Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритритное расписание и ритритные правила






 

Ритритное расписание напрямую зависит от темы ритрита. Базовой формой практики является такая, когда утром, до принятия первого прасада практикуют методы из раздела кундалини-йоги, после этого практикуют медитацию, разбивая время на сессии.

Ритритное расписание может иметь следующую форму:

5: 30 – 6: 00 Крийя-йога

6: 00 – 10: 00 Кундалини-йога

10: 00 – 11: 00 Завтрак

11: 00 – 17: 00 Медитативные сессии сидя, ходьба в созерцании

17: 00 – 18: 00 Ужин

18: 00 – 19: 00 Изучение Учения

19: 00 – 23: 00 Медитативные сессии сидя, ходьба в созерцании

23: 00 – 5: 30 Шавасана

Медитативные сессии могут быть от одного часа до трех. Ходьба в созерцании может быть от получаса до двух часов. Как правило, двухчасовые медитативные сессии сидя чередуются получасовой ходьбой в созерцании.

Когда делается акцент на определенную тему, будь-то кундалини-йога, мантра-йога, йога иллюзорного тела и другие, то одной теме может уделяться 4-5 сессий. Важным фактором является соблюдения баланса праны и ума (самйога). Искусность в этом постигается годами практики только на своем опыте. Не должно быть перекоса в медитацию, что как правило ведет к ослаблению энергии (красной капли), дисбалансу пран, либо перекоса в техническую практику, что как правило является причиной недостатка самоосвобождения, легкости в практике, т.е. белая капля терпит ущерб.

Какой бы ни была тема ритрита, минимум одну сессию следует посвящать медитации, и минимум одну сессию кундалини-йоге. Что касается медитации, то это не только фундаментальная практика махашанти, но также методы божественной гордости, шамбхави-мудра, атма-вичара, брахма-вичара. Хотя посвятить только махашанти лет пятнадцать-двадцать практики это не много.

Входя в ритритное пространство, принимается обет соблюдения ритритных правил. Из ритритного расписания и соблюдения ритритных правил, собственно и черпается духовная сила. Ритритные правила это тот щит, которых стоит между практикующим и внешним миром отвлечений. Перед практикой следует заранее настраиваться на ограничения и знать смысл их соблюдения.

Ограничения призваны избавить от отвлечений и утечек энергии. Поэтому, чтобы в ходе практики избегать отвлечений, нужно заранее подготовиться в обеспечении ритрита. Это могут быть как предметы Дхармы, так и средства материального быта – одежда, лекарства и тому подобное. Если в ходе ритрита возникает желание что-то заполучить, то в первую очередь нужно задаться вопросом – насколько это необходимо. Ум склонен к различным увлечениям, часто бывает достаточно выждать день-два, как проблема отпадает сама собой. Растущая ясность в ритрите обычное дело, и уму свойственно искать пространство для самовыражения. Опытный практик, зная об этом, своевременно самоосвобождает все возникающие цепляния ума, помня, что, прежде всего нужно обращать внимание не на внешние обстоятельства, а на качество своей медитации.

Каковы же ритритные правила и каков их смысл:

· Соблюдать молчание (мауну).

Это правило соблюдается во всех ритритах. Речь является средством обмена энергией с другими людьми. Практикой медитации мы взращиваем тонкие состояния, которые могут быть легко нарушены общением. Поэтому исключением может быть только общение на даршане Гуру или Духовного Наставника.

· Не принимать позу лежа (шавасану) днем, избегать лени и безделья.

Ритрит это добровольное самоограничение. Праздное фривольная расслабленность, скорее всего не приведет к возгоранию огня тапаса и кармы не будут сожжены в должной мере.

· Не заниматься посторонними делами во время медитационных сессий (чтение книг, умывание, чистка зубов, прослушивание аудио).

В то время, когда по расписанию медитативная сессия, следует заниматься медитацией и ничем больше. Так вырастает дисциплина ума.

· Не покидать ритритное пространство, если это не оговорено в ритритном расписании.

Покидать ритритное пространство, за исключением созерцательной ходьбы или нужд тела, является следованием за желаниями своего ума. Такие тенденции нужно своевременно замечать и отдавать себе отчет в их возникновении. Цель садханы – сделать свой ум свободным от всех желаний, стать свободным. Собственно так и говорят – достичь Освобождения (мокши). Под свободой подразумевается свобода от умственных тенденций. Скованность ума двойственными представлениями и есть корень сансары. Мыслительная деятельность ума никогда не закончится. Однако освободиться от обусловленности ею можно тренировкой ума – медитацией.

