Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познание. Знание. Восприятие. Представление. Предмет. Феномен. Объект. Субъект. Мышление. Интерпретация. Знак. Понятие. Рассудок. Разум. Истина. Факт. Интуиция. Смысл. Концепт.






II. Три теории познания ֍

На основе изучения литературы (№№ 1 и 3) составьте собственные наглядные схемы познания, согласно теориям Платона, Джона Локка и Иммануила Канта. Схемы представьте горизонтально, на развороте.

Платон Локк Кант
     

 

Смотрите, кроме того, задания в Приложениях 1 и 2.

III. Теоретико-познавательные стратегии (см. Литература № 5)

{ заполнить таблицу }

Доктрина Сущность Представители
I. «Пессимистические» доктрины
1. Скептицизм Сущность скептицизма состоит в отрицании возможности достижения истинного, т.е. доказательного и всеобщего, знания и в признании то­ го, что относительно любого суждения можно высказать прямо ему противоположное и ничуть не менее обоснованное. Горгий и Ксениад Коринфские, Секст Эмпирик, Д. Юм
2. Агностицизм позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию. Иммануил Кант, Томас Хаксли, Давид Юм, Чарлз Дарвин, Альберт Эйнштейн
II. Конструктивные доктрины
II.1. Реалистические теории  
Общая характеристика: Общая характеристика: Они выводят знание из реального, т.е. существующего независимо от нас и на нас активно воздействующего, внешнего мира.
1. Наивный реализм 1) знание есть продукт отражения внешнего мира, наподобие того, как предметы отражаются в зеркале; 2) познавательный образ в голове человека является более или менее точной копией оригинала, а в обобщенном сознании такое разведение оригинала и копии зачастую вообще не проводится; 3) источником знания являются чувственные данные, которые потом обобщаются и систематизируются интеллектом; 4) человек познает мир как бы один на один, без опосредствующего влияния социума, его культуры, практики и языка; 5) сознание человека напрямую связывается с функционированием мозгового субстрата, а иногда, как у вульгарных материалистов, мысль рассматривается как выделение мозга, наподобие того, как печень выделяет желчь. А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер
2. Научный реализм причиной возникновения знаний в голове человека, в том числе и знаний научно-теоретического характера, признается воздействие внешнего мира. Он первичен по отношению к любым продуктам человеческой практической и познавательной деятельности. Понятиям и законам научных теорий соответствуют реально существующие вещи и процессы, хотя здесь и необходимо учитывать конструктивную деятельность теоретика, а также влияние языка на познавательный процесс. Состояния нашего сознания производны от физико-химических процессов в мозге, хотя и опосредствованы социокультурными влияниями. У. Селларс, X. Патнэм, Дж. Смарт, Дж. Марголис
II.1.1. Натуралистические теории  
Общая характеристика: те модели, которые не сомневаются в существовании объективного внешнего мира, но рассматривают знание как нечто производное от природных процессов и, соответственно, считают возможным понимание сущности знания на основе познанных природных законов. Характерными чертами всех разновидностей натурализма являются редукционизм (попытка свести сложные закономерности к более простым), апелляция к данным естественных наук как надежной базе вынесения истинных суждений и общий (скрытый или явный) антиметафизический пафос, т.е. вера в возможность решить фундаментальные проблемы теории познания, не прибегая к философскому языку, философским методам анализа и мудрости историко-философской традиции.
1. Физикализм попытка решить теоретико-познавательные проблемы, переведя их на язык фундаментальных физических теорий и опираясь на установленные физические законы. О. Нейрат, Р. Карнап
2. Физиологический редукционизм направление гносеологических исследований, преимущественно концентрирующееся на вопросах соотношения тела и психики, мозга и сознания (психофизическая проблема) и считающее, что явления психической жизни человека и многие ее идеально-смысловые продукты (образы, понятия, структуры языка и т.д.) можно успешно объяснить на основе физиологических процессов и состояний, происходящих в человеческом организме. Д. Армстронг и Г. Фейгль
3. Нативизм попытка решить проблемы происхождения сознания и языка, опираясь на законы генетической наследственности. Здесь постулируется врожденный характер важнейших элементов чувственного восприятия (типа того, что мозг запрограммирован так, чтобы воспринимать электромагнитные и звуковые волны лишь определенной длины и частоты), категориальных структур мышления и грамматики языка. Р. Декарт, 3. Фрейда и К. Г. Юнг
4. Эволюционная эпистемология сущность человеческого знания может быть адекватно понята лишь в общем эволюционно биологическом контексте, а законы онто- и филогенетического развития знания и познавательных способностей человека могут быть вполне адекватно интерпретированы в терминах эволюционной теории. К. Лоренц, С. Тулмин И К. Поппер.
II.1.2. Праксиологические теории  
Общая характеристика: К праксеологическим теориям познания можно отнести те, которые рассматривают знание как следствие активной предметно-практической деятельности человека в окружающем его мире. Чаще всего в основе праксеологических взглядов лежит уверенность в объективном и независимом существовании внешнего мира, т.е. реалистическая установка, однако именно практическая деятельность (или практическая установка) рассматривается в качестве важнейшего условия возникновения и развития идеальных содержаний нашего со­ знания.
1. Генетическая эпистемология В основе прогрессивного самоусложнения системы интеллектуальных операций лежит, активная предметно-манипулятивная деятельность ребенка. Формирование первичных идеальных схем и логических операций мышления — это всегда результат интериоризации (перевода во внутренний, символический план) внешних предметных схем человеческой деятельности, относительно одинаковых (инвариантных), в различных эпохах и культурах. Ж. Пиаже
2. Прагматическая гносеология трактует знание с точки зрения его практической полезности и эффективной помощи при осуществлении тех или иных человеческих действий (предметных, политических, научных). Целью познавательной деятельности здесь объявляется преодоление разрушительных сомнений и достижение индивидом «устойчивого верования»; критерием же истинности знаний провозглашается их инструментальная полезность при решении проблемных ситуаций. В сущности, все знание сводится к преодолению проблемных ситуаций, где истина отождествляется с успехом, а заблуждение — с неуспехом в их преодолении. Ч.С. Пирс
3. Диалектический материализм Краеугольный гносеологический тезис марксизма гласит, что в фундаменте познания лежит не индивидуальная, а общественно-историческая практика людей и что отражение внешнего объективного мира человеком осуществляется им не в социальном вакууме, а во взаимодействии с другими людьми и сквозь призму общественно выработанных схем, норм и идеалов познавательной деятельности, которые меняются от эпохи к эпохе. Хотя знание и приобретает в ходе исторического развития человеческого общества относительную самостоятельность, тем не менее именно материальная, а не духовная общественная практика является определяющим фактором его исторической динамики. С точки зрения марксизма, именно материальная деятельность (т.е. деятельность человека по преобразованию материального мира и социальных условий своего существования) является и источником возникновения, и движущей силой развития, и высшей проверочной инстанцией человеческих знаний. К.Маркс, Гегель
II.2. «Платонические» теории  
Общая характеристика: доктрины, утверждающие, что знание образует особый идеально-духовный мир, являющийся трансцендентным (от лат. transcendent— выходящий за пределы) относительно индивидуального сознания.
Аргументы: 1. любое практическое действие человека, а как сейчас выясняется, и многие действия животных подразумевают наличие идеального плана действий. 2. общие понятия (числа, цвета, формы), а тем более философские категории типа времени, сущности или закона не выводи­ мы напрямую ни из какого внешнего опыта и социального научения. 3. знание имеет удивительное свойство, раз возникнув, приобретать как бы собственную жизнь и логику развития, независимые от воли и желания людей. 4. многие видные ученые и художники искренне верят, что научные открытия и художественные произведения не выдумываются и не изобретаются ими, а как бы уже существуют в особом «пространстве мысли» или «ландшафте смысла».
1. Христианская гносеология мир истинного божественного знания выступает и в роли онтологической основы существования мира материальных вещей, и как источник разумности индивидуальной человеческой души (тезис о человеке как об­ разе Божием), и как цель познавательных стремлений человека и всего человечества в целом (обретение Живой Истины Христа в Царствии Небесном), и, наконец, как условие гносеологического согласования мира вещей и мира идей, когда мы имеем дело с обыденным, научным или техническим знанием  
2. Пантеистическая гносеология Бог, рассматриваемый как идеальное естество мира или как абсолютная логическая идея, исторически раскрывает свою сущность в актах человеческого познания и творчества и в нем же достигает полноты своего самопознания и самоосуществления.  
Трудности: 1. возникает вопрос о свободном и творческом участии человека в осуществлении познавательного процесса. 2. не очень понятно, как следует мыслить этот онтологически сущий мир знания тем, кто непосредственно к нему не причастен. 3. вечным камнем преткновения для платонизма является вопрос о механизмах связи идеального бытия идей с их частными земными обнаружениями, будь то множество материальных вещей или же множество их идеальных вариаций в головах людей.
II.3. Имманентистские теории  
Общая характеристика: …
1. Имманентный субъективизм    
2. Имманентный объективизм    
3. Платонический имманентизм    
II.4. Трансцендентализм  
Общая характеристика Имманентистские доктрины утверждают, что знание является внутренне (имманентно) присущим сознанию человека во всей своей истинной полноте или же, напротив, во всей своей субъективной ненадежности, даже иллюзорности.  
1. Кантианство и неокантианство Всё, что мы можем воспринимать во внешнем опыте, — это содержание нашего собственного сознания. У нас нет доступа к вещам помимо наших субъективных идей, а, стало быть, и какой-либо действительности, независимой от нашего сознания, попросту не существует. Дж. Беркли
2. Феноменология В противовес солипсизму направлен на то, чтобы не познаваемое бытие сузить до размеров индивидуального сознания, а, напротив, сознание расширить до размеров всего познаваемого бытия. Утверждая, что противопоставление субъективного объективному в знании является ошибочным, представители имманентного объективизма постулируют, во-первых, наличие некоторого вполне объективного содержания в индивидуальном познающем сознании; во-вторых, рассматривают весь познавательный процесс как осознавание потенциальных содержаний сознания. В. Шуппе, И. Ремке, Дж. С. Милль, Р. Авенариус

