Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рам Дасс






Эго отождествляется с переживаниями, проявляющимися за пределами обычного сознания, так как самосознание вовлечено в эти ощущения. Когда переживания угасают — а порой и в ходе переживаний, — эго делает вид, будто ощущения возникали именно у него.

Отличить эго от Иного невероятно трудно. Учитывая размытость этой грани, эго обращает представившуюся возможность в свою пользу и тут же заявляет, что оно и было источником испытанного. В своей книге «Проект Атман» Кен Уилбер поясняет:

Интуитивно каждый человек, да и вообще любое разумное существо постоянно чувствует, что изначальная его Природа бесконечна и вечна, она «Всё и Везде», потому он и обладает подлинной интуицией Атмана.

...Интуитивно каждый человек совершенно правильно ощущает, что по природе своей един с Атманом, но в то же время он сам искажает это интуитивное прозрение, так как относит его к своей обособленной личности. Ему кажется, что именно эта личность бессмертна и вездесуща, занимает в Космосе центральное положение и имеет первостепенную важность. Он, таким образом, подменяет Атмана своим эго. И вместо того, чтобы искать настоящее, вневременное единство, он просто подменяет его мечтой владеть всем Космосом, а вместо того, чтобы слиться с Богом, он пытается разыгрывать Бога из самого себя. [ 17]

Да, люди обыкновенны, но в то же время божественны. Откровения всех великих мистиков говорят, что «Я есть То», но это отнюдь не равносильно «Мое эго есть То» или «Мое эго — Бог». В миг откровения «Я» о котором идет речь, действительно есть То, а когда переживание миновало, когда снова появляется личность — которой зябко, хочется надеть свитер и не очень нравится, как жена приготовила котлеты, — человек по-прежнему Божествен, но в то же время совершенно зауряден. Именно эта обычность и нескончаемые заботы повседневной жизни помогают удержать эго от увлеченности самим собой.

Роси избегает говорить «ты просветлен» и тому подобные вещи, поскольку такое похлопывание по плечу способно придать новые силы эго, только лишь подавленному, но не изгнанному окончательно.

Филип Капло-роси

Мощный прилив энергии

Царства архетипов и, несомненно, сфера Абсолюта таят в себе невообразимую энергию — намного больше, чем в силах представить себе обычное сознание. Когда человек начинает ощущать этот прилив энергии, эго часто теряет равновесие, а подчас погружается в полную сумятицу. Земля уходит у него из-под ног, и вместо того, чтобы свободно влиться в полноту великого Непознанного, оно суетливо мечется, изыскивая способ вместить происходящее и связанный с этим энергетический шквал в границы собственного мирка, чтобы ни в коем случае не потерять власть над обстоятельствами. Один путь — сделать вид, будто энергии принадлежат самому эго. Хотя энергии эти незнакомы, эго разбухает в попытках вместить их, то есть раздувается. Итальянский психолог Роберто Ассаджиоли говорит: «Подобная путаница характерна для тех, кто ослеплен соприкосновением с истинами либо энергиями, слишком великими и могучими для рассудочного понимания и поглощения личностью...» Подобный прилив энергии, по мнению Ассаджиоли, «может обернуться неблагоприятно и послужить пищей для разрастания индивидуального эго» [18].

Эндрю Коэн дополняет эти слова еще одним проницательным замечанием о воздействии энергии на эго:

Энергия сама по себе необузданна. Попробую выразить это иначе: представим, что энергия просветленного сознания проходит сквозь призму. Призмаэто мозг, разум и сердце личности. Мозг, разум и сердце человека вот-вот подвергнутся животворному воздействию могущественного просветленного сознания, так как просветленное сознание все наполняет жизнью. Таким образом, после животворного влияния просветленного сознания человек очень гордый с очень разросшимся эго станет человеком очень могущественным, который на первый взгляд неожиданно очень много узнал о просветлении, потому клетки его наполнены отныне энергией такого сознания.

Цель духовной практики — познать эго, как следует ознакомиться с его деятельностью, а затем, по обстоятельствам, ослабить его либо укрепить для того, чтобы после справиться с напором сил, с которыми можно столкнуться по мере углубления духовной работы.

Неуверенность под маской раздутого эго

Под разросшимся эго часто скрывается неуверенность — и не только психологическая. Это экзистенциальное ощущение угрозы иллюзии обособленности, сознание собственной бренности, интуитивное понимание того, что эго вовсе не является независимой и всемогущей сущностью, какой себя мнит.