· Не общаться с другими записками, знаками, жестами, не пытаться обратить на себя внимание.

На время ритрита нужно постараться весь внешний мир рассматривать как мир сновидения. Так же, если бы мы стали строить взаимотношения с приснившимися людьми, также и этот мир нужно рассматривать как мираж и помнить, что самое главное – это непрерывно «помнить о главном». В случае крайней необходимости в общении, передается записка лицам, общение с которыми оговорено перед началом ритрита.

· Соблюдать ритритное расписание.

Соблюдать ритритное расписание – есть аскеза. Однозначно, что для неопытных не легко его соблюдать. Важно желать соблюдать режим практики. Иначе спустя какое-то время вся мотивация в практике будет снесена наплывом обнажающихся внутренних данных, которые посеют сомнения и безверие. Поэтому имея базовый опыт ритритов, уместно, советуясь с Духовным Наставником, Гуру, самому составлять ритритное расписание и его придерживаться.

Вначале следует пройти достаточно ритритов по базовым практикам. Затем, акценты садханы могут варьироваться в зависимости от способностей и склонностей практикующего. Обычно духовный Учитель не навязывает ученикам какую-то форму ритритного расписания, оставляя за ними свободу выбора. Это связано с тем, что ученик, зная свой уровень по шкале 16 стадий, уровень чистоты каналов и пран, физиологические ограничения, сам учится планировать свою садхану. Выбирая для себя ритритный режим, ученик оценивает свою способность его соблюдать.

Лучшей стратегией является «путь маленьких побед», когда оценивая свои способности, мы ставим достижимую цель и добиваемся ее. Это укрепляет веру в себя и становится базой для следующего прыжка.

Вначале полезно проходить так называемые групповые ритриты. Пройдя несколько групповых ритритов продолжительностью от нескольких дней до трех месяцев, йогин получает навыки ритритной дисциплины и порядка. Иногда, практикуя, мы можем дать себе слабину, но в глазах других, мы, как правило, не желаем выглядеть духовно слабыми, это нас стимулирует, и поэтому мы прилагаем больше усердия. Этот опыт позже оказывается нам полезным в дальнейшем в длительной уединенной практике.

· Не выходить самовольно из ритрита без оповещения и разрешения духовного лица, давшего благословение на ритрит.

Считается, что принятие обетов, которые не можешь соблюдать, сеет семена, которые могут послужить причиной духовного падения. Поэтому не рекомендуется давать обеты, которые не способен выполнить. Совершенным способом практики является тот, когда обет берется соразмерено своим способностям. Если есть сомнения относительно своих способностей, то обычно прибегают к такому методу – берут обет на тот срок, который гарантированно способен соблюсти, а вслед за ним в случае успеха берут следующий. И так продлевают и продлевают. К примеру, когда идут в долгие ритриты, то зачастую берут обет на три месяца (иногда шесть), а после успешного их прохождения берут следующий обет на три месяца, и так далее.

Если из-за напора внутренних данных и неспособности их самоосвободить, возникает желание прервать практику, то здесь нужно просто выждать время. Обычно все трудности проходят простым оставлением. То есть, продолжая оставаться в непоколебимом естественном состоянии, продолжают практику, не обращая внимания на возникающие нечистые состояния. Хоть состояния могут очень трудными, а иногда и просто демоническими, нужно помнить, что все непостоянно. Здесь полезно вспомнить, что подобные трудные состояния ведь были у нас не всегда, значит, состояние временное, и оно пройдет. Так происходит очищение. Это обычное явление для всех йогинов.

Какими бы ни были знаки практики, хорошими или дурными, какие бы магические видения ни возникали, зрелый практик не впадает в крайности предубеждений и избегает оценок. Он не анализирует – принять это или отвергнуть, как к этому относиться или же какими могут быть следствия, он просто возвращает ум в естественное состояние. Если йогину это удается, то это является признаком того, что он имеет определенные успехи в отсечении надежды и страха.

Находясь в уединении, йогин должен помнить принятый ритритный обет. Обет означает, что йогин выразил намерение типа: «Я не покину свой ритрит даже если горы посыпятся мне на голову, даже если меня затопит наводнением, даже если огонь будет бушевать со всех сторон». Если такой настройки нет, то есть вероятность стать жертвой лени, отвлечений, либо вообще прервать практику. Самое главное – это иметь концентрированный ум и желание получить пользу от интенсивной садханы. Когда есть такая однонаправленная решимость, то никакие трудности не станут препятствием.

Исключением, когда можно прервать затвор, являются случаи, когда йогина зовут умирающий Учитель или родители. А также случай серьёзной болезни.

