Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология характеров






В начале XX века бельгийские психологи Корней Хейманс и Херман Вирсма изучили биографии 110 великих людей и иссле-довали характеры 5000 своих современников. На основе этих ис-следований ими была создана шкала характеров. Эта шкала впос-ледствии была развита и завершена Ле Сенном и французской школой характерологии.

Характер рассматривается, по Хеймансу—Ле Сенну, как со-вокупность трех основных частей: эмоциональности (возбуди-мости ошущений), активности, первичности или вторичности чувств (быстротечности или длительности).

К этим трем основным измерениям добавляются четыре до-полнительных, что позволяет определять характеры более точно.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ (ВОЗБУДИМОСТЬ)

— обозначается В и нВ.

Речь идет о том, с какой легкостью возникшая ситуация вы-зывает у человека эмоциональное состояние — эмоцию или чув-ство, возбуждает его.

У некоторых людей обыденные события (заботы, неудачи, ошибки или, напротив, хорошие новости, успех) вызывают до-вольно сильные эмоции. Это возбудимый тип (В).

Другие реагируют менее бурно, бесстрастно. О них говорят: «Их ничем не проймешь». Это — люди менее возбудимые или, упрощенно, невозбудимые (нВ).

Возбудимый откликается на сигналы, которые не замечает не-возбудимый. Связь с жизнью у него богаче, он получает от жиз-

ни куда более полноводные потоки впечатлений. Возбудимые живут в непрерывной связи с живым ходом жизни, в непрестан-ном контакте с ней.

Но возбудимость и обогащает человека, и ослабляет его — она перегружает нервную систему, грозит истощить, надорвать.

Невозбудимые живут изолированнее от потока жизни, они получают от него меньше впечатлений, но зато они независимее от него, защищеннее.

Не следует смешивать невозбудимых, «бесстрастных» с теми, чья эмоциональность (возбудимость) носит внутренний харак-тер. Она тем более важна, что не выражается вовне. Вниматель-ный наблюдатель, однако, часто может судить о внутреннем, скры-том присутствии возбудимости по некоторым признакам: краска на лице, бледность, напряженное молчание, дрожь и т.д.

АКТИВНОСТЬ

— обозначается А и нА.

Активность — это потребность в действии, «вкус» к действию, потребность в осуществлении, реализации плана или замысла, стремление наших эмоций к микропоиску в каждой своей вспышке.

Некоторые люди не выносят состояния безделья или простоя. Им нравится быть постоянно занятыми, и они всегда находят себе занятие. Они быстро принимают решение. Их не пугают трудности, и их нелегко привести в уныние. О таких говорят: «Выгонят в дверь, лезут в окно». Это — активные (А).

Но есть и другие, которым нужно долго думать, прежде чем начать действовать, и даже такие, кого необходимость действия парализует. На обдумывание задачи они тратят болыне энергии и времени, чем на ее решение. Такие люди совсем не обязатель-но ленивы. Это — неактивные (нА).

ПЕРВИЧНОСТЬ и ВТОРИЧНОСТЬ (КРАТКОЧУВСТВИЕ и ДОЛГОЧУВСТВИЕ)

— обозначается К и Д.

Есть люди краткого и долгого нервного отклика, краткой и долгой психической реакции.

Краткие (К), или первичные, недолго остаются под впечатле-нием пережитого или под влиянием своих чувств. Они непре-станно «разряжают» свои эмоции. Они живут только настоящим

мгновением, не погружаясь в прошлое или будущее. Поэтому они без труда приспосабливаются к окружающей обстановке. Если они видят, что не могут быстро достичь желаемого, они легко отказываются от своей цели или идеи. Они способны на боль-шое усилие, но не на длительное. Упорный труд им претит. Они любят неожиданности и приключения и ненавидят рутину. Если они возбудимы, у них живой, сильный отклик на биения жизни, если невозбудимы — отклик слабый. Но в любом случае этот отклик краток, замкнут в нынешнем мгновении. Такая мгновен-ность ощущений, чувств — свойство детей, и поэтому она, по словам Ле Сенна, «истинный Источник Юности». Но этот же источник рождает и короткое терпение, и обманность ощуще-ний и эмоциональную неустойчивость, непостоянство...

