Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика проведения занятий по рассматриванию предметов в разных возрастных группах






Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах. Рассматривание игрушек необходимо отличать от другого метода — дидактической игры, в которой обязательны строгие правила для участников и ведущего, есть свое игровое действие и т. д.

Так, рассматривая с детьми куклу и ее одежду, воспитатель вначале может предложить детям самый яркий предмет или самый необычный (например, красную шапочку, муфту). Но в дидактической игре «Оденем куклу на прогулку» воспитатель, согласно правилам этой игры, должен надеть на куклу в первую очередь такую вещь, которую первой надевают на себя и дети, собираясь на прогулку (рейтузы или теплую кофточку). Иногда можно соединять оба эти метода на одном занятии, например рассматривание игрушек-животных и дидактическую игру «Узнай по голосу», рассматривание дидактических игрушек и дидактическую игру с ними «Угадай, что изменилось».

В старших группах содержание словарной работы в процессе рассматривания игрушки шире. Дети называют материал, из которого она сделана, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку. Подобные занятия проходят интересно, так как при этом используется игровая деятельность детей: игрушку трогают, двигают, катают и пр.

Эти занятия важны и с воспитательной точки зрения. Одновременно с развитием словаря ребенка учат правильно обращаться с игрушкой, воспитывают аккуратность, активизируют коллективные игры с игрушками.

Для уточнения и активизации словаря дошкольников полезно рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных. Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. Дети видят изображение предмета, их учат узнавать предмет на картине, т. е. сравнивать его с известным ранее. Чтобы рассмотреть, назвать картину, ребенку надо вспомнить и ранее виденный предмет, и ранее воспринятое слово.

Задача воспитателя — учить детей воспринимать смысл картины, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделению существенного, так как перечислить все частности не значит понять картину. Общие неконкретные вопросы (Что нарисовано? А что еще можно сказать?) не учат восприятию. Более правильный вопрос для выяснения смысла картины: о чем эта картина? Воспитатель постепенно подводит детей к умению отвечать на этот вопрос, используя такие приемы: сам раскрывает содержание картины в краткой словесной форме, показывает центральный объект указкой и одновременно спрашивает: «Что, кто это?» (т. е. первый вопрос звучит конкретно); формулировкой вопроса обращает внимание на композицию картины: «На кого смотрят все дети и взрослые в этой групповой комнате?» Старшим детям предлагает вглядеться в картину и придумать ее название (не только в конце занятия, но и в начале его).

Методика занятия по рассматриванию картины подчиняется общим дидактическим требованиям, которые были уже раскрыты, когда говорилось о непосредственных наблюдениях (так же подготавливается внимание детей до момента внесения картины, дается время для первоначального ее созерцания, затем воспитатель предлагает детям рассматривать одну за другой все основные части картины, устанавливая смысловую связь между ними).

Основной словарный прием на этом занятии — вопрос. Употребляются разные формы вопросов:

1. Для выяснения общего смысла картины: о чем картина? Как мы ее назовем? Правильно ли дети встретили новенькую?

2. Для описания предметов: что? Какой? Где? Что делает? На что похож?

3. Для установления связей между частями картины: почему? Зачем? Для чего? Чьи? Чем похожи?

4. Для перехода за пределы изображенного: как вы думаете, что будет потом? Что было до этого? Как ты догадался об этом?

5. Вопросы о личном опыте детей, близком содержанию картины: а у тебя такие игрушки есть? А к нам в группу кто недавно пришел? Как мы встретили новенького?

6. Старшим детям для активизации словаря задается вопрос для подбора синонимов: как еще можно сказать об этом? (Несмелая, робкая, испуганная и др.) Вопросы по форме могут быть не только прямыми и наводящими, но и подсказывающими, особенно в младших группах: это котенок? Это мячик?

В старших группах можно использовать приемы, разработанные Е. И. Тихеевой. Проводятся упражнения типа игры «Кто больше увидит?» Дети называют детали изображенного предмета, не повторяясь. Это важно для развития наблюдательности, внимания и активизации словаря. Хорош прием сравнения картин (Чем похожи и чем не похожи?).

Цель рассматривания картины, цель задаваемых вопросов — выяснить ее основное содержание; при этом надо активизировать не словарь вообще, а определенную группу слов. Поэтому спрашивать следует об основном.

Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. Воспитатель должен подбирать для занятий комплекты раздаточных картинок, иллюстраций, открыток. В младших группах рассматривание длится 5—10 мин. За это время ребенок успеет посмотреть и назвать несколько картинок.

Можно предложить иную, чем обычно, организацию занятия.

Дети садятся вокруг сдвинутых вместе столов так, чтобы каждый ребенок был хорошо виден воспитателю. Педагог раздает картинки, затем организует обмен ими, использовав игру «Поехали, поехали!». (Дети кладут картинки изображением вниз и передвигают их по столу друг другу; по сигналу «стоп!» останавливают движение и открывают ближайшую к себе картинку.) На таких занятиях полезно рассмотреть с детьми картинки новых игр (лото, кубиков, настольно-печатных) до внесения их в игровой уголок. При этом уточняются названия всех картинок, одновременно педагог объясняет правила проведения этих игр, а также их хранения.

В старших группах параллельно с рассматриванием картинок практикуются их классификация, составление загадок и другие более сложные задания.

Еще один метод активизации словаря детей — дидактические игры. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например закрепляет знания о цвете, пространстве, времени, счете и т. д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен усвоить ребенок.

Воспитатель обращает внимание детей на точность их ответов, добиваясь активизации намеченных слов. В дидактической игре можно косвенным путем добиться активности всех ее участников, давать по ходу игры задания (сказать хором, спеть песню, вспомнить загадку о предмете и т. п.). В конце игры особого вывода делать не следует; оценивать то, как она прошла, не обязательно.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.