Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оружие. Агрессивность.






Многоплановые критерии. Разрывы линий, стертые детали, про-пуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнута вертикальная ось фи-гуры, карманы — зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы, позы с широко рас-ставленными ногами — грубость, черствость.

Контур, нажим, штриховка, расположение. Мало изогнутых ли-ний, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение.

Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фи-гуру — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера кон-фликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Яркая линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая на-пряженность.

Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низ-кие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импуль-сивность, нестабильность. Тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабиль-ные настроения.

Длина штрихов. Если пациент возбудимый, штрихи укорачи-ваются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, рас-кованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, жен-ственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищен-ность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решитель-ность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.

Стирания — тревожность, опасливость.

Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершен-на) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — на-личие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) — внут-ренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщесла-вию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Край листа, рисунок у самого края листа — зависимость, не-уверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъ-екта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспри-нимает; относительную значимость, которую он им придает; спо-соб соединения этих деталей в совокупность.

а) Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недале-ком прошлом характеризовался средним или более высоким ин-теллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

б) Избьггокдеталей. «Неизбежность телесности» (неумение огра-ничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости.

Особо щепетильная детализация — скованность, педантич-ность.

Ориентация в задании. Способность к критической оценке ри-сунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хорошее на-чало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшается темп и продуктивность — быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность в поддержке. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с жен-ским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

2.2. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

ТЕСТ «ПОДРОСТКИ О РОДИТЕЛЯХ» з

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (МЮК. — сокращенно, подростки о родителях) изучает ус-тановки, поведение и методы воспитания родителей так, как ви- г

дят их дети в подростковом возрасте. 4

Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. «

Эта методика базируется на положении Шафера о том, что вос- і

питательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) \

можно охарактеризовать при помощи трех факторных перемен-ных: принятие — эмоциональное отвержение, психологический контроль — психологическая автономия, скрытый контроль — открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает без- і

условно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей. '

Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрица-тельное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уваже-ния, а порою и просто враждебность. Понятие психологического

контроля обозначает как определенное давление и преднамерен-ное руководство детьми, так и степень последовательности в осу-ществлении воспитательных принципов.

Использование опросника в ЧССР на выборке молодежи по-казало необходимость его переработки и адаптирования к соци-окультурным условиям. Модифицированный вариант опросника был предложен З.Матейчиком и П.Ржичаном в 1983 г.

В ходе международного научного сотрудничества лаборато-рии клинической психологии Института им. В.М.Бехтерева с Ин-ститутом психодиагностики (Братислава, Словакия) эта методи-ка была апробирована на подростках 13—18 лет в России, как это предусмотрено авторами модификации. Она оказалась весь-ма полезной для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от врачей и психологов (педагогов), так и от самих родителей.

Процедура проведения исследования

Перед началом эксперимента подростка вводят в курс дела относительно целей и задач исследования, после чего ему предъ-является следующая инструкция:

«Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших ро-дителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утвержде-ние, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что ут-верждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), обведите кружком цифру " 2". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Ва-шего отца (или матери), обведите цифру " 1". Если же по Вашему мнению утверждение не относится к Вашему отцу (или матери), то обведите цифру " 0'Ѵ.

Затем подростку выдают регистрационный бланк для за-полнения отдельно на каждого из родителей. Принципиаль-ной разницы между формулировками высказываний нет: по отношению к матери все утверждения представлены в жен-ском роде, а по отношению к отцу — в мужском. Причем бланки заполняются отдельно, вначале, например, заполня-ется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы к матери, затем этот бланк сдается экспериментатору и толь-ко после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены подростком уже в приме-нении к отцу.