Есть люди с долгой нервной реакцией (Ц). Событие или впе-чатление оставляют в них глубокий след. Они долго остаются под впечатлением пережитого. Такие люди похожи на аккумуля-торы, которые сильно «заряжаются», но мало «разряжаются». У таких людей отклик на события проигрывается как бы дваж-ды — в момент события, и потом, после него. Так как этот вто-рой отклик бывает сильным и длится долго, французы называют таких людей вторичными. У них все эмоции, все чувства-откли-ки — «долгоиграющие»: грусть, негодование, радость, любопыт-ство... Они живут прошлыми чувствами и предвкушением буду-щих, часто не замечая настоящего. Долгочувствие — мать верно-сти, постоянства, — но и стойкой злобы, стойкой враждебности, тяги к обману.

По мнению французов, краткость и долгота ощущений, чувств — самое непонятное измерение характера.

Эти три основных измерения (каждое из них двуполюсно) со-здают восемь основных типов характеров:

В — нА — К — нервный или нервический, В — нА — Д — чувствительный или сентиментальный, В — А — К — ХОЛЕРИК, очень деятельный, бурный

или возбужденно-активный, В — А — Д — пылкий или страстный, нВ - А - К - САНГВИНИК или реалист, нВ - А - Д - ФЛЕГМАТИК, нВ — нА — К— беспечный или аморфный, нВ - нА — Д — МЕЛАНХОЛИК или апатичный.

N.6. При существовании полюсов какой-либо характеристи-ки обязательно есть «золотая середина».

Кроме того, у каждого из восьми типов характеров есть раз-новидности, которые зависят от того, как развиты у человека четыре дополнительных свойства:

поле восприятия, т.е. широта охвата ощущений, чувств;

тяга эмоций к первенству (доминантности) или уступчивости (подчиненности);

мягкость или жесткость ощущений, чувств;

их насытимость или ненасытимость.

КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ХАРАКТЕРА

НЕРВИЧЕСКИЙ (В - нА - К)

Сильная и беспорядочная эмоциональность: нервный чело-век — раб настоящего. Он неустойчив, склонен к жесткости и подозрительности. Но он легко примиряется.

У него живой, но неметодичный ум, импульсивная, неровная и непостоянная активность.

Нервический человек чувствителен, но его эмоции быстро-течны. Он может работать лишь тогда, когда желание совпадает с необходимостью, т.е. время от времени.

Сильный и возбудимый, он постоянно находится в поисках новых и сильных ощущений. Ему неуютно в семейном кругу, и поэтому он нуждается в многочисленных и разнообразных друзьях вне дома. Он мало считается с прошлым и говорит и делает то, что ему удобно в данный момент. Поэтому он довольно распо-ложен ко лжи. Он подчиняет истину своим минутным настрое-ниям и желаниям.

Недоверчив, ибо легко допускает, что другие допускают так же, как и он. Доволен собой и любит, когда другие подтвержда-ют это его представление.

Его влияние на групггу весьма слабо. Что касается работы, то его следует держать в рамках, указывать, как и что делать, и не бояться идти с ним на столкновение, так как он соглашается на примирение. Плохо переносит монотонный труд.

ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ (В - нА - Д)

Сентиментальный человек тоже наделен большой чувствитель-ностью, но если нервный быстро отвлекается от своих впечатле-

ний, радостей или огорчений, то сентиментальный долго их пе-реживает, помнит о них и постоянно к ним возвращается.

Это глубокая, мечтательная и постоянная натура.

Он любит одиночество и довольствуется одним или двумя то-варищами.