· Не использовать непредусмотренных технических средств.

В монастыре был такой случай, когда мирянин проходил месячный ритрит. Спустя пару недель он получил по телефону сообщение из мира и написал из ритрита записку, что ему нужно срочно выходить, так как его вызывают на работу. Это пример того, как мы сами себя сажаем на цепь сансары. Очень важно верить в освобождающую силу Дхармы, в силу аскезы и не профанировать свое Освобождение. Освобождение возможно тогда, когда по своей воле оставляешь обусловленность. Когда же мы сами себя ограничиваем, то даже Пробужденные не способны за нас этого сделать. Как говорил один Учитель, – пока сам о себе не позаботишься, никто тебя не закинет подобно камню в Чистые Земли.

· Не посещать мест, непредусмотренных условиями ритрита.

Ограничивая пространство пребывания на время ритритной практики, мы тем самым закрываем врата для отвлечений ума. Накладывание внешнего обета, дисциплинирует ум, возвращает его в состояние покоя.

Когда йогин глубоко медитирует, возникают опыты. Практик, который медитирует в ритрите, должен быть втрое бдительнее, чем в обычном режиме. Один йогин медитировал в горах, он прошел два трехлетних ритрита, и медитировал далее. Его Гуру дал ему такое наставление: «Вот тебе священное изображение, без него не выходи никуда из ритрита». И однажды он уснул в шавасане после вечерней практики, а по утрам он вставал, умывался, делал подношения, читал мантры и снова медитировал. И ему показалось, что он проспал очень мало, но когда он проснулся, то увидел, что везде свет, и пробивается солнечный свет, и он отругал себя за тамас, подумав: «Как же можно так спать, когда у меня строгое расписание. Затем он увидел, как к его пещере подходит какой-то человек. Этот человек ведет за собой лошадь. И этот человек сказал: «Скорее вставай, поднимайся, твоя сестре очень больна, вот-вот умирает, ей нужна твоя помощь». Он сказал: «Я не могу выйти из ритрита, у меня обязательство – три года не выходить из ритрита, а прошел только год, поэтому я не выйду». Тогда этот человек сказал: «Она ждет только тебя. Если ты не проведешь необходимые церемонии, то душа ее будет после смерти блуждать в бардо неуспокоенная, и это будет для тебя грехом. Тогда человек подумал: «Пожалуй, они очень меня любит, и я должен выполнить свой обет сострадания, и если я ей не помогу, это действительно будет большим грехом». Поэтому он решил выйти из ритрита, но он засомневался. Он увидел лошадь и подумал: «Сюда даже человек карабкается, как же сюда лошадь смогли привести?» Он спросил: «А как сюда попала лошадь?» И этот незнакомец сказал: «Мы сделали все возможное, чтобы помочь тебе побыстрее приехать». Он ответил: «Хорошо, тогда я приеду». Он вспомнил наказ Гуру не выходить из пещеры без священного изображения, и взял его. Как только он взял ее, подошел к лошади, внезапно все исчезло, и он оказался в полной темноте, стоя рядом со своей пещерой. Он очень испугался и даже не мог найти вход в пещеру. Ползком ему удалось пробраться в пещеру, где он начал молится Гуру, святым и медитировать, думая, что это, может, с медитацией что-то не так. Наутро он увидел, что на том месте, где стояла лошадь, как ему казалось, был крутой обрыв, на краю крутого обрыва вместо лошади камень, на которую он хотел прыгать и садится, чтобы ехать. Позже он понял, что это было обольщение мары, которое возникает в результате тонких медитаций.

Когда йогин медитирует, бывает так, что он находится в очень тонком состоянии ума, это называется «тонкий сон», он не засыпает по настоящему, но это и не бодрствование. Это состояние тонкого сна, когда ум бодрствует, словно наяву, но видятся видения полностью, как в сновидении. Ум ясен, можешь думать, осознаешь себя как обычный человек, можешь действовать, но в уме есть тонкая прелесть, когда все картины могут меняться. И в это время йогин может подвергаться большим искушениям. Он может принять то, что нереально, за реальность. Поэтому считается, что внутри йогин должен привыкнуть смотреть на все явления, как на сон, чтобы его ум был устойчив и непоколебим. А вовне он связывает себя определенными обетами.

Для того чтобы принятые ритритные обязательства имели большую силу рекомендуется дать обет или клятву практиковать в течении долгого периода времени не один раз, но делать это ежедневно. Иначе выраженное намерение скорее всего будет угасать, а соответственно усилия и плоды практики будут более слабыми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.