 

IV. Объект и субъект познания { заполнить таблицу } (см. Литература № 5)

 

Характерные свойства
объекта субъекта
· Все то, на что направлена мысль познающего субъекта. · Любой объект познания представляет собой нечто трансцендентное, некую тайну, загадочное «X», относительно которого мы хотим получить знание.
  • Объект не остается неизменным.
· но и формировать объект познания. · Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей и укорененного в рамках космического целого, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта. · Существует коллективный субъект познания.

V. Структура сознания (см. Литература № 5)

 

· Сферы сознания { изобразите схематически }

 

 

· Уровни сознания { изобразите схематически }

 

Сверхсознательное
Осознаваемое
Бессознательное

 

 

VI. Чувственное и рациональное в познании (см. Литература № 5) ֍

 

  • Способности чувственного познания { заполнить таблицу }

 

Способность Общая характеристика
1. Внутренние (органические) ощущения это самое первичное, большей частью совершенно неосознаваемое витальное знание о процессах, происходящих в нашем теле, благодаря которому контролируется и поддерживается оптимальная жизнедеятельность организма.
2. Внешние (экстероцептивные) ощущения это деятельность внешних органов чувств, обеспечивающая получение сенсорной ин­ формации (тактильной, зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной) об отдельных свойствах предметов и процессов окружающего мира.
3. Восприятие Благодаря восприятию человек формирует целостные образы предметов внешнего мира на основе продуктивного синтеза и отбора сен­ сорной информации, поступающей от органов чувств.
4. Оперирование представлениями это способность к конструктивному манипулированию обобщенными и рационализированными образами предметов в отрыве от непосредственного перцептивного опыта.

 

 

  • Иерархия внеперцептивных форм влияния на чувственно-телесный образ мира

 

    1. знаковые (т.е. субъективированные) элементы в наших ощущениях, появляющиеся уже на уровне отбора и обработки сенсорных сигналов в коре головного мозга (например, способность к полихромному восприятию цветов, к распознаванию звуков определенной частоты и т.д.).
    2. архетипически-бессознательное структурирование перцептивного поля ощущений и восприятий.
    3. язык, его грамматика и лексика, задающие вполне определенную канву отбора и организации чувственного материала, а также узнавания и интерпретации внешних предметов.
    4. культурно-исторические предрассудки и ценностно-смысловые установки, обусловливающие во многом различные «миры», в которых живут представители разных эпох и культур.
    5. необходимо отметить такие, уже чисто субъективные, факторы организации чувственного опыта, как факты личной биографии, профессиональные навыки, экзистенциально-психологические предпочтения и сиюминутно-аффективные состояния.