Он достаточно трудолюбив, но решения принимает с трудом.

«Вторичность» чувствительного обусловливает то, что он глу-боко переживает все, что с ним происходит, как и все что ему говорят.

Перемены в его настроениях медленны, но глубоки. Он не является рабом событий и пытается трезво их оценивать. Он редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое и думает о будущем. Верен своим привычкам, не любит перемен.

Учитывая сказанное, а также сильную эмоциональность сен-тиментального, следует вести себя с ним с болыпой осторожно-стью. Грубое обращение — лучший способ заставить его замк-нуться в себе еще больше. Нерешительный и непрактичный, робкий и чувствительный, он требует к себе мягкого и доброже-лательного отношения. Но и тактичного также. В разговоре и обращении с ним надо быть справедливым. Необходимо посто-янно взывать к его чувствам и показывать, что с ним считаются. Не следует идти наперекор его привычкам и пристрастиям.

ХОЛЕРИК (В - А - К)

Благодаря своей «первичности» этот характер отличается боль-шой силой, отвагой, предприимчивостью и полной свободой. Его эффективность приобретает иногда неистовый характер.

Это импульсивный, увлекающийся человек, смешивающий ча-сто независимость с анархией.

Он услужлив, с сочувствием относится к другим и не скрыва-ет своих симпатий. Откровенен, но переменчив. Жизнерадостен и почти всегда пребывает в хорошем настроении. Натура яркая, душа общества и фантазер. Но может быть и грубым.

Его не пугают препятствия, он умеет их обходить благодаря своей изобретательности. Хвастун, он любит все приукрасить. Доверчив, некапризен и незлопамятен.

Он охотно участвует в общем деле и выполняет все, что тре-буется. Ему необходимо чувствовать симпатию даже в упреках. Не следует публично упрекать и унижать его не потому, что он будет долго переживать, а потому, что можно вызвать бурное возмущение.

Он способен взяться за работу «засучив рукава», но надо по-стоянно поддерживать его интерес к ней.

Именно этому характеру следует поручать такую, хотя и не-показную работу, которая должна быть выполнена без промед-ления. Надо пользоваться его чрезвычайной жизнеспособностью, не забывая о его быстрой отвлекаемости.

СТРАСТНЫЙ (В - А - Д)

Это люди одной идеи, которые отдаются своей работе (или другой деятельности, или чувствам) со всей своей неизменной страстью. Любят порядок. Их реакции решительны, но не взрыв-ные, разве только в том случае, когда их порывы слишком долго и часто сдерживались. Тогда они разряжаются справедливым гне-вом. Их ум быстр и надежен. Удачу переживают тихо и скромно. Не любят менять своих убеждений.

Поэтому при назначении на руководящую должность челове-ка, имеющего такой характер, следует предварительно — во из-бежание конфликта — удостовериться, что его точка зрения не расходится с позицией вышестоящего руководства. Не следует также поручать одно и то же дело двум таким людям, так как они вряд ли смогут прийти к соглашению.

САНГВИНИК (нВ - А - К)

Этот тип весьма практичен. Он легко и быстро адаптируется. Покладист и оптимистичен. Это — делец. Он мало возбудим и «первичен», т.е. живет настоящим моментом, а потому спокоен и смел. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точ-ность, основательность и объективность. Его рассудок ясен и открЫт для любых проблем.

К порученному делу относится с большой ответственностью, но не способен к длительному усилию в одном направлении.

ФЛЕГМАТИК (нВ - А - Д)

Наиболее заметной чертой этого характера является скорее всего его холодность и, как следствие, исключительное спокой-ствие.

Флегматик относится к тем людям, чье приветствие всегда степенно, прохладно и лишено всяких эмоций. Он не склонен к товариществу и предпочитает одиночество.

Не разговорчив, и сводит беседу к выяснению главного. Иног-да, когда бывает «в ударе», позволяет себе бесстрастно пошутить.

