Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СМИ как объект права и юридическая фикция.






Правовая категория " средства массовой информации" является определяющей в общей системе права массовой информации. От того, какое содержание вкладывает законодатель в это понятие, зависит все дальнейшее построение законодательства о СМИ. Так, в ст. 2

Закона о СМИ средства массовой информации рассматриваются как форма периодического распространения массовой информации, то есть не как субъект, а как объект права.

Смешение СМИ с организацией, осуществляющей выпуск СМИ, т. е. смешение объекта с субъектом - достаточна типичная ошибка. Например, в постановлении Пленума Верховного Суда

Российской Федерации от 18 августа 1992 г. № 11 " О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан и организаций" (в ред. постановления Пленума от 25 апреля 1995 г. № 6) СМИ ошибочно отождествляется с юридическим лицом, когда говорится о предъявлении иска " к средству массовой информации" (п. 5) и о " возложении на средство массовой информации обязанности" (п. 7). Очевидно, что СМИ рассматриваются здесь не как объект права, а как его субъект, что не соответствует Закону о СМИ.

К кому же виду объектов права следует отнести СМИ? В соответствии со ст. 128 ГК РФ вполне логично рассматривать массовую информацию как разновидность информации. Но СМИ - это не сама информация, а форма ее периодического распространения. И здесь мы должны обратить внимание на другой вид объектов гражданских прав, в котором принципиальное значение имеет именно форма. Речь идет об интеллектуальной собственности.

Согласно п. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации " Об авторском праве и смежных правах" 1993 г. газеты, журналы и другие периодические печатные издания являются самостоятельными объектами авторского права, исключительное право на использование которых принадлежат лицу, осуществляющему их выпуск (издание). Точно так же самостоятельными объектами смежных прав являются передачи организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 40, 41).

Вот почему СМИ следует рассматривать как объект права sui generis, сходный с другими объектами интеллектуальной собственности и сконструированный как юридическая фикция. В случае СМИ мы имеем дело именно с юридической фикцией, поскольку в реальности существует каждый отдельный экземпляр каждого отдельного номера газеты, но не существует газеты как некоего обобщенного объекта, объемлющего как все вышедшие ранее, так и все будущие номера этого периодического издания. Более того, все прошлые и будущие выпуски одной и той же газеты объединяются ни чем иным, как названием данного СМИ. Постоянство названия особо подчеркивается в содержащихся в ст. 2 Закона о СМИ определениях понятий " периодическое печатное издание" и " радио- и телепрограмма". Отсюда вытекает связь СМИ как объекта права с таким самостоятельным объектом права, как средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ

или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).

Однако средство массовой информации не тождественно средству индивидуализации, т. е. своему названию, поскольку СМИ включает в себя весь тот объем исключительных прав, которые связаны с его содержанием, облеченным в определенную форму и являющимся результатом интеллектуальной деятельности редакции.

Вот почему наиболее адекватным правовой природе СМИ представляется определение средства массовой информации как результата интеллектуальной деятельности, имеющего название в качестве средства индивидуализации и форму периодического

печатного издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникалъной программы или иную форму периодического распространения массовой информации.

Отсюда следует, что содержащуюся в ст. 1 Закона о СМИ норму о владении, пользовании и распоряжении средствами массовой информации следует понимать как владение, пользование и распоряжение исключительными правами на СМИ. Одновременно могут существовать и вещные права, например, на имущество редакции.

Специфичность средства массовой информации как объекта права проявляется, помимо прочего, в том, что исключительные права на него могут не быть связаны с правом собственности на организацию, осуществляющую выпуск СМИ, как на имущественный комплекс. Это особенно характерно для государственных печатных СМИ, среди которых достаточно распространена такая правовая схема, при которой, например, законодательное собрание является учредителем или соучредителем издания, а редакция, организованная в форме коммерческой организации, принадлежит как имущественный комплекс совершенно другому субъекту. Причем, если редакция организована в форме предприятия, то в состав ее имущественного комплекса, помимо прочего, входят и ее продукция, и права на обозначения, индивидуализирующие редакцию и ее продукцию.