 

  • Виды рационального познания { заполнить таблицу }
Вид Характеристика
1. Логическое мышление Три условия: 1. Наличие системы индивидуальных логических операций — идентификации, абстракции, обобщения, предикации, вывода и т.д. Система логических операций, которая поэтапно формируется в онтогенезе, образует инвариант порождения и понимания любых смыслов. Исследование логических операций ведется преимущественно в рамках психологии мышления. 2. В рамках формальной логики мышление изучается не в плане осуществления индивидуальных логических операций, а с точки зрения всеобщих логических форм (суждений, понятий, умозаключений и т.д.), придающих мышлению форму всеобщности и необходимости. Наличие логических форм позволяет мышлению приобретать доказательный, дискурсивно-обоснованный характер. 3. Логическое мышление есть мышление, опосредствованное языком (в отличие, например, от гуманитарного, о котором речь пойдет ниже). Без языка невозможны ни бытие логических форм, ни интерсубъективная коммуникация, ни тем более рефлексия систематического логического мышления над своими собственными основаниями. Особую роль в становлении систематического логического мышления играет овладение письменным языком.
Три вида: · наглядно-действенное · наглядно-образное
  • вербально-логическое.
Признаки логических категорий: 1. саморефлексивность: логическое отрицание категории (т.е. утверждение о ее небытии) всегда утверждает ее же. 2. взаиморефлексивность: взаимопереход друг в друга и взаимоутверждение полярных категорий при определенных условиях. 3. системная рефлексивность: каждая логическая категория «отражает» все другие категории, а потому может определяться лишь в рамках их целостной системы.
2. Рассудочное мышление Свойства рассудка: 1) оперирование четко определенными вербальными понятиями с интенцией на установление жесткой логической (родо-видовой)иерархии между ними; 2)направленность на выделение абстрактно-всеобщих свойств и связей реальности при отвлечении от всего случайного и единичного; 3)отчетливое преобладание аналитических процедур исследования по сравнению с синтетическими методами; 4)запрет на существование каких-либо противоречий в бытии и, соответственно, в познающем мышлении; 5)отсутствие развитой рефлексивно-критической установки и вытекающий отсюда интеллектуальный «соблазн» гипостазирования научных абстракций.  
3. Ценностногуманитарное и творческое познание Сходные черты: 1. Объектом гуманитарного познания являются не закономерности природы или общественной жизни (как в естествознании и общественных науках) и не абстрактные идеальные объекты в виде чисел или логических отношений (как в логике и математике), а собственно человеческие (гуманитарные) смыслы и ценностные представления, обретающиеся в «символическом теле» культуры. Одна и та же предметность может быть объектом и гуманитарного познания, и наук логико-понятийного цикла, и технических наук. 2.Здесь познание неотделимо от творчества и подразумевает сотворчество творца и реципиента. Познает и творит не только художник, историк или культуролог, но читатель и зритель становятся сотворцами при восприятии их произведений. Отсюда вытекает неустранимость личностно-субъективной составляющей из ткани гу­ манитарного рационального познания. Безличный компонент знания здесь может быть сведен к минимуму. 3.Гуманитарные смыслы слоисты и текучи, а адекватный язык гуманитарного рационального познания —это язык метафор, символов и притч. Логическое рассуждение в понятиях, категориальная рефлексия здесь, конечно, имеют место (особенно в гуманитарных науках), но никогда не приобретают самодовлеющего значения. 4. Главный метод гуманитарного рационального познания— метод понимания (интерпретации) смыслов, а не объяснения явлений. 5. Гуманитарное познание имманентно диалогично. Творец и восприемник всегда ведут между собой диалог, разворачивающийся в историческом времени и уходящий в бесконечность.  
Различия: 1. гуманитарные науки ориентированы на стандарты научности и рациональности письменного текста. 2. в искусстве и в его восприятии огромную роль играют эмоция и экспрессия.
Специфика ценностных категорий: Во-первых, их содержание не является только мыслимым, тем более рационально мыслимым. Оно включает в себя образно-метафорические и эмоционально-личностные пласты, что подразумевает наличие интуитивно переживаемого и никогда до конца не рационализируемого компонента. Отсюда вытекает ограниченность любых философских рационализации по поводу ценностных форм познания и творчества. Во-вторых, категории Духа не являются саморефлексивными, т.е. их отрицание не утверждает их же, а, напротив, утверждает противоположную категорию. Так, абсолютное отрицание добра есть абсолют­ ное утверждение зла; отрицание совершенства означает утверждение ущербности и т.д. В-третьих, полярные категории Духане являются взаиморефлексивными. Доведение добра до своей наивысшей точки — до самопожертвования — не оборачивается утверждением зла; последовательное проведение принципа соборного единения людей не превращается в раздор; неуклонное следование путем нравственного долга и чести никогда не приводит к бесчестью и разгулу низменных страстей. В-четвертых, системно-рефлексивны лишь ценностные категории «верха»(красота—добро—служение—правда)и, соответственно, категории «низа»(зло—рабство—безобразное—ложь).Отсюда вытекает понятие ценностного идеала, интегрально воплощающего в наглядно-символической форме те или иные базовые взаиморефлексивные смыслы категорий ценностного «неба». В-пятых, и, быть может, это является самым главным: в соответствии с логическими категориями одинаково рационально мыслят; но в соответствии с категориями Духа всегда своеобразно понимают, оцени­ вают и творят, т.е. самостоятельно и свободно пролагают ценностногуманитарные линии своего существования в культуре.
  • Внерациональные виды опыта { заполнить таблицу }
Вид Характеристика
1. Интуиция По самому своему существу интуиция (от лат. intuitio — всматривание) есть способность сознания непосредственно постигать познаваемый предмет без опосредствующего влияния символического и доказательно-логического инструментария
1.1. Чувственная Дар абсолютно непосредственного чувственного видения вещей такими, какими они есть на самом деле, без всякого опосредствующего влияния культурно-рациональных установок и субъективных примесей.
1.2. Эмоциональная способность к психологическому вживанию в эмоционально-психологические движения чужого живого «Я» без опоры на традиционные средства языкового общения.
1.3. Рациональная понимание (conceptum) ясного и внимательного ума, настолько легкое и отчетливое, что не остается совершенно никакого сомнения относительно того, что мы разумеем.
2. Мистическое знание это скорее всего к себе-самому-возвращение, откровение своих собственных, почти сверхчеловеческих возможностей.
3. Религиозное знание Атрибутивные характеристики: 1.религия всегда имеет дело со сверхвременными и бесконечными истинами, которые как бы «свыше» открываются конечному человеческому сознанию, причем никогда первоначально не даются в абстрактной и отвлеченной форме (в текстах, графических символах или культовых действиях), а всегда являются в живом земном облике. 2. религиозное знание, данное в божественном откровении (Священное Писание в христианской традиции) или связанное с богодухновенным богословским истолкованием последнего, всегда апеллирует к духовному авторитету, к какой-то сведущей и просветленной личности, чей духовный опыт уподобления идеалу позволяет глубоко понимать и правильно интерпретировать истины, данные свыше. 3. религия, как особый внерациональный тип духовного опыта, основана на такой познавательной способности, как разум сердца.
4. Экзистенциально-жизнеустроительное знание процесс жизнеустроения никогда не осу­ ществляется актами «чистого сознания», напротив— он всегда разворачивается «в» и «через» конкретный жизненный поступок, каждый раз единственный и неповторимый, связанный с уникальным событием в мире. «Ось» жизнеустроения и самосознания представляет собой «сплошное поступление», как бы восходящую (или нисходящую) «лестницу», состоящую из волевых поступков-ступеней, формирующих вполне определенный личный облик человека.
Экзистенциальные категории: 1.Сомнение и неудовлетворенность. 2. Раздражение и негодование. 3. Страх и трепет. 4. Уныние и страдание, восторг и радость. 5. Смирение и самоуничижение. 6. Свободное самоопределение и иерархическое служение. 7. Дерзание и терпение. 8. Подвижность и равновесие. 9. Мужество и сострадание.  