АБОК опросник для подростков

Фамилия

Имя

Отчество

Мой отец (моя мать) Да Час- Нет
п/п     тично  
1 2 Очень часто улыбается мне Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, что нет Обладает недостаточной терпеливостью в отноще- нии меня     0 0
  Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вер-      
  нуться Всегда быстро забывает то, что сам говорит или при- казывает      
8 9 Когда у меня плохое настроение, советует мне ус- покоиться или развеселиться Считает, что у меня должно существовать много пра- вил, которые я обязан выполнять Постоянно жалуется кому-то на меня Предоставляет мне столько свободы, сколько мне     0 0
  надо За одно и то же один раз наказывает, а другой —      
11 12 прощает Очень любит делать что-нибудь вместе Если назначает какую-нибудь работу, то считает, 2 2   0 0
13 14 15 что я должен делать только ее, пока не закончу Начинает сердиться и возмущаться по поводу лю- бого пустяка, который я сделал Не требует, чтобы я спрашивал у него разрешения, чтобы идти туда, куда захочу Отказывается от многих своих дел в зависимости 2 2 2   0 0 0
  от моего настроения Пытается развеселить и воодушевить меня, когда      
  мне грустно Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я должен быть наказан      
  Мало интересуется тем, что меня волнует и чего я      
19 20 хочу Допускает, чтобы я мог бы идти куда хочу каждый вечер Имеет определенные правила, но иногда соблюда- 2 2   0 0
  ет их, иногда нет Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и      
  мнения Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано      
  Иногда вызывает у меня ощущение, что я ему про-тивен      
  Практически позволяет мне делать все, что мне нра-вится      

Продолжение

№ п/п Мой отец (моя мать) Да Частично Нет
  Меняет свои решения так, как ему удобно      
  Часто хвалит меня за что-либо      
  Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь      
  Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился      
  Позволяет мне самому выбирать себе дело по душе      
  Иногда очень легко меня прощает, а иногда — нет      
  Старается открыто показать, что любит меня      
  Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе      
  Если я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом      
  Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»      
  Непредсказуем в своих поступках, если я сделаю что-нибудь плохое или хорошее      
  Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу      
  Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею      
  Не будет со мной говорить, пока я сам не начну, если до этого я его чем-то задену или обижу      
  Всегда легко меня прощает      
  Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишко мало      
  Всегда находит время для меня, когда это мне необходимо      
  Постоянно указывает мне, как себя вести      
  Вполне возможно, что, в сущности, меня ненавидит      
  Проведение каникул я планирую по собственному желанию      
  Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным      
  Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я не спросил      
  Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел      
  Пренебрегает мною, как мне кажется      
  Не вмешивается в то, убираю я или нет мою комнату (или уголок) — это моя крепость      
50 | Очень неконкретен в своих желаниях и указаниях      

Механизм обработки сырых данных

После того, как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем, по каждому параметру под-считывается арифметическая сумма сырых баллов (POZ — позитивный интерес, DIR — директивность, HOS — враждебность, AUT — автономность и NED — непоследовательность). Далее

сырые баллы переводятся в стандартизованные в соответствии с таблицами. Стандартизованные данные располагаются от 1 до 5 и нормой является среднее значение, т.е. 3.

Если по параметру вышло 1—2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4—5 — то измеряемое качество выра-жено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили от-ношений как к матери, так и к отцу, на специальном бланке.

Интерпретация шкал 1. Оценка матери сыном

Шкала позитивного интереса

Прежде всего психологическое принятие матери мальчики-под-ростки видят в относительно критическом подходе к ним. Под-ростки часто испытывают необходимость в помощи и поддержке матери, в большинстве случаев принимают ее мнение, склонны соглашаться с ней. Такие же формы поведения, как властность, подозрительность, тенденция к лидерству отрицаются. В то же время сыновья не ждут от матери чрезмерного конформизма, вплоть до тенденции «идти на поводу». Тем не менее, просто компетентное поведение, дружеский способ общения и нормальные эмоциональ-ные контакты оказываются недостаточными для того, чтобы под-росток мог утверждать, что мать испытывает по отношению к не-му позитивный интерес. Они стремятся к сверхопеке сильного, взрослого и самостоятельного человека.