Он верен себе и своему кругу. Солгать может лишь в исклю-чительных случаях. В работе любит порядок и выполняет ее спо-койно и методично. Любит чистоту, любовь к ней может стать настоящей манией и превратиться в педантизм. Не боится рабо-тать с полной отдачей, но лишь тогда, когда это ему выгодно. Ум его работает довольно медленно, но надежно, потому что эта медлительность объясняется желанием знать причины происхо-дящего. Флегматика можно убедить только доводами.

Надо помогать ему избавляться от одиночества.

Его лучше всего использовать на стадии проектирования ра-боты и в подготовительный период. Здесь весьма полезным ока-зываются его организаторские способности, спокойствие и урав-новешенность.

БЕСПЕЧНЫЙ (нВ - нА - К)

Аморфный, очень инертен. Он никогда не делает больше того, что ему велено. Его ум незатейлив. Он с готовностью откладыва-ет на завтра все, что можно сделать сегодня. Он почти не вспо-минает о прошлом и совершенно не задумывается о будущем. Да и в настоящем ему надо очень мало. Он имеет крайне слабое представление о времени. Его поступки лишены элементарной пунктуальности. Нуждается в постоянной стимуляции и контроле.

МЕЛАНХОЛИК (нВ - нА - Д)

Всегда в ровном расположении духа, он получает определен-ное удовольствие от одиночества. Любит мечтать, вспоминать прошлое. Но его мечты и воспоминания обычно очень невыра-зительны, неконкретны.

Чаще всего безразличен к тому, что делает в настоящий мо-мент. Он способен удовлетворительно выполнять повседневную, рутинную работу, требующую определенного порядка. К творче-ской работе не склонен.

АОПОЛНИТЕАЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРА

ПОЛЕ ВОСПРИЯТИЯ

Поле восприятия похоже на поле взгляда. Взгляд бывает как бы широкоэкранный, он охватывает пейзаж объемно, но без де-

10 Е. И. Рогов, ки. 2

талей, подробностей. И такая же широта поля бывает в психике: сквозь нее текут широкие вереницы ощущений — полуэмоции, полумысли — панорамные потоки впечатлений, не разделенные на струи, фрагменты.

Но поле восприятия может быть и прожекторным, узким. В него входит меньше пространства, меньше вещей, но зато каж-дая из них видна ясно, четко, в подробностях.

Человек с «панорамным» полем восприятия схватывает вещи, людей, проблемы вместе с их широким фоном, и они для него связаны воедино. Это восприятие художника, перевес образного мышления, наглядного и целостного (синтетического), над ло-гическим, дробным (аналитическим). У человека доминантное правое полушарие, которое ведает образным восприятием.

Человек с «перископным, прожекторным» полем захватывает в одно восприятие какую-то грань вещи, отделяет ее от целого и собирает на ней все силы внимания. У него впечатления более узкие, но более подробные — резкие, детальные. Здесь домини-рует левое полушарие, и восприятие, проигрывая в широте охва-та, выигрывает в глубине, аналитичности.

Важно помнить, что иногда встречается смешанный тип — «мыслитель-художник» с амбивалентным доминированием по-лушарий.

ВОИНСТВЕННОСТЬ или МИРОЛЮБИЕ ощущений, чувств,

их тяга к доминированию или подчинению — иначе —

«отпечатки Марса и Венеры»

Свойства «Марса» и «Венеры» есть и у мужчин и у женщин. В каждом из этих свойств есть свои плюсы и минусы:

«Марс» «Венера»
— тяготеет к соревнованию, соперни-честву, борьбе; он всегда готов воевать, отстаивать свои позиции. Емулегче по-этому просто заставить оппонента мол-чать, чем убедить его. — любит командовать. Доминантен. — резок, крут. Ему неважно, как о нем думают другие. — любит риск. — тяготеет к независимости, не любит подчиняться. — тяготеет к согласию.миру, уступчи-вости. Ее нетрудно убедить, она открыта чужим мыслям, может принимать чу-жие позиции (эмпатична). — предпочитает действовать в лад. Кон-формна. — примирительна, ловка, ей нужны симпатия, привязанность. — предпочитает спокойствие. — любит, чтобы утешали, жалели, под-держивали.