VII. Проблема истины (см. Литература № 5) ֍

  • Аспекты истины
    1. Логико-семантический: Под этим понимается формальная безупречность доказательства теоремы или получения какой-то логической формулы на основе исходно принятых аксиом и правил вывода.
    2. Ценностно-экзистенциальный: правда, праведность, правота. Под правдой в экзистенциальном аспекте понимается личностно продуманная и прочувствованная ценность, которая принимается человеком всем его существом и искренне утверждается им в жизненных поступках.
  • Теории истины { заполнить таблицу }
Теория Сущность Трудности
1. Корреспондентская концепция Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности. 1.Мы никогда не имеем дело с действительностью самой по себе, а всегда с ее чувственным или рационально структурированным обра­ зом. Мир как бы заранее субъективно упорядочен нами еще до того, как мы начали проверять истинность знаний на соответствие с ним 2.Ряд сложностей возникает с суждениями логики и математики. Они описывают объекты, которым иногда просто нечего поставить в со­ ответствие в реальном мире. Здесь достаточно указать на мнимые числа. 3.Непонятно, как быть с универсальными номологическими суж­ дениями в науке, ведь в повседневном бытии мы имеем дело только с единичными процессами и событиями. Всеобщее нам нигде и никак непосредственно не дано, кроме как в нашем собственном разуме. 4.В классической концепции возникает ряд парадоксов, если объ­ ектом высказывания служит его собственное содержание. Один из са­ мых знаменитых примеров подобного рода — парадокс лжеца, где суждение лжеца «я лгу» невозможно однозначно оценить как истинное или ложное. Попыткой избавиться от парадоксов последнего рода является «семантическая теория» истины А. Тарского, уточняющая его класси­ ческое аристотелевское понимание и позволяющая за счет разведения языка-объекта и метаязыка избегать парадоксов типа парадокса лжеца.
2. Априористская концепция Некое имманентно присущее душе доопытное знание, ко­ торое лишь раскрывается в ходе индивидуальных и общечеловеческих познавательных усилий. Те основоположения, которые Кант считал доопытными и универсально истинными, таковыми не являются, по крайней мере за пределами ньютоновской классической механики
3. Когерентная теория Истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Например, если ка­ кая-то физическая гипотеза противоречит закону сохранения энер­ гии, то есть все основания считать, что она ложна. Данный критерий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит.
4. Прагматическая концепция Знание должно быть оце­ нено как истинное, если способно обеспечить получение некоего ре­ ального результата. Многие научные теории в момент их создания вовсе не имеют ника­ кого экспериментального и технического применения. Более того, самые стратегически значимые идеи, тем более в философии, по определению бескорыстны и антиутилитарны.
5. Конвенциональная концепция Истина есть всегда продукт гласного (а чаще негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание; в другом будет расценено как знание ложное.
6. Экзистенциалистские концепции Истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост. Обыкновенно, в спокойной и бескон­ фликтной жизненной обстановке, человек не задумывается о вечных истинах бытия и о смысле своего собственного жизненного пред­ назначения. Лишь в ситуациях пограничных, зачастую на грани жизни и смерти, перед ним внезапно открываются какие-то важнейшие ми­ ровые и экзистенциальные истины, порой заставляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы.  
  • Критерии истины { заполнить таблицу }
Критерий Сущность
1. Практика Нечто практически (телесно) созданное на их идеальной основе проходит испытание на свою функциональную пригодность в рамках этого мирового целого.
2. Эмпирические критерии Формой научного проявления критерия практики является эксперимент, т.е. строго описанная и желательно техническая воспроизводимая процедура проверки опытных (эмпирических) следствий, выводимых из какой-либо теории.
3. Логические критерии Логическая непротиворечивость, критерий независимости аксиом, критерий полноты теории.
4. Теоретические критерии Критерий внутренней и внешней когерент­ ности знания, т.е. требование системной упорядоченности и взаимосогласованности положений внутри самой теории (гипотезы)1, а также желательность ее согласования с фундаментальным и непроблематизируемым знанием в науке. Другим важным теоретическим критерием истины является принцип простоты теории. Он означает, в частности, что из двух конкурирующих в науке гипотез скорее всего будет избрана та, которая решает проблему наиболее экономным и рациональным способом.
5. Красота Эстетическое наслаждение. Бытие и знание изначально эстетичны, а стало быть, и истина, и сам ее поиск должны быть прекрасными.

.ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

(впишите в боковые ячейки необходимые пояснения к рисунку на основе текста:

Платон. Государство. 514а – 520а)

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

(переведите схему на русский язык, подготовьте к ней краткое пояснение; руководствуйтесь текстом: Кант И. Критика чистого разума. М., 1999.

В помощь: Зайцева З.Н. Немецко-русский и русско-немецкий философский словарь. М., 1998)

 

 

Семинар 7. ФИЛОСОФСКАЯ АКСИОЛОГИЯ

 

Литература:

  1. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.
  2. Чухина Л.А. Человек и его ценностный мир в феноменологической философии Макса Шелера // М. Шелер. Избранные произведения. М., 1994. С. 377 – 396.
  3. Гайденко П.П. Аксиология // Современная западная философия: Энциклопедический словарь. М., 2009. С. 5 – 7.
  4. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

 

I. Понятие «ценность» (см. Литература № 1. С. 8 – 10)

Круг понятий в русском языке:

  • Ценность: В русском языке слова «ценность», «оценка» очевидно связаны со словом «цена». Последнее в современном словоупотреблении чаще всего выражает товарно-денежные отношения, стоимость в деньгах, хотя употребляется и в более широком ценностном смысле («мы за ценой не постоим», «бесценное»). По мнению лингвиста, «первоначально цена значит возмездие, воздаяние; затем вира, штраф, которым искупался ущерб, например, кража, убийство; отсюда вообще цена, стоимость чего-либо», «наше ценить в значении высоко ставить, придавать достоинство».
  • Достоинство: Слово «достоинство» происходит из старославянского языка, имеющее эквиваленты в украинском, чешском, словацком, болгарском языках. Общеславянское «достойный» образовано от достой — «приличие, соответствие, соразмерность». Оно связано со словом «стоять», которое по-русски, как и по-льски и по-чешски, одновременно значит и «стоять неподвижно, стоить» 2. Устойчивость качества вещи включена и в слово «стоимость», которое является синонимом «ценности», но используется в современном языке главным образом в экономическом смысле.
  • Стоимость: Проанализировав значение слов «стоимость», «ценность» на санскритском, латинском, готском, древневерхненемецком, англосаксонском, английском, французском, голландском, литовском языках, К. Маркс делает вывод, что «слова «value, valeur» (ценность, стоимость.— Ред.) выражают свойство, принадлежащее вещам. И действительно, они первоначально выражают не что иное, как потребительную стоимость вещей для человека, такие их свойства, которые делают их полезными или приятными для человека и т. д. По самому существу дела слова «value, valeur, Wert» этимологически не могут иметь другого происхождения. Потребительная стоимость выражает природное отношение между вещами и людьми, фактически— бытие вещей для человека.

 

II. Предыстория аксиологии { заполнить таблицу } (см. Литература № 4)

 

Эпоха Сущность отношения
Античность Хотя представления о добре, благе, красоте, величии и ряде других подобных явлений культуры уже были предметом размышления античных философов, анализировались явления эти разрозненно, ибо не осознавались как конкретные проявления единого начала. Понимание единства различных проявлений ценностного сознания человека приходит гораздо позже, чем философское представление о разуме и его роли в жизни и развитии человечества. Разум как способность познания стоит в центре внимания греческой мысли, причем логос — это и разум, и слово, поскольку слово является непосредственным носителем мысли. Такие " эпифеномены" культуры как нравственное, эстетическое, политическое и даже религиозное сознание, были для античных мыслителей явлениями маргинальными, побочными — в человеке они видели носителя Логоса, что и сделало его в их глазах " мерой всех вещей", по классической формуле Протагора. Греческая религия, в отличие и от древневосточных культов и от вытеснивших ее в средние века мировых религий, была лишена мистицизма и экстатического восприятия божеств, являясь, по сути дела, демистифицированным, хотя еще не демифологизированным, художественно-образным познанием=осмыслением мира.
Средневековье Средневековая ментальность, утвердившая приоритет Веры по отношению к Разуму, иррационалистичная по своей доминанте, должна была, казалось, привести теологическую мысль христианства к разработке теории ценности — ведь религиозное сознание по самой своей природе является формой ценностного сознания и должно было себя таковой осознавать. Применительно к средневековью нельзя говорить о собственно аксиологических представлениях, ибо у средневековых философов и теологов, как и у античных мыслителей, встречаются лишь разрозненные высказывания о разных видах ценности, но отсутствует целостное представление о природе ценности как таковой, единой в множестве ее конкретных модификаций, — отсутствует по той простой причине, что теологам известна лишь одна подлинная ценность — Бог. Все другие ценности — нравственные, эстетические, политические, даже сама истина, — являются для религиозного сознания только эманациями Божества, манифе-стациями потустороннего мира, божественно-духовной энергии. В эту эпоху в философский обиход входит понятийная триада " Истина, Добро, Красота. В религиозной философии, в теологии и вообще в религиозном сознании нет потребности создания теории ценности, ибо ценность дана здесь только в религиозной форме как представление о священном, сверхчувственном, божественном, а различия между всеми конкретными модификациями ценности и ценностного сознания объявляются несущественными, поверхностными, формальными.
Возрождение Возрождается представление о земной, а не мистической природе нравственного эстетического, правового, политического сознания. Понятие «ценность» пока не приобрело значение философской категории. Однако у итальянских гуманистов уже можно встретить рассуждения о нравственных ценностях, о красоте как специфической ценности, независимой от ценностей религиозных, а политические ценности были признаны Н. Макиавелли независимыми не только от религии, но и от морали
XVII век прогрессе оставались периферийными для типа сознания этого периода, доминантой которого вместо религии стало познание природы и вытеснение мистики научным мышлением, поэтому единая теория ценности так и не сложилась.
Просвещение Существование человека было признано производным от его мышления (Р. Декарт: cogito, ergo sum), и сущность человека эта эпоха определила линнеевским понятием homo sapiens, сменившим теологическое homo Dei... Вся европейская культура XVII—XVIII веков живет пафосом познания мира, и не только природы, но и общества, и человека, и культуры.
Романтизм Стала осознаваться односторонность рационалистически-сциентистской ориентации культуры и начались поиски альтернативного взгляда на человека, его духовный мир, его связи с другими людьми и с природой. Романтизм противопоставил рационализму Просвещения, который абсолютизировал возможности познавательной деятельности мышления, эмоциональную активность духовной жизни человека, и место безликого кантовского " трансцендентального субъекта" заняло переживающее мир и творящее его силой фантазии личностно-неповторимое фихтевское " Я"; тем самым Романтизм завершил переход от традиционной культуры с ее стабильными принципами, освященными авторитетом мифа и воспринимавшимися поэтому не как ценности, а как объективные законы бытия, к культуре личностно-креативной, динамичной и инновационной, ценностное обеспечение которой воспринималось уже не как раз и навсегда данное, божественное по своему происхождению, а как человеческое, формирующееся в культуре и потому. Романтизм впервые постиг Историю как закономерную смену одного типа культуры с его специфическими ценностями другим и одновременно признал в Востоке не экзотическую аномалию, а своеобразный тип культуры, отличный от Западного по воплощенным в нем ценностям, но равноправный европейскому, если не более возвышенный, благородный, прекрасный. Эмотивизм Романтизма, историзм и релятивизм его миропонимания заставили философию выйти за пределы традиционного для нее конструирования онтологической и гносеологической концепций, смещая угол зрения на внепознавательное отношение субъекта к объекту