В психологии давно известно, что люди напыщенные, хвастливые, высокомерные и жестокие к другим в глубине души страдают от неуверенности в себе и комплекса неполноценности. В обычной, не связанной с духовными вопросами жизни такой человек может одеваться кричаще, сорить деньгами, играть мышцами и даже обзавестись пистолетом; все это — желание почувствовать себя стоящим, важным и сильным. В мире духовности та же неуверенность оборачивается тягой читать окружающим дхармические лекции, назойливым желанием исправлять ошибочность чужих духовных убеждений и внутренним ощущением праведности, позволяющим видеть в своих достижениях больше, чем они заслуживают; основная же цель — убедить себя и всех остальных в собственной духовности, важности и значимости. Карл Юнг писал:

...Мы отчетливо видим, как неуверенность в себе заставляет фанатика преувеличивать истины, в которых он и сам-то не слишком убежден, и обращать в свою веру других, чтобы приверженцы доказывали ему ценность и правоту его собственных взглядов. Он не настолько доволен богатством своих познаний, чтобы держать их в себе; в глубине души он чувствует, что оторван от них, а потаенная боязнь остаться в одиночестве принуждает выставлять свои мнения и толкования напоказ при любом удобном случае, потому что гнетущие сомнения отступают лишь в тот миг, когда ему удается убедить в своей правоте кого-то другого. [19]

 

 

Борьба с разрастанием эго

Рассуждая о том, как избежать разбухания эго либо избавиться от него, Роберт Свобода отмечает:

Думаю, справедливо будет сказать, что каждый из нас в той или иной мере страдает заблуждениями или напыщенностью; остается лишь надеяться на то, что человеку хватает увлеченности и внимательности к происходящему и он спохватится прежде, чем отклонится от проторенного пути слишком далеко; что у него есть хороший наставник, который при необходимости образумит; либо что эго будет уже достаточно обуздано, чтобы не отождествляться чрезмерно с подобными иллюзиями, и со временем человек сможет отделить одно от другого.

С раздуванием эго можно бороться, потому что в игре, помимо него, участвуют и другие силы. Когда эгоистический механизм человека начинает разрастаться, Сущность его остается прежней — чистой, цельной и неизменной. Поскольку человек отождествляет себя с эго, кажется, будто личность его разрастается. Но человек — не только эго. Наряду с разбухающим эго есть иной, пусть и неосознаваемый аспект; он в это время не расширяется, и обратиться можно к нему. Ниже приводятся предположения о том, как можно бороться с разбуханием эго. Одни из перечисленных мер даются сами собой, другие требуют немалой силы воли, а третьи — помощи со стороны.

Низвержение

Лучшим лекарством от разбухания эго является его низвержение, когда сама жизнь, которая прежде вознесла человека до небес, снова возвращает его на землю. Это причиняет поистине адские муки, но на деле становится настоящим подарком судьбы; свергнутым с престола повезло намного больше, чем тем, кто продолжает парить на иллюзорном ковре-самолете раздутого самомнения — какое блаженство ни доставляло бы разрастание эго, не в нем таится сокровенное желание человеческой души.

Однако для тех, кому доводится упасть с небес на землю, полет вниз редко становится плавным. Его сравнивают с отказом от спиртного и наркотиков, уподобляют самой смерти — резко пробуждаясь от чудесного сна, человек видит, что в спальне бушует пожар. Психолог Гэри Мюллер делится собственным опытом:

Падение похоже на смерть. Ты гибнешь. В моей жизни тоже был период, когда напыщенность так въелась в меня, что расставание с высокомерием ощущалось как смерть.

У некоторых такое падение вызывает острое чувства стыда и унижения. Они сознают, какими были прежде; понимают они и то, что такими их видели окружающие. Э. Голд говорит, что стыд — чувство благоприятное, так как на самом деле человек стыдится своего эго, а эго — это действительно позор! Его ужимки непристойны и возмутительны; когда человек возвращается с небес, где парил рядом с ангелами, и видит, что вдыхал не дыхание Бога, а ядовитые миазмы, стыд нужно считать вполне здоровой реакцией.

Здравомыслящий взгляд на собственное низвержение очень полезен, поскольку именно он позволяет в полной мере оценить вероломную деятельность ума и постичь, с какой легкостью человек обманывается переживаниями, которые казались такими правдивыми и достоверными. После падения новые ощущения разбухания эго всегда унизительны; падение, таким образом, помогает ощутить, что угроза эго — тут, прямо за порогом, а не «где-то там».

