Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдательность






Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз.

11 Е. И. Рогов, кн. 2

Такие описания младшие школьники делают устно, а их одно-классники дополняют пропущенные детали. Подростки могутде-лать задание письменно, а затем сравнить их между собой, а также с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

КОРРЕКТУРА

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Учени-ку разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошиб-ки карандашом другого цвета. Возможно проведение сорев-нований в парах.

ПАЛЬЦЫ

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на коле-ни рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «На-чали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростыо и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Дли-тельность 5—15 минут.

Некоторые участники испытывают необычные ощущения: уве-личения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направ-ления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздраже-ние или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

КОНЦЕНТРАЦИЯ

Концентрация может производиться на внешних материаль-ных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следу-ет задать время, принять соответствующую позу, расслабить мыш-цы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут пере-ключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, от-гоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в

сторону, надо мягко возвращать их к цели концентрации. Важ-но, чтобы в течение отпущенного времени мысль уходила «в сто-рону» не более трех раз.

«МУХА»

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3 х 3 и неболъшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессирован-ной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответст-венно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «му-хи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются уча-стниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы иг-рового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она про-водится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «ви-дит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вер-нув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например до 4x4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

СЕЛЕКТОР

Для упражнения выбирается один из участников игры — «при-емник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слиш-ком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может по-велительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «прием-ник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает пол-ный круг.

САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

Участники должны встать полукругом и определить водяще-го. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачива-ется и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стбит награ-дить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.

СВЕРХВНИМАНИЕ

Участники разбиваются на две группы: «мешающие» и «вни-мательные». «Внимательные» расставляются ведущим по пе-риметру зала лицом к центру и получают отличительные знаки (нарукавные повязки, галстуки и пр.). Им дается инструкция: «Ваша задача — изобразить, сыграть, словно актер, войти в роль человека, полностью сосредоточенного на какой-то внут-ренней работе и не замечающего окружающего (ведущий по-казывает выражение лица человека с пустым, отсутствующим взглядом). Вы должны вжиться в эту роль и, стоя с открыты-ми глазами и не закрывая ушей, не замечать того, что делают другие. Чтобы вам было легче справиться с заданием, попы-тайтесь ярко представить себе, будто вы смотрите увлекатель-ный кинофильм или участвуете в опасном путешествии. Будьте последовательны в своей роли: когда закончитсй упражнение (по команде " стоп") и вас будут расспрашивать, утверждайте и убеждайте других в том, что вы действительно были поглоще-ны своими мыслями и ничего не видели и не слышали. Ясно? " Мешающие" получат задание во время упражнения. Готовы? Начали!»

Упражнение длится 5—15 минут. За это время ведущий вме-сте с «мешающими» организуют серию провокационных дейст-вий. Они скандируют лозунги, призывы, разыгрывают сценки, рассказывают анекдоты, инсценируют окончание занятий и уход из зала, изображают животных, просят у «внимательных» мило-стыню и прочее. При этом ведущий следит за тем, чтобы дейст-вия «мешающих» не оказались слишком эффективными. Он за-прещает касаться «внимательных» и в критические моменты по-могает им удержаться в своей роли. Затем следует команда «Стоп» и начинается обсуждение. Упражнение следует использовать в уже сложившихся группах, где царит атмосфера творческой ув-леченности.

КАМЕНЬ, НОЖНИЦЫ, БУМАГА

Участники должны разделиться на пары. Желательно, чтобы все сидели друг напротив друга. На счет «Три» каждый участник выкидывает на пальцах одну из трех фигур: камень — кулак, ножницы — два пальца, бумага — открытая ладонь. Причем име-ется правило: ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, бумага может обернуть собой камень. Соответственно, игрок, вы-кинувший на пальцах такую фигуру, которая «победит» против-ника (например, камень победит ножницы), остается, а проиг-равший игрок выходит из игры.

В следующем туре участвуют победители первого тура игры, предварительно разделившись на пары. Если кто-то остался без напарника, он автоматически переходит в следующий тур. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

По удару гонга, все участники выкидывают на пальцах одну из трех фигур: камень, ножницы, бумага. Затем тот, кто победил противника, согласно правилу игры, гласящему, что ножницы режут бумагу, камень тупит ножницы, а бумага может обернуть собой камень, остается, а его партнер выбывает из игры.

Далее проводится следующий тур игры уже среди победите-лей второго тура. И так до полной победы одного из игроков.

Глава 2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.