 

III. Возникновение «философии ценности» { заполнить таблицу } (см. Литература № 1)

 

Философ Сущность подхода к понятию «ценность» Основные идеи
Герман Лотце Понятие «ценность» у Лотце оказывается необходимым как обозначение достоинства духовного бытия человека, не охватываемого областью естествен-но-научного знания, ибо «вся цен-ность нашей личности и наших поступков от этого освобождения нашего существа из-под гнета механической последовательности». Поэтому «для человеческого разума пропасть разделяет мир ценностей от мира явлений». При этом «неколебимое убеждение в существование неразрывного единства между обоими мирами сочетается у нас с осознанной верой в невозможность его познания».освобождения цашего существа из-под гнета механической Три начала познания: 1. «знание всеобщих законов» — неизбежных и достоверных пределов всякой действительности; 2. вера, указывающая нам «в идеях блага, прекрасного и святого единственную непреложную цель, которая дает ценность всякой действительности»; 3. область, находящаяся между предыдущими началами, — об «области опыта с неизмеримой полнотой образов и событий неизвестного происхождения». В этой области мы можем обнаружить «всеобщие законы, которым подчинено все совершающееся в целом мире», и «проявление идей, которые дают ценность всему существующему и происходящему» Два мира: «мир явлений» и «мир внутренних ценностей» соответствует делению на «царство средств» и «царство целей» «Значимость»: особый вид бытия истин в отличие от существования вещей.
Фридрих Ницше Ценность — это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить, — человек, а не человечество!». Ценности, по Ницше, обусловлены не хотением, а долженствованием «Воля к власти» и ценности: … «Но что такое жизнь?.. Моя формула этого понятия гласит: жизнь — это воля к власти». Поэтому-то Ницше и считал объективной мерой ценности количество «повышенной и организованной власти».
Генрих Риккерт «Необходимо резкое разделение нормы и ценности»; «ценность становится долженствованием, как только мы относим ее к познающему субъекту. Тогда она противостоит ему, как правило, как норма, с которой субъект должен сообразоваться». Ценность противостоит бытию, действительности, жизни. «Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности». «Жизнь может быть только средством, и ценность ее поэтому зависит лишь от ценности целей, которым она служит». «О ценностях нельзя говорить, что они существую или не существуют, но только, что они значат или не имеют значимости». Мир ценностных значимостей:: Этот мир Риккерт называет «трансцендентным смыслом»— смыслом, лежащим «над» и «до» всякого бытия. По концепции Риккерта, «смысл, лежащий над всяким бытием, относится таким образом к сфере ценности и может быть понят только как ценность». Структура ценностного отношения: «Ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается— тем самым — благом, и она может также быть таким образом связанной с актом субъекта, что акт этот становится тем самым оценкой». Следовательно, Риккерт проводит важное в теории ценности различение между сущностью ценности и ее проявлением. Притом последнее может быть как объективным (благо), так и субъективным (оценка). Виды культуры: Под культурой он понимает «совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей». «Эстетическая культура» — мир эстетической ценности; «нравственная культура», в которой этические ценности связаны с «этической волей». Существует «ценность технической культуры», но техника не самоценна, так как мо-жет быть и злом. «Религиозные ценности» — жизнь как символ «сверхживого бытия» — для религиозного человека имеют значение абсолютных ценностей. Шесть областей ценности: 1..Наука, в которой реализуются логические ценности; 2. Искусство, воплощающее эстетические ценности; 3. «Мистические ценности», выраженные в религиозных культах без личного бога (типа буддизма и пантеизма); 4. «Этические блага» и соответствующие им «нравственные ценности» и «социально-этически ценности»; 5. «Личные ценности», или «ценностные области личной жизни», — ценностные начала «благ личной жизни» — любви, доброты, дружбы, общительности и т. п. «Начало любви представляет собою высшую ценность совершенной личной жизни в настоящем»; «Религиозные ценности», утверждающие «идеал абсолютно совершенного субъекта» — «вера в личного Бога».
Ионас Кон Кон большое внимание уделяет субъективной стороне ценностного отношения и стремится вывести особенности эстетической ценности из своеобразия эстетической оценки: «Если бы, поэтому, нам удалось установить существенные признаки эстетической оценки, то мы с уверенностью могли бы сказать, что нашли своеобразную особенность именно эстетической области ценностей». Классификация ценностей: { составить схему }

 

IV. Аксиология в XX веке { заполнить таблицу } (см. Литература № 1)

 

