Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые нормы опросника РАКУ (отцы) Выборка — 94 чел.






 

№ шкалы   Стеновые оценки    
                   
  5—11 12-13   15-16            
  5-7       11-12 13-14 15-16 17-18 • 19-20  
  5-8 9-10 11-12   14-15   17-18      
  5-9   11-12     15-16        
  5-11       15-16   18-19 18-19    
  5-10 11-12     15-16          
  5-9   11-12   14-15     18-19    
  5-6 7-8 9-10   12-13 14-16   18-19    
  5-7   9-10   12-13 14-15        
  5-10 11—12           18-19    
  5-8     П-12 13-14 15-16   18-19    
  5-8       12-14 15-16     19-20  
  5-7     10-11   13—14 14-16 17-18    
  5-11             18-19 18-19  
  5-12     15-16            
  5-9       13-14       18-19  
  5-10     13-14   16-17 18-19      
  5-8 9—10 11-12   14-15 16-17        
  5-7   9-10   12-13 14-15 16-17      
  5-9   11-12 13-14   16-17        
  5-14     17-18            
  5-8 9-12     14-15   17-18      
  5-12 13-14                

2.4. ТЕСТ-ОПРОСНИК РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), разработан-ный А.Я.Варгой и В.В.Столиным, представляет собой психоди-агностический инструмент, ориентиротанный на выявление роди-тельского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообраз-ных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереоти-пов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Материалом для построения опросника послужили данные оп-роса 197 родителей психически здоровых детей от 7 до 11 лет и 93 семей, обратившихся за психологической помощью в Кон-сультативный центр психологической помощи семье при факуль-тете психологии МГУ и НИИ общей и педагогической психоло-гии АПН России. Было выделено две группы: контрольная — родители, не нуждающиеся в посторонней помощи в вопросах воспитания и общения с ребенком — субъективно благополуч-ные; и экспериментальная — родители, нуждающиеся в помощи по вопросам воспитания детей (в нее вошла подгруппа лиц, ре-ально обратившихся за психологической помощью). Все родите-ли — жители г.Москвы, более половины из них с высшим обра-зованием.

Опросник состоит из пяти шкал.

Шкала 1. «Принятие—отвержение». Шкала отражает интег-ральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание од-ного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпати-зирует ему. Родитель стремится проводить много времени вме-сте с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом по-люсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испыты-вает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не дове-ряет ребенку и не уважает его.

Шкала 2. «Кооперация». Социально желательный образ роди-тельского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оце-нивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, ис-пытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Ро-дитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. «Симбиоз». Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям

с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудно-стей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тре-вогу за ребенка, ребенок ему кажется маленысим и беззащит-ным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает ав-тономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

Шкала 4. «Авторитарная гиперсоциализация». Отражает фор-му и направление контроля за поведением ребенка. При высо-ком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель тре-бует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальны-ми достижениями ребенка, его индивидуальными особенностя-ми, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. «Маленький неудачник». Отражает особенности вос-приятия и понимания ребенка родителем. При высоких значе-ниях по этой шкале в родительском отношении данного родите-ля имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интере-сы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детски-ми, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не дове-ряет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудно-стей жизни и строго контролировать его действия.

В качестве исходного материала для опросника бьши отобра-ны высказывания родителей, обратившихся за помощью по воп-росам воспитания детей в Консультативный центр психологиче-ской помощи. С помощью экспертной процедуры этот банк ут-верждений был апробирован по 13 априорным шкалам: симпа-тия, антипатия, уважение, неуважение, близость, отдаленность, инфантилизация, инвалидизация, социальная инвалидизация, ко-операция, доминирование, потакание, автономия. В стандарти-зованное интервью бьши включены лишь те утверждения, отно-сительно которых мнения экспертов о шкальной принадлежно-сти совпадали. Таким образом бьшо получено стандартизован-ное интервью из 62 пунктов, на которое дали ответы 197 испыту-

емых. Ответы были подвергнуты факторизации с «Варимакс» вра-щением.

В результате факторизации данных общей выборки испытуе-мых было получено четыре значимых фактора: «принятие—отвер-жение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциали-зация». В экспериментальной и контрольной группах также бы-ли получены значимые факторы: 3 — в экспериметальной, 4 — в контрольной и 2 — в подвыборке лиц, обратившихся за психоло-гической помощью — «маленький неудачник». На основе значи-мых факторов общей выборки и максимально дискриминатив-ного фактора была построена структура настоящего опросника.

Валидность опросника определялась методом известных гругш. По Т-критерию вычислялась дискриминативность факторов экс-периментальной группы во всех выборках. Из пяти факторов че-тыре оказались дискриминативными, т.е. значимо различали вы-борки между собой. Таким образом, показано, что предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в воспитании детей. Кроме того, была проведена факторизация данных по испытуе-мым с последующим «Варимакс» вращением значимых факто-ров. Она показала совпадение априорных и эмпирических групп: в результате факторизации выявилась группа субъективно благо-получных родителей (контрольная группа) и подвыборка людей, обратившихся за помощью в психологическую консультацию. Эти данные также подтверждают валидность опросника.

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребен-ку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы доса-дить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравнитаю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не толь-ко требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мне-ние ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, уп-рямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и безза-ботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоя-тельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключ

Шкала 1. Принятие—отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18,

20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55,

56, 60.

Шкала 2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9,

21, 25, 31, 34, 35, 36.

Шкала 3. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Шкала 4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50,

57, 59.

Шкала 5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61. При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интер-претируется как отвержение, социальная желательность, симби-оз, гиперсоциализация, инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

«Сырой» балл Процентильный «Сырой» балл Процентильный
  ранг   ранг
  Шкала 1  
      93, 67
      94, 30
      95, 50
      97, 46
      98, 10
      98, 73
  0, 63   98, 73
  3, 79   99, 36
  12, 02    
  31, 01    
  53, 79    
  68, 35    
  77, 21    
  84, 17    
  88, 60    
  90, 50    
  92, 40    
2 ш кала 3 шкала
  1, 57   4, 72
  3, 46   19, 53
  5, 67   39, 06
  7, 88   57, 96
  9, 77   74, 97
  12, 29   86, 63
  19, 22   92, 93
  31, 19   96, 65
  48, 82    
  80, 93    
4 ш кала 5 ш кала
  4, 41   14, 55
  13, 86   45, 57
  32, 13   70, 25
  53, 87   84, 81
  69, 30   93, 04
  83, 79   96, 83
  95, 76   99, 37
       





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.