МЯГКОСТЬ или ЖЕСТКОСТЬ ощущений, чувств —

Это не оттенки характера или эмоций, а само их качество, как бы материал, из которого они сделаны

Человек с «мягкими» ощущениями, чувствами ищет в жизни и в людях теплые стороны. Мягкость — это окраска всей его манеры чувствования. Такие люди чаще всего невозбудимы или возбудимы ниже среднего; возбудимость ведет к взрывным ощу-щениям, а у «мягких» они умеренные, тихие. Они чаще встреча-ются среди флегматиков, сангвиников, меланхоликов, беспеч-ных. Человек с мягким чувствованием любит смягчение цвета, задумчивую музыку, спокойную и тихую атмосферу.

Твердость, жесткость ошущений — это совсем не грубость или резкость в поведении: это черта це поведения, а чувствова-ний, нервных реакций. Эти чувствования как бы сделаны из твер-дого материала: они менее податливы, более крепки, чем чувст-вования «мягкого», в них болыпе силы, энергии. Твердые ощу-щения чаще бывают у возбудимых, и твердость нужна им, кроме всего прочего, для того чтобы сдерживать и тормозить вспышки своих возбуждений. «Твердые» чаще встречаются среди нервиче-ских, холериков, страстных, чувствительных.

НАСЫТИМОСТЬ или НЕНАСЫТИМОСТЬ

(ГОЛОД ОЩУЩЕНИЙ)

это измерение показывает, много ли впечатлений нужно

человеку, чтобы насытить свою эмоциональную жажду

Человекс «ненасытными» ощущениями, «жадный», можетбыть и активным, и неактивным, хотя чаще он активен. Ненасыти-мость чаще (хотя и не обязательно) бывает у возбудимых. Нена-сытимость чаще встречается среди чувствительных, страстных, флегматиков и сангвиников (возбудимые и/или активные).

У ощущений человека «насытимого» нет такой голодности; сила их умереннее, и они насыщаются быстрее. «Насытимые» спокойнее, пассивнее «ненасытимых», у них меньше активно-сти, тяги к переменам, к переделке и улучшению близких, и их умеренность делает их уживчивее, хотя и тусклее.

Р.5. Все эти измерения имеют перед собой реальную нейрофизиологическую основу: возбудимостъ и акгивность нервных процессов входят в число основных свойств, определяющих тип нервной системы. Долгота ощущений, нервных ре-акций зависит, скорее всего, от энергоемкости нейронных волокон.

Итак, у нас есть три основных измерения характера и четыре дополнительных. Все они измеряют в основном эмоциональную

сторону его проявлений. Предлагается анкета, составленная фран-цузскими психологами, адаптированная Ю.Рюриковым.

Анкета состоит из трех основных шкал по десять вопросов каждая и четырех дополнительных — по пять вопросов каждая.

Таким образом, всего в анкете пятьдесят вопросов. На каж-дый — три варианта ответа: они выясняют, сильно, слабо или средне развита в отвечающем каждая черта.

Отвечающему предлагаются, думая над ответом, сначала ре-шить — какой из трех вариантов ему ближе, а затем — какой величиной выразить свой ответ: той, которая в анкете, или дру-гой. Допускается использование шкалы от 1 до 10.

После ответа на все вопросы производится подсчет: по каж-дой из основных шкал у вас получилось 10 цифр, по каждой дополнительной — 5. Цифры по каждой шкале надо сложить, а затем разделить (в зависимости от количества вопросов) на 10 или 5.

Вы получили средний показатель развития этого измерения вашего характера. Теперь по этим показателям вы можете уточ-нить название своего типа характера, его основные характери-стики, а также уточнения, вносимые дополнительными характе-ристиками.