  Подход Специфика толкования понятия ценность Представители Основные идеи  
  Психологический подход Сводя ценности к тем или другим психическим явлениям, возникающим в процессе ценностного отношения, сторонники психологических теорий ценности, по характеристике Н. Лосского, субъективировали ценность и отвергали существование абсолютных ценностей Джорджем Сантаян Эренфельс Крейбиг; Мейнонг неизбежной реакции жизненного импульса и из иррациональной стороны нашей природы». При этом для существования ценности необходимо «эмоциональное сознание». «Нет никакой ценности без какой-либо ее оценки» — непреложная аксиома всякой этической философии, с точки зрения Сантаяны. Для Эренфельса ценность объекта есть желаемость его субъектом. Для Крейбига ценность есть значение, которое имеет для субъекта со-держание ощущения или мысли благодаря связанным с этим содержанием чувствам. Для Мейнонга ценность предмета определяется чувством ценности, которое, по его мнению, является единственным доступным опыту в ценности.  
  «Натуралистическая» аксиология Перри в исследовании ценностей осуществляет, по его словам, «биоцентрический» или «психоцентрический» подход. Ценность для него своего рода «третичное» качество, еще более отдаленное от объективности «первичных качеств» (фигура, очертание предмета), чем «вторичные качества» (например, цвет). Томас Манро утверждал, что «с натуралистической точки зрения все ценности относительны и зависимы от человеческого опыта». Если опыт понимается в конечном счете как субъективное явление, то и зависящая от него ценность не может не трактоваться субъективистски, в том числе и ценность эстетическая и ее основное проявление — красота. Р. Б. Перри; Д. Дьюи; Томас Манро Перри определяет «ценность как объект соответствующего интереса», «относящееся к интересу». Д. Дьюи ставит вопрос о «ценности мысли». Естественные знаки (шекспировский «язык деревьев, книга журчащего ручья») и знаки искусственные, сознательно создаваемые человеком для его практической деятельности и общественной памяти («самая сущность цивилизации состоит в том, что мы нарочно воздвигаем монументы и памятники, чтобы не забыть»), — это и есть ценности, обращенные к «мыслящему существу».  
  Социологическая аксиология используемое в различных течениях социологии, характеризуется социальной субъективностью, отличающейся от субъективности индивидуальной, но не выходящей за пределы субъективности. По мнению Р. Пэнто и M. Гравитц, социальные ценности — это порождаемые и обусловленные социальной средой системы идеологических, которые входят в сложный комплекс социальной действительности, воздействуя на поведение человека и помогая переосмыслить и преобразовать социальную среду. Социологический подход к изучению ценностей, в том числе эстетических и художественных, не ведет фатально к субъективизму и релятивизму, хотя понимание природы общечеловеческого значения ценностей может быть, разумеется, различным М.Вебер установок своего времени», и поэтому «у каждого времени есть и свои «абсолюты». Абсолют, таким образом, оказывается историческим, а стало быть, относительным»  
Э. Дюркгейм Ценности — порождение социальной сознательности. их «объективность» Дюркгейм усматривал в их социальном характере.  
  Логико-семантический анализ   Дж.Э. Мур предмету, имеющему ценностное значение, ни к удовольствию, которое он доставляет, ни к пользе, которую он имеет. Ценность не сводится к субъективному отношению, к человеческому сознанию.  
Б. Рассел Его теория «трактует ценности с «субъективной» точки зрения: если у людей разные ценности, то их несогласие есть вопрос не истины, но вкуса». Ценности относительны: «Наши ценности эволюционировали вместе со всем прочим, что нас составляет; и из того факта, что эти ценности именно такие, какие они есть, нельзя ничего заключить относительно назначения человека».  
   
Б. Кроче Существуют эстетические, интеллектуальные, экономические и этические ценности и противоценности — это то, что мы называем прекрас-ным, истинным, полезным, подходящим, справедливым или, напротив, безобразным, ложным, плохим, неподходящим, несправедливым и т. п. Правда, границы между ценностями не замкнуты, и сама красота может быть интеллектуальной, красотой деятельности, моральной красотой; выступает против трактовки ценностей в качестве «вещных ценностей».  
Ч.У. Моррис «Ценность — свойство предмета или вещного отношения в связи с данным интересом, — именно свойство завершать действие удовлетворяющим способом, которого требует совершенство предмета, удовлетворяющего соответствующий интерес», «ценность указывает на отношение внутри определенной системы и характеризует свойства предметов в отношении к интересам».  
  Феноменологический подход   Э. Гуссерль Феномен не есть предмет, вещь, существующая сама по себе, вне сознания, но «самообнаружение и самопо-лагание вещи в потоке сознательных переживаний». Сознанию, согласно феноменологической философии, присуща интен-ционалъность - единство переживаний, «быть соз-нанием о чем-то». Ценность выступает в качестве «интенционального объекта». «Ценная вещь или ценность» представляет собой «полный интенсиональный коррелят оцени-вающего акта».  
М. Шелер Иерархия: … { составить краткую схему на основе Приложения 2 } Трагическое: традиционное эстетическое понятие, воплощаемое в различных видах в произведениях искусства. Для Шелера феномен трагического предполагает не чисто эстетическое, но философское исследование, поскольку «в трагическом событии нам является определенное свойство мира, данное в самом событии», поскольку «трагическое событие постоянно выступает в качестве явления, коренящегося в конституции мира». «все, что можно назвать трагическим, вращается в сфере ценностей и ценностных отношений». Правда, «трагическое» не есть само по себе ценность подобно прекрасному, безобразному, доброму, плохому». Вместе с тем трагическое, по Шелеру, существует только через конфликт ценностного и неценностного мира, в котором господствует каузальные связи и отношения, через конфликт ценностей и их носителей, через конфликт находящихся в движении и взаимодействии носителей ценностей, через конфликт самих ценностей. «Трагическим в первую очередь является противоборство, возникающее между носителями высоких положительных ценностей», «трагичен «конфликт», властно действующий в сфере положительных ценностей и их носителей»  
Н. Гартман Классы ценностей: · «Ценности блага, охватывающие все ценности полезного для нас...»; · «Ценности удовольствия, называемые обычно «приятными; · «Жизненные ценности»: «ценности, присущие всему живому» и «все, что полезно для жизни»; · «Нравственные ценности, охватываемые понятием «добро»; · «Эстетические ценности, охватываемые понятием «прекрасное»; · «Познавательные ценности» — «истина».  
М. Дюфрен Классификация ценностей: Первая категория охватывает блага пользования и наслаждения: приятное, полезное, прекрасное. Вторая категория благ — это блага знания, истина. Третья категория благ — те блага, которые вызывают уважение. К ним относятся ценности священного, гуманности и справедливости  
  Экзистенциализм   М. Хайдеггер «Мысль, идущая наперекор «ценностям», не утверждает, что все объявляемое «ценностями» — «культура», «искусство», «наука», «человеческое достоинство», «мир» и «Бог» — никчемно. Наоборот именно характеристика чего-то как «ценности» лишает так оцененное его достоинства». Хайдеггер считает, что даже «когда «бога» в конце концов объявляют «высшей ценностью», то это — принижение божественного существа». Он видит смысл отрицания «ценностей» не в утверждении никчемности и ничтожества сущего, но, напротив, в открытии для мысли просвета «бытийной истины», «сопротивляясь субъективации сущего до голого объекта». Поэтому Хайдеггер не считает прекрасное ценностью, он сводит красоту к истине.  
Ж.-П. Сартр Ценность занимает особое место в «феноменологиче-ской онтологии» Сартра, разделенной на три области: «бытие-в- себе», обладающее объективным существованием; «бытие-для- себя» — сознание и самосознание; «бытие-для-другого» — отношение одной личности к другой. Сартр и считает ценность таким синтезом тезиса — «бытие-в-себе» и антитезиса — «бытие-для-себя». Ценность, по Сартру, соединяет все области «феноменологической онтологии» — «бы-тие-в-себе», «бы-тие-для-себя» и «бытие-для-другого». Прекрасное для Сартра является ценностью, но ценностью, отличной от нравственной ценности, добра.  
А. Камю «Да, человек есть цель в себе. И он является своей единственной целью». «В противовес вам я выбрал справедливость, чтобы остаться верным земле. Я продолжаю думать, что в этом мире нет высшего смысла. Но я знаю, что кое-что в нем все-таки имеет смысл, и это — человек, поскольку он один взыскует». И дальше: «Человек, и только он один, — вот весь смысл и все оправдания, его-то и надо спа-сти...».  
  Теологическая аксиология     Ценность, по Марселю, — это смысл жизни. Марсель называл «онтологической ценностью» «соединение жизни и священного». Маритен отмечает: «Этому миру нужно, чтобы героизм, истина, добродетель, красота стали полезными ценностями — самыми лучшими, самыми верными орудиями пропаганды и господства временных сил». Литературное произведение может обладать как «моральной», так и «аморальной ценностью». По Маритену, «Благо есть полнота бытия. Но вещь тогда достигает полноты своего бытия, когда она образована в соответствии с формой, требуемой ее природой».  
             