Название СМИ, товарный знак, фирменное наименование. Право на название является едва ли не более значимым, чем право на имущество редакции. С названием связаны имидж издания, его рейтинг, круг постоянных авторов, читателей, рекламодателей и

партнеров, а также права на денежные средства, собранные в ходе подписки, и соответствующие обязательства перед подписчиками.

Как известно, ст. 20 Закона о СМИ обязывает решать вопрос о передаче и (или) сохранении права на название в уставе редакции. Казалось бы, широта выбора здесь безгранична. Однако не нужно забывать, что исключительные права на средства индивидуализации продукции входят в имущественный комплекс организации, осуществляющей выпуск СМИ, как нематериальные активы. И никто не вправе произвольно отобрать эти права. Правда, наименования СМИ не тождественны таким более традиционным видам средств индивидуализации, как товарные знаки и фирменные наименования. Причем невозможно требовать, чтобы наименование СМИ было защищено товарным знаком или совпадало с фирменным наименованием организации, осуществляющей его выпуск.

Отличие наименования СМИ от словесного товарного знака состоит, во-первых, в том, что продукция СМИ совсем не обязательно является товаром. Средства индивидуализации здесь нужны прежде всего для того, чтобы различать не товары, а источники информации и мнений, направления общественной мысли и практики.

Во-вторых, согласно Закону Российской Федерации " О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г., товарный знак может быть зарегистрирован только на имя юридического лица или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 2). В то же время Закон о СМИ признает право учреждать СМИ и за объединениями граждан, которые - в соответствии, например, с Федеральным законом " Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. - совершенно не обязаны регистрироваться и, таким образом, приобретать права юридического лица (ст. 21, 27).

В-третьих, ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации гарантирует право на информацию каждому, а не только тем физическим лицам, которые осуществляют

предпринимательскую деятельность. Свобода массовой информации рассматривается как международным, так и конституционным правом как разновидность гражданских, а не экономических свобод человека. Следовательно, тем гражданам, которые учреждают СМИ без цели извлечения прибыли, Закон о товарных знаках не сможет помочь защитить права на название.

В-четвертых, срок действия регистрации товарного знака ограничен десятью годами, тогда как регистрация СМИ, а значит и правовая охрана его наименования, бессрочна.

В-пятых, права на товарный знак могут быть утрачены в случае, если он не используется в течение пяти лет, тогда как свидетельство о регистрации СМИ может быть признано судом недействительным, если средство массовой информации не выходило более одного года.

В-шестых, основания к отказу в регистрации СМИ и товарного знака совершенно различны. В отличие от Закона о СМИ Закон о товарных знаках различает абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации.

В то же время следует отметить и определенное сходство в правомочиях владельца товарного знака и учредителя СМИ. И тот и другой имеют исключительное право пользоваться и распоряжаться своим средством индивидуализации, а также запрещать его использование другими лицами.

Судебная практика знает немало примеров конфликтов товарных знаков и наименований СМИ. Так, некоммерческое партнерство " Институт семьи и собственности", зарегистрировав словесный торговый знак " Свадьба", предоставило исключительную лицензию на его использование агентству " ЗАГС-ИНФО". В свою очередь, агентство обратилось в арбитражный суд с иском к учредителю журнала " Свадьба", требуя запретить издание, распространение и рекламу журнала. Суд отказал в иске, но одновременно запретил учредителю журнала выпускать другую печатную продукцию под указанным названием и вообще использовать обозначение " Свадьба" в отношении товаров, закрепленных за товарным знаком.-

Возможна и противоположная ситуация. Так, в июне 1995 г. в Удмуртской Республике была зарегистрирована газета " АИФ Удмуртии", учрежденная ЗАО " Республика". Однако с 10 апреля 1997 г. в результате регистрации в Роспатенте у ЗАО " Аргументы и факты" возник приоритет на товарный знак " АиФ". В 1999 г. ЗАО " Аргументы и факты" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к ЗАО " Республика" о прекращении нарушения

исключительных прав на товарный знак. Суд признал иск подлежащим удовлетворению, поскольку обозначение " АИФ Удмуртии" может рассматриваться как сходное до степени смешения с обозначением " АиФ", а значит является нарушением исключительных прав владельца товарного знака.