Данную анкету рекомендуется проводить для семейных пар, так как она определяет прежде всего эмоциональные проявле-ния характера. А именно они являются источником многих се-мейных конфликтов. Анкета может помочь лучшему пониманию супругами сходства и различия в протекании у них эмоциональ-ных процессов и уточнить, каких реакций они могут ждать друг от друга на те или иные эмоционально значимые события.

АНКЕТА «ВАШ ХАРАКТЕР»

Шкала I

1. Вздрагиваете ли Вы, бьется ли у Вас сердце от внезапного шума? Очень ли Вы восприимчивы? Волнуетесь ли перед на-чальством, перед обычными, даже не очень конфликтными со-бытиями?

а) да;

б) средне волнуетесь, и только перед необычным, сильным событием;

в) почти всегда сдержанны, в любых условиях.

2. Начинаете ли Вы нервничать (или раздражаться), как толь-ко Вам кажется, что Вас задевают, досаждают?

а) да;

б) или только серьезные трудности, нелады нервируют Вас;

в) или Вы остаетесь спокойны почти всегда.

3. Очень ли изменчиво Ваше настроение?

а) да;

б) или более менее стойко;

в) или очень стойко.

4. Легко ли Вы впадаете в гнев?

а) да;

б) или только от крупных причин;

в) или всегда невозмутимы.

5. Волнуетесь ли Вы перед началом нового дела? Перед визи-том к врачу? Чувствуете ли при этом боязнь, хотя бы легкую?

а) да;

б) или только от крупных причин;

в) или не волнуетесь совсем.

6. Сильно ли трогают Вас трагические сцены в кино?

а) да;

б) справляетесь ли Вы с этой эмоцией;

в) или это мало трогает Вас.

7. Часто ли Вы восторгаетесь?

а) да;

б) или очень редко;

в) или только от крупных причин.

8. Легко ли Вы проявляете свои чувства? Бурно ли реагируете, откликаетесь на события? Часто ли употребляете слова вроде «не-слыханно, ошеломительно, потрясающе»?

а) да;

б) или все это бывает не очень часто, в каких-то примет-ных случаях;

в) или это случается крайне редко.

9. Легко ли Вы краснеете или бледнеете?

а) да;

б) или никогда;

в) или только в особых случаях.

10. Подвержены ли Вы опасениям, тревогам, страхам (даже если умеете совладать с ними)?

а) да;

б) или нет;

в) или только в необычных, драматических случаях.

Шкала II

1. Всегда ли Вам хочется после работы делать другие дела?

а) да;

б) или никогда;

в) или иногда хочется, иногда нет.

2. Делаете ли Вы свою работу с охотой, увлечением?

а) да;

б) или только по долгу;

в) или наполовину по долгу, наполовину с охотой.

3. Склонны ли Вы делать всю тяжелую работу сразу и прежде всего?

а) да;

б) или откладываете ее;

в) или делаете, но с усталостью, нехотя.

4. Раззадоривают ли Вас препятствия?

а) да;

б) или охлаждают, отталкивают от дела;

в) или отчасти раззадоривают, отчасти охлаждают.

5. Быстро ли Вы находите выход из неприятных положений (опоздание на поезд, какое-то повреждение, авария, упущение)? Считают ли Вас находчивым?

а) да;

б) или будучи опытным и умелым в своем деле, Вы все-таки приходите в замешательство;

в) или что-то среднее между тем и другим.

6. Если при Вас идет спор или ссора, сильно ли Вам хочется вмешаться?

а) да;

б) или Вы наблюдаете со стороны, а то и уходите;

в) или более-менее легко справляетесь с желанием вме-шаться.

7. Если перед вами новая и сложная задача, но день будет трудный и напряженный, довольны ли Вы в глубине души?