 

V. Миф и ценность (по А.Ф. Лосеву) (см. Литература № 1. С. 447 - 451).

{ составьте краткий конспект }

VI. Ценности и культура

{ проанализируйте схему из Приложения 3 }

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Система «чистых ценностей» по Гуго Мюнстербергу (1908)

(см. Литература № 1. С. 146)

 

(проанализируйте таблицу)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Иерархия ценностей по М. Шелеру

(см. Литература № 1. С. 221)

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

The Inglehart–Welzel cultural map of the world (2010 - 2014)

(https://www.worldvaluessurvey.org/WVSContents.jsp)

 

 

(проанализируйте схему)

 

 

Визуализацию динамики ценностных параметров культур с 1981 по 2015 смотрите на сайте


Семинар 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Литература:

  1. Вальверде К. Философская антропология / Пер. с исп. М., 2001 (https://www.krotov.info/libr_min/03_v/al/verde_00.html)
  2. Малахов В.С. Философская антропология // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. Т. 4. М., 2010. С. 241 – 245.
  3. Шелер М. Положение человека в космосе // М. Шелер. Избранные произведения. М., 1994.
  4. Плеснер Г. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.
  5. Бубер М. Проблема человека // М. Бубер. Два образа веры. М., 1995.
  6. Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ. М., 2014. С. 8 – 14 («Различие между человеческим существованием и существованием животного»).
  7. Агамбен Дж. Открытое. М., 2012. С. 95 – 96 («Антропогенез»).
  8. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995.

 

I. К определению философской антропологии (см. Литература № 1)

{ кратко сформулируйте, в чём состоит основная проблема самоопределения философской антропологии }

II. Религиозная антропология (см. Литература № 8)

 

  • Средневековая философия { предложите толкование иллюстрации из Приложения 1 в контексте идей христианской религиозной антропологии }
  • XX век (С.Л. Франк) { прочитайте завершающий пассаж работы С.Л. Франка «Душа человека» (см. Приложение 2) и выскажите своё мнение по поводу прочитанного }

 

III. Две основные парадигмы в современной антропологии { заполнить таблицу } (см. Литература № 2)

  Парадигма «жизни» Парадигма «экзистенции»
Истоки    
Представители    
Основной смысл    

 

IV. Животное и человек

  • Человек и сущностные формы души (М. Шелер) (см. Литература № 3. С. 151 - 162)

Дух - …

Акты драмы поведения: { заполнить таблицу }

Животное Человек
1. 2. 3. 1. 2. 3.

Человеческие особенности:

1. – 3.

 

  • Различие между человеческим существованием и существованием животного (Л. Бинсвангер) (см. Литература № 6) { заполнить таблицу }
  Сущность концепции
Икскюль  
Вайцзеккер  
Гольдштейн  
  • Основные антропологические законы (Г. Плеснер) (см. Литература № 4) { заполнить таблицу }
Закон Общий смысл Пример
1.    
2.    
3.    
  • Открытое и человек (Дж. Агамбен) (см. Литература № 7)

 

{ прокомментируйте и объясните каждый из тезисов текста Приложение 3, объясните ключевые понятия, заполните таблицу }

 

Тезис Толкование Важные понятия
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    

 

V. Приближение к определению личности (см. Литература № 1)

{ кратко сформулируйте, в чём состоит основная проблема определения личности }
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Hildegard von Bingen, Liber Divinorum Operum (XIII в.)

 

(см. дополнительно основные принципы христианской религиозной антропологии в статье: Хоружий С.С. Антропология христианская // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. Т. 1. М., 2010. С. 135).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.