Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разведчик






Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий про-износит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участ-ников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одеж-де, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изме-нения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.

Глава 3. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следует отметить, что для развития мышления учащихся мо-гут использоваться и сами различные диагностические методи-ки, например, те, которые предлагаются в книге «Методики пси-ходиагностики в спорте» (под ред. ВЛ.Марищука).

логичность

Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогазм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется опре-делить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.

Бланк задания «Логичность»

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл.

Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.

3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина.

Следовательно, Иванов — Герой Советского Союза.

5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» — сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уго-ловной ответственности.

Л. мошенничеством не занимался.

Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.

7. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику.

Следовательно, Смирнов — слушатель высшей школы.

8. Некоторые студенты МГУ — бывшие военнослужащие. Петров — студент МГУ.

Следовательно, Петров — бывший военнослужащий.

9. Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаго-товок.

Колхоз «Зареченский» не является колхозом Московской области.

Следовательно, колхоз «Зареченский» не выполнил план хле-бозаготовок.

10. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин — юрист.

Следовательно, он работник 2-го управления.

11. Все граждане России имеют право на труд. Иванов — гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

12. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.

13. Коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр.

Следовательно, Мухамед — житель Конго.

14. Все студенты Ленинградского университета изучают историю отечества.

Н. изучает историю отечества.

Следовательно, Н. — студент Ленинградского университета.

15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

16. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов — спортсмен.

Следовательно, Иванов — профессионал.

17. Все студенты 3-го курса выполнили норму 2-го разряда. В. выполнил норму 2-го разряда.

Следовательно, В. — студент 3-го курса.

18. Все коммунисты выступают против войны. Б.Иванов выступает против войны. Следовательно, Иванов — коммунист.

19. Ряд капиталистических стран Европы входит в состав Обще-го рынка.

Австрия — капиталистическая страна в Европе. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

20. Все ученики 3 «Б» класса — отличники. Петя Смирнов — отличник. Следовательно, Петя Смирнов — ученик 3 «Б».

Оценка за выполнение теста «Логичность» выводится в ус-ловных баллах:

Оценка, баллы                  
Количество правилъкых ответов   -     16-17 14-15 12-13 10-11  

Задание может даваться на слух. После зачитывания дается 12 секунд на обдумывание и запись ответа. Например: № 1 — вер-но. При предъявлении задания на слух оценка несколько иная:

Оценка, баллы                  
Количество правильных ответов       16-17 13-15 11-12   7-8  

Инструкция обследуемьш при предъявлении задания на слух: «Вам будут зачитываться два связанных между собой суждения и вытекающий из них вывод. Например, " Советские люди не же-лают войны. Колхозники нашей страны — советские люди. Сле-довательно, колхозники не желают войны". Если вы с таким вы-водом согласны, то пишите: № 1 — неверно. Переспрашивать не разрешается. На обдумывание дается 12 секунд. Будьте внима-тельны. Что непонятно? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!» По окончании теста: «Стоп!»

ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родо-вые признаки, логические связи с определенным обобщающим

словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, на-воднение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка результатов:

Оценка, башіы                  
Количество правильных ответов из 20       16-17 14-15 12-13 10-11  

Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитыва-ния каждой строки отводится по 10 секунд на записывание стол-биком номера каждого ответа и по два соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются:

Оценка, баллы                  
Количество правильных ответов       14-16 12-13 10-11 8-9 6-7  

Инструкция при работе с бланками: «Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово, выделенное жирным шрифтом, и пять слов, заключенных в скобки. Необхо-димо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наиболыией связи с обобщающим словом, стоящим перед скоб-кой. Например, обобщающее слово " сад" и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений — не может. Значит, надо подчеркнуть слова " земля" и " растения". Какие вопросы? (Отве-тить на вопросы.) Продолжительность работы 3 минуты. Нача-ли!» (Включить секундомер.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.