а) да;

б) или в глубине души беспокоитесь, не очень довольны;

в) или решаете эту задачу, но с долей огорчения.

8. Особенно ли цените Вы в людях их пыл в работе?

а) да;

б) или не задумывались над этим;

в) или для Вас это обычное свойство, не лучше других.

9. С удовольствием ли Вы встаете?

а) да;

б) или любите поваляться;

в) или день так, день эдак.

10. Любите ли Вы болыле всего книги и фильмы, где есть действие?

а) да;

б) или спокойное, приятное повествование;

в) или и то, и другое.

Шкала III

1. Тяготеете ли Вы к отдаленным целям: мыслям о Вашей жизни в будущем, о будущем Ваших детей, близких?

а) да;

б) или Вас больше влекут быстрые результаты — сегодня, завтра;

в) или то одно, то другое — по обстоятельствам.

2. С трудом ли Вы примиряетесь после обиды?

а) да;

б) или легко;

в) или спустя какое-то время.

3. Придерживаетесь ли Вы своих принципов в любых условиях?

а) да;

б) или действуете, применяясь к обстоятельствам;

в) или пьггаетесь согласовывать принципы с обстоятельствами.

4. Планируете ли Вы жизнь? Есть ли у Вас более или менее точный график жизни?

а) да;

б) или он Вам не нужен;

в) или среднее между тем и другим.

5. Сильно ли Вы любите старые воспоминания, привычки, предпочитаете ли все тот же город, дом, жилище, тот же отдых?

а) да;

б) или больше любите новшества, перемены, неожиданности;

в) или и то и другое — по очереди.

6. Очень ли Вы постоянны в дружбе, в симпатиях, верны ли друзьям детства?

а) да;

б) или остываете к друзьям спустя какое-то время;

в) или среднее между тем и другим.

7. Привязаны ли Вы к старым вещам, к их расположению в доме?

а) да;

б) или любите менять их расстановку, менять внутренний вид жилья и т.п.;

в) или среднее между тем и другим.

8. Интересует ли Вас больше всего в новом аппарате, маши-не, приборе их принцип действия, назначение, механизм?

а) да;

б) или они интересны Вам только сами по себе;

в) или и то и другое вместе.

9. Придерживаетесь ли Вы только своих взглядов, традиций?

а) да;

б) или открыты еще и взглядам других и новым традициям;

в) или более тяготеете к новым модам, влияниям.

10. После сильного переживания, печали с трудом ли Вы уте-шаетесь? Долго ли не можете жить обычной жизнью?

а) да;

б) или быстро возвращаетесь к обычной жизни, обычному самочувствию;

в) или среднее между тем и другим.

ШкалаГѴ

1. Когда Вы работаете (или пишите письмо), нужны ли Вам полная тишина и покой?

а) да;

б) или легко можете разговаривать в это время;

в) или, хотя посторонние звуки Вам мешают работать, пи-сать письма Вы можете.

2. Предпочитаете ли Вы неопределенное, туманное, общее?

а) да;

б) сильно ли тяготеете к точности, ясности, определенности;

в) или, в зависимости от жизни, то к тому, то к другому.

3. Чтобы понять какой-то вопрос, разобраться в какой-ни-будь машине и т.п., достаточно ли Вам общих объяснений, кото-рые Вы быстро схватываете?

а) да;

б) или нужны детальные указания, которые Вы усваиваете шаг за шагом;

в) или то одно, то другое, в зависимости от вопроса.

4. Становится ли для Вас работа неинтересной, когда главное сделано, а остается только «отделка»?

а) да;

б) или она интересна Вам до последних деталей;

в) или Вы стоите между этими полюсами.

5. Считаете ли Вы, что главное — это успех дела, независимо от правил и инструкций?

а) да;

б) или для Вас правила — это закон;

в) или, по-вашему, правила надо уважать, но не чересчур, а смягчать, если надо.