Из этих примеров видно, чем должен в подобных случаях руководствоваться суд. Во-первых, он должен определить, какое средство индивидуализации появилось в обороте раньше: наименование зарегистрированного СМИ или зарегистрированный товарный знак. Во-вторых, суд должен выяснить, является ли наименование СМИ известным в стране. Если издание зарегистрировано и начало выходить раньше момента поступления в Патентное ведомство (Российское агентство по патентам и товарным знакам) заявки на регистрацию товарного знака и издание имеет известность среди населения, то суд имеет основание полагать, что в данном случае налицо попытка недобросовестной конкуренции,

а значит должен отдать предпочтение тому, кому принадлежит наименование средства массовой информации.

Закон о СМИ (ст. 20) предусматривает, что в уставе редакции должна быть определена судьба названия в случае смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности СМИ, ликвидации, реорганизации или изменения организационно-правовой формы редакции. Следовательно, журналистский коллектив, принимая устав редакции, и учредитель, утверждая устав, могут установить согласованные правила, касающиеся наименования СМИ. Например, они могут закрепить право журналистского коллектива давать согласие на передачу исключительных прав на использование названия третьему лицу. Журналистский коллектив может и сам претендовать на получение исключительных прав на использование наименования СМИ (в порядке, предусмотренном уставом редакции), поскольку, как отмечалось выше, Закон о СМИ признает право учреждать средства массовой информации не только за юридическими и физическими лицами, но также и за объединениями граждан, не имеющими юридического лица.-

Правовая категория наименования СМИ имеет некоторые черты сходства и различия с правовой категорией фирменного наименования. Хотя в ГК РФ такой объект исключительных прав, как фирменное наименование упоминается неоднократно, однако ввиду отсутствия специального федерального закона отдельные вопросы по сей день регулируются Положением о фирме, утвержденным постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 22 июня 1927 г.

Гражданский кодекс однозначно связывает фирменное наименование только с коммерческими юридическими лицами и гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Однако, как уже отмечалось выше, свобода массовой информации относится не к экономическим, а к гражданским свободам. Вот почему гражданину, вознамерившемуся учредить СМИ или взять на себя функции редакции СМИ, совсем не обязательно учреждать коммерческую организацию или регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если его деятельность, конечно, не имеет целью извлечение прибыли.

На практике многие юридические лица, осуществляющие выпуск средств массовой информации, учреждаются в организационно-правовых формах некоммерческих организаций. Естественно, они заинтересованы в том, чтобы иметь исключительные права на использование своих наименований. Однако Федеральный закон " О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г. не дает оснований для отождествления наименования некоммерческой организация с фирменным наименованием. Он также не отвечает на

вопрос, входят ли права на наименование в состав имущества некоммерческой организации как нематериальные активы.

МЩелокова Л. Зачем журналу товарный знак? // Профессия - журналист. 2001. № 3. С 52. -Впрочем, вопрос о судьбе права на название решается в Законе о СМИ далеко не однозначно. Существует неявная зависимость между упомянутыми выше положениями, касающимися содержания устава редакции, и требованиями ч, 4 ст. 18 Закона. " Учредитель, - закрепляется здесь, - может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей". Отсюда вытекает, что учредитель вправе передать исключительное право на использование наименования только таким образом, а не любым, определенным в уставе редакции. Более того, в ч. 4 ст. 18 указываются последствия ликвидации или реорганизации организации-учредителя, которые также влияют на решение судьбы права на наименование СМИ. Здесь закреплено, что права и обязанности учредителя в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции. Однако ГК РФ в данном вопросе корректирует Закон о СМИ в той

части, в какой речь идет именно о гражданско-правовых отношениях. Вот почему в случае реорганизации учредителя право на название как на средство индивидуализации переходит к его правопреемнику в силу ст. 58 ГК. В случае же прекращения деятельности учредителя в результате его ликвидации право на название может перейти к редакции или журналистскому коллективу, но не в силу правопреемства, а во исполнение обязательств учредителя, если таковые были зафиксированы в уставе редакции или договоре между редакцией и учредителем.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.