дестабилизирующая – это информация, которая приводит к рассогласованию или нарушению каких-то форм поведения.

Сложный вопрос, касающийся передачи информации связан с повышением эффективности речевого воздействия.

Формула коммуникативного воздействия включает в себя следующие этапы:

1) Кто передает информацию или коммуникатор;

2) Что он передает или сообщение;

3) Как он передает – это канал информации;

4) Кому он передает – это либо личность, либо аудитория;

5) С какой эффективностью передается эта информация – эффективность информации.

Существует такое понятие как коммуникативное свойство и качество личности. Открытость, готовность к контактам, умение устанавливать контакт, психологический такт – понимание контекста ситуации. Содержание информации мы передаем. Здесь самое главное это подать информацию, чтобы она соответствовала уровню развития. Она может передаваться непосредственным и опосредованным путем. При непосредственной передаче очень большое значение имеет: понимание мотивов партнеров, владение средствами общения, достижение общей цели в процессе общения.

Средства общения делятся на вербальные и невербальные. Невербальные:

1. Кинесика – это экспрессия (выразительные движения и физиогномика) и авербальные действия (стук, грохот, кашель, контакт глаз).

Акустическая система – просодика (темп, громкость, высота) и экстралингвистическая система (вздохи, интонации голоса).

Такесика – это прикосновения статические и динамические (поглаживание, похлопывание).

Ароматорика – запах тела, запах косметики.

2. Пространственно-временная структура общения (расстояние между общающимися партнерами и положение их).

Эффективность коммуникативного акта во многом зависит от знания партнерами друг друга. В психологии существует два процесса, которые способствуют познанию человека человеком:

- идентификация - уподобление себя другому, эмпатия – это эмоциональная идентификация;

- рефлексия – познание человеком самого себя. Чувство непонимания – это результат рефлексии.

 

б) Межличностное восприятие возможно на житейском и научном уровнях. На житейском уровне восприятию человека человеком помогает имплицидная теория личности (то есть, скрытная). В основе формирования имплицидной теории личности лежат следующие механизмы: интерпретации поведения и свойств личности:

- аналитические – каждому из элементов внешности приписываются свойства личности;

- эмоциональные качества личности приписываются человеку в зависимости от эстетичности внешности этого человека;

- перцептивно-ассоциативные – человеку приписываются качества другого человека, внешне на него похожего;

- социально-ассоциативные – человеку приписываются качество того социального типа, к которым он отнесен на основе внешности.

На основе анализа этих механизмов появилась специальная отрасль социальной психологии, которая называется казуальная атрибуция – занимающаяся изучением механизмов приписывания другому человеку каких-то качеств или свойств.

1. Установлено, что при восприятии человека, одни люди склонны ориентироваться на внешние признаки, а другие на оценку взглядов человека.

2. Выявлена закономерность, которая указывает на зависимость оценки другого человека от предшествующего опыта или предшествующей оценки восприятия:

- эффект социальной установки;

- эффект ореола влияния первого положительного впечатления на оценку этого человека;

- эффект первичности и новизны (знакомые люди – последняя информация является наиболее значимой; незнакомые люди – первая информация является значимой).

3. Была установлена закономерность, как «контраст представления». Плохому человеку приписывались гипертрофированные отрицательные черты, а себе противоположные.

4. Как правило, оценивая другого человека положительно, мы снижаем степень выраженности этого качества у другого человека.

5. Точность воспроизведения человека человеком зависит от знаний этих закономерностей и формирования в результате тренингов чувствительности или социально-психологических тренингов.

 

в) Интеракция – взаимодействия. Взаимодействие – это та сторона общения, которая фиксирует не только обмен знаками, но совместные действия партнеров по общению. К наиболее распространенным формам взаимодействия относят:

+ кооперация - конкуренция

приспособление конфликт

ассоциация оппозиция

согласие диссоциация

В процессе взаимодействия работают следующие способы воздействия: заражение внушение, убеждение, подражание, пример авторитетного поведения.

Заражение – характеризуется бессознательной, невольной подверженностью индивида определенному психологическому настрою.

Например: ритуальные танцы, массовые психозы, заражение массового воздействия.

Основным механизмом заражения является суммация эмоциональных состояний, причем, чем больше аудитория, тем больше эффективности заражения. Основными формами заражения как воздействия являются:

1) усиление групповой сплоченности, когда она имеет место;

2) функция компенсации недостаточно организованной группы.

К особенной ситуации заражения можно отнести ситуацию паники, которая вызвана недостатком информации или событием, которое напрямую связано с жизнью людей; поведение людей в условиях средств массового воздействия (спортивные мероприятия, забастовки) и средств массовой коммуникации (радио, телевидение). Для предупреждения негативных моментов заражения необходимо знать:

- о существовании «стимулов включения». Например: громкие аплодисменты, недостаточность, значимость для человека информации;

- человек, находящийся в состоянии паники в той или иной мере уже ей подвержен;

- состояние паники распространяется в зависимости от культуры людей, общности их установок, оценок и т. д.

Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу, оно адресовано не к разуму, а к его чувствам, не к готовности рассуждать, а к готовности действовать.

Иногда внушение рассматривают как вариацию заражения, но:

1) при заражении наблюдается равенство переживаний. При внушении этот процесс односторонний;

2) внушение чаще всего носит вербальный характер, а заражение чаще всего невербальный процесс;

3) внушение чаще всего процесс персонифицированный, а заражение – это процесс спонтанный.

Внушаемость как степень податливости человека. Внушающему воздействию способствует:

- индивидуальные способности человека. Например: впечатлительность без глубокого анализа;

- авторитет источника – чем выше авторитет, тем быстрее снижается сопротивление внутреннему воздействию;

- содержание самой информации, влияющей на окружающее воздействие.

Функции те же самые, что и у заражения.

Подражание – воспроизведение индивидом образцов демонстрирующего поведения.

Основные функции: воспроизведение, распределение стабильного социального опыта, средство приобщения индивида к групповым нормам и ценностям. Снижается персональная ответственность при подражании.

Убеждение – способ социально-психологического взаимодействия, основанный на системе логических доказательств и предполагаемое осознанное отношение того человека, который воспринимает информацию.

Исторически – это самая поздняя форма взаимодействия. Убеждение бывает эффективным, если учитываются следующие закономерности:

- содержание и форма убеждений должна отвечать возрастным особенностям личности или аудитории;

- при любых условиях убеждение должно быть последовательно, логично;

- при убеждении необходимо использовать как обобщающие, так и конкретные факты.

При убеждении часто бывает необходимо анализировать факты, которые одинаково известны обеим собеседникам. Обсуждение факта является более доказательным фактом передачи информации. Человек должен сам глубоко верить в то, о чем он говорит. Поскольку мы говорим о способах воздействия одного человек на другого, то есть смысл рассмотреть способы принятия воздействия (механизмы):

- приспособление, адаптация;

- подражание;

- заражение;

- внушение;

- критическое восприятие информации;

- идентификация и др.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.