Шкала V

1. Если вот-вот вспыхнет конфликт (или чересчур острый спор) с Вашим участием, хочется ли Вам сразу вступить в него?

а) да;

б) или хочется уступить (хотя бы с виду);

в) или это зависит у Вас от настроения.

2. Вы действуйте или говорите, не заботясь, «что об этом скажут»?

а) да;

б) или предпочитаете быть хорошим во всем;

в) или выбираете средний путь.

3. Недоверчивы ли Вы к другим людям?

а) да;

б) или доверчивы;

в) или то и другое, по обстоятельствам.

4. Уверены ли Вы в себе, в своих решениях?

а) да;

б) или прежде, чем решить что-нибудь, Вам нужно чужое одобрение;

в) или то и другое, в зависимости от условий.

5. Если Вы кого-нибудь любите, легко ли Вам похвалить его, быть с ним любезным?

а) да;

б) или Вы не способны на это;

в) или у Вас средняя линия поведения.

Шкала VI

1. Сильно ли Вы любите детей. Любите ли играть с ними, целовать их?

а) да;

б) или дети раздражают Вас;

в) или Вы любите их, но на расстоянии.

2. Если Вы привязаны к человеку, тянет ли Вас выражать это нежными словами?

а) да;

б) или больше действиями, а нежные слова кажутся Вам слащавыми;

в) или иногда первое, иногда второе.

3. Любите ли Вы теплый воздух, мягкий свет, нежную музыку?

а) да;

б) или предпочитаете, чтобы все вокруг — и свет, и погода, и обстановка — было ясным, резким, бодрящим;

в) или и то и другое, по обстоятельствам.

4. Любите ли Вы ласку, физическую и моральную, даете ли и получаете ли ее с удовольствием?

а) да;

б) или это кажется Вам ненужным, может быть даже не-много неприятным;

в) или это Вам нравится, но умеренно.

5. Любите ли Вы животных, беспокоитесь ли о том, что они чувствуют?

а) да;

б) или, не делая им зла, Вы к ним равнодушны;

в) или у Вас среднее отношение к ним.

Шкала VII

1. Честолюбивы ли Вы. Очень ли хотите улучшить свое поло-жение, или увеличить имущество, или повысить влияние на других?

а) да;

б) или считаете, что все это не очень важно;

в) или что-то среднее.

2. Ревнивы ли Вы в своих привязанностях, в дружбе?

а) да;

б) или ревность незнакома Вам;

в) или Вы ее испытываете, но редко.

3. Охотно ли Вы ухватываетесь за возможность заявить о сво-их правах, достижениях?

а) да;

б) или предпочитаете ждать, когда другие сами отдадут Вам должное;

в) или Вы отстаиваете себя, но не очень настойчиво.

4. Сильно ли занимают Вас Ваши успехи (в спорте, в делах, в любимом занятии, в жизни вообще)?

а) да;

б) или это не волнует Вас;

в) или заботы об успехах есть, но кажутся не самым главным.

5. Вскипаете ли Вы — пусть немного, когда покушаются на Ваши ценности — духовные или материальные?

а) да;

б) или легко жертвуете частью этих ценностей;

в) или у Вас средняя линия.

Ключ

\ Воп-                    
\poc                    
От-\                    
вет \                    
      Шкала I (эмоциональность / возбудимость^      
а                    
б                    
в                    
      Шкала II (активность ощущений / чувств):      
а                    
б                    
в                    
    Шкала III (длительность / краткость ощущений / чувств):    
а                    
б                    
в                    
      Шкала IV (широта поля восприятия):      
а                  
б                  
в                  

Окончание

\ Воп-          
\РОС          
От-\          
вет \          
  Шкала V
  («МАРС» или «ВЕНЕРА» /
доминантность—конформность):
а          
б          
в          
  Шкала VI
(мягкость или твердость ощущений):
а          
б          
в          
  Шкала VII
< ненасытность или насытимость
  ощущений / чувств):
а          
б          
в          





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.