Шкала директивности

Директивность матери по отношению к сыну подростки ви-дят в навязывании им чувства вины по отношению к ней, ее декларациям и постоянным напоминаниям о том, что «мать жер-твует всем ради сына», полностью берет на себя ответственность за все, что сделал, делает и будет делать ребенок. Матерью как бы утверждается изначальная зависимость ее статуса и оценки окружающих от соответствия сына «эталону ребенка», исключая при этом возможность других вариантов самовыражения. Таким образом, мать стремится любым способом исключить неправиль-ное поведение сына, чтобы «не ударить в грязь лицом». Простые же формы проявления отзывчивости, проявления симпатии, вы-зывающие положительные эмоциональные отношения, отрица-тельно коррелируют с директивной формой взаимодействия ма-тери и подростка.

Шкала враждебности

Враждебность матери в отношениях с сыном-подростком ха-рактеризуется ее агрессивностью и чрезмерной строгостью в меж-личностных отношениях. Ориентировка матери исключительно на себя, ее самолюбие, излишнее самоутверждение, как прави-ло, исключают принятие ребенка. Он воспринимается, прежде всего, как соперник, которого необходимо подавить, дабы утвер-дить свою значимость. Так, эмоциональная холодность к подро-стку маскируется и зачастую выдается за сдержанность, скром-ность, следование «этикету» и даже подчиненность ему. В то же время может наблюдаться ярко выраженная подозрительность, склонность к чрезмерной критике в адрес сына и окружающих, целью которой является стремление унизить их в глазах окружа-ющих. Наряду с этим, постоянно (главным образом на вербаль-ном уровне) демонстрируется положительная активность, ответ-ственность за судьбу сына.

Шкала автономности

Автономность матери в отношениях с сыном понимается им как диктат, полное упоение властью, даже некоторая маниакаль-ность в этом отношении, не признающая никаких вариаций. Мать при этом не воспринимает ребенка как личность, со своими чув-ствами, мыслями, представлениями и побуждениями, она являет собой «слепую» силу власти и амбиций, которой все, невзирая ни на что, обязаны подчиняться, При этом адаптивная форма авторитета матери, основанная на доверии и уважении, а также приемлемые формы жесткости и резкости (когда они учитывают ситуацию), оказываютея не характерньши для автономности ма-терей в отношениях с сыновьями-подростками. Также, по мне-нию сыновей, ни эмоциональная привязанность, ни дружеский стиль общения не могут быть связаны с отгороженностью, не-вовлеченностью матери в дела сына.

Шкала непоследовательности

Непоследовательность проводимой матерью линии воспита-ния оценивается подростками как некое чередование (в зависи-мости от степени информативной значимости) таких психологи-ческих тенденций, как господство силы и амбиций и покорность (в адаптивных формах), деликатность и сверхальтруизм и недо-верчивая подозрительность.

Причем все они имеют тенденцию к экстремальным формам проявления (амплитуда колебаний максимальна).

2. Оценка отца сыном

Шкала позитивного интереса

Позитивный интерес в отношениях с сыном рассматривается как отсутствие грубой силы, стремления к нераздельной власти в общении с ним.

Подростки говорят о позитивном интересе в случаях, когда отцы стремятся достигнуть их расположения и почитания отцов-ского авторитета, не прибегая к декларациям догм. Психологи-ческое принятия сына отцом основано прежде всего на доверии. При подобных отношениях характерно находить истину в споре, прислушиваясь к различным аргументам и отдавая предпочте-ние логике здравого смысла. Здесь полностью отрицается како-го-либо рода конформизм.

Шкала директивности

Директивность в отношениях с сыном отец проявляет в фор-ме тенденции к лидерству, путем завоевания авторитета, осно-ванного на фактических достижениях и доминантном стиле об-щения. Его власть над сыном выражается главным образом в управлении и своевременной коррекции поведения ребенка, ис-ключая амбициозную деспотичность. При этом он очень четко дает понять ребенку, что ради его благополучия жертвует неко-торой имеющейся у него частичкой власти; что это не просто покровительство, а стремление решать все мирно, невзирая на степень раздражения.

Шкала враждебности

Жестокие отцы всегда соглашаются с общепринятым мнени-ем, слишком придерживаются конвенций, стремятся удовлетво-рить требования других быть «хорошим» отцом и поддерживать положительные отношения. Воспитывая, они пытаются вымуш-тровать своего сына в соответствии с принятым в данном обще-стве и в данной культуре представлением о том, каким должен быть идеальный ребенок.

Отцы стремятся дать сыновьям более широкое образование, развивать различные способности, что зачастую приводит к не-

посильной нагрузке на юношеский организм. Наряду с этим про-является полная зависимость от мнения окружающих, боязнь и беспомощность, невозможность противостоять им. В то же вре-мя по отношению к сыну отец суров и педантичен. Подросток постоянно находится в состоянии тревожного ожидания низкой оценки его деятельности и наказания родительским отвержени-ем по формуле: «Как ты смеешь не соответствовать тому, что ждут от тебя, ведь я жертвую всем, чтобы сделать из тебя челозе-ка». Тут же звучит постоянное недовольство, скептическое отно-шение к достижениям сына, что неизбежно снижает мотивацию его деятельности.

Шкала автономности

Автономность отца в отношениях с сыном проявляется в фор-мальном отношении к воспитанию, в излишней беспристраст-ности в процессе общения. Взаимодействие основывается на по-зициях силы и деспотичности. Отец «замечает» сына только в случаях, когда тот что-нибудь натворил, причем даже на разбор случившегося, как правило, «не хватает времени». Отец слиш-ком занят собой, чтобы вникать в жизнь и проблемы сына. О них он узнает только из его просьб помочь или посоветоваться в том или ином вопросе, не особенно перетруждая себя объясне-ниями. Его не интересуют увлечения сына, круг его знакомств, учеба в школе, он только делает вид, что это его беспокоит. Час-то его просто раздражает, когда сын обращается к нему. По его мнению сын «сам должен все знать».

Шкала непоследовательности

Непоследовательность применяемых отцом воспитательных мер по отношению к их сыновьям-подросткам последние видят в непредсказуемости, невозможности предвидеть, как их отец отреагирует на ту или иную ситуацию, событие — подвергнет ли сына суровому наказанию за мелкие проступки или слегка пожу-рит за что-нибудь существенное, просто приняв заверения по-следнего в том, что это болыхте не повторится; такой отец либо долго и педантично будет «промывать косточки», либо примет на веру заверения сына в невиновности и т.п.

При сравнении практики матерей и отцов мальчиками-под-ростками выявляются следующие характерные различия. При пси-хологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению

с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, по-скольку они стремятся достичь расположения и почитания их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые в исключительных случаях позволяют себе авторитаризм в меж-личностных отношениях «ради блага» ребенка. В то же время у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают кри-тический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. По шкале дирек-тивности у матерей, по сравнению с отцами, на первый план выступает тенденция к покровительству, поскольку матери бо-лее склонны воздействовать на детей индуктивной техникой. Так-же матери готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, тогда как отцы предпочитают авторитет силы. Враждеб-ность матерей отличается от аналогичной характеристики отцов тем, что у матерей она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов — это скорее тенденция к конформно-сти по отношению к окружающим.

Автономность матерей и отцов основана на деспотической «слепой» власти, не терпящей потворствования, однако у мате-рей замечен акцент на отсутствии требований-запретов в отно-шении подростков, а у отцов — отгороженность. И у тех и у других отсутствует даже тенденция к покровительству, хотя отцы могут в виде исключения оторваться от дел и внять просьбам подростка.

Непоследовательность же в проведении линии воспитания у обоих родителей одинаково оценивается подростками как тен-денция к экстремально-противоречивым формам проявления с максимальной амплитудой выражения. Причем у матерей про-тивоположностью силе и недоверию является уступчивость и ги-перпроективность, а у отцов — доверчивость и конформизм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.