Обстоятельства, возвращающие человека на землю, могут быть самыми непримечательными и обыденными. Арно Дежарден говорил Жилю Фарсе: «К счастью, жена и сын со мной не церемонятся. Если им что-то не нравится, они заявляют об этом прямо. Другие такого не скажут, ведь я — Учитель. Но сын — это сын, жена — это жена, они открыто говорят правду, и это очень здорово!» О подобном чувстве благодарности говорили и многие другие учителя. Супруг, дети, болезнь и даже заурядная случайность нередко предупреждают человека о том, что он сбился с пути, даже если человек этот «раздулся» еще не до конца.

Воздавая должное тому, что этого заслуживает

Человек учится оберегать себя от угрозы напыщенности, воздавая должное тому, что этого заслуживает; в этом случае заслуги приписываются не эго и не собственной личности, посредством которой проявляются духовные силы. Источником служит не учитель, а Бог, Истина либо безличная сила сознания, пронизывающая наш мир.

Воздавать должное высшему Источнику, откуда приходят переживания, очень важно, но столь же трудно. Понимая проблему только рассудком, но не сознавая ее, человек может говорить: «Нисходит просветление» либо: «Через меня проявилось чудесное переживание»; лишний раз подчеркивая, что не отождествляет себя с эго, человек может даже писать свое имя со строчной буквы. В подавляющем большинстве случаев это просто очередные ловкие игры эго, которое обманом вынуждает человека и окружающих полагать, будто отождествления вовсе нет. Лучше уж честно признаваться, что ты высокомерен и считаешь себя просветленным, чем пытаться скрыть это за красивой позой.

Подлинное отстранение от своих переживаний — процесс сознательный, намеренный и упорядоченный. Начинается он с понимания того, что не мы являемся источниками своих переживаний, — с одновременным признанием, что на самом-то деле мы не знаем даже этого, о чем себе следует неустанно напоминать. Процесс подразумевает осознанную внутреннюю работу, не допускающую самовозвеличивания даже в тех случаях, когда тебя хвалят или ты сам знаешь, что сделал что-то хорошо.

Похвала, разумеется, может быть вполне искренней, озарения — не самыми точными, но это все равно не означает, что вследствие каких бы то ни было переживаний наше эго может переродиться во что-то иное. Кристина Гроф рассказывает историю о том, как Рам Дасс пошел в больницу к своему брату, который испытал духовное переживание и начал считать себя Иисусом. В то время брат его был гладко выбрит и коротко острижен, носил модную рубашку и вообще вписывался в современную культуру; Рам Дасс, наоборот, ходил с длинными волосами и бородой, которые делали его чем-то похожим на образы Христа. Рам Дасс спросил брата: «Говорят, ты считаешь себя Иисусом?» Брат кивнул, и Рам Дасс продолжил: «Знаешь, я тоже чувствую себя Иисусом, но не считаю, что я один такой!»

Ничего особенного

Еще один прием борьбы с разрастанием эго — умение не уделять особого внимания возвышенным переживаниям, которые нередко вызывают напыщенность. Как узнал Дэйнан Генри благодаря общению с Капло-роси, делать это самостоятельно довольно трудно, ибо такие переживания если не поглощают без остатка, то по меньшей мере мощно к себе влекут. Эго очень хочется придавать им особую важность. Именно в такое время помощь учителя становится неоценимой. Эта идея подчеркивается в известной дзэнской истории, где ученик рассказывает наставнику о том, что испытал космические переживания всеобщего единства, а учитель спрашивает: «И что было потом?»

Молчание

Держать свои переживания при себе — хороший способ уберечься от разрастания эго, особенно если у человека нет учителя, который помог бы разобраться с испытанным переживанием.

Умение молчать о своих переживаниях — не попытка закрыть глаза на само явление, а занятный и достойный серьезных размышлений эксперимент. Могут ли переживания вызвать манию величия, если никто не знает, что ты их испытал? Ценность переживаний, разумеется, не зависит от того, кому о них известно и какое признание они получили. Ощущения оставляют след в подсознании, впитываются и становятся частью личности без каких-либо усилий. Они предназначены вовсе не для того, чтобы выставлять их напоказ; их высшая цель заключается в преображении человека.

В некоторых обстоятельствах говорить о значительных духовных переживаниях вполне уместно, но едва ли к ним относятся случаи, когда человек усаживается в кресло перед сотнями слушателей, пишет статью для журнала либо выступает с лекцией на семинаре по развитию личности. В целом, польза рассказов и записей о своих переживаниях сводится к тому, что это как бы доказывает случившееся, дает ему твердую почву, обостряет осознанные воспоминания, — но не стоит делать это, чтобы похвастаться, добиться признания и одобрения со стороны окружающих либо, того хуже, влияния на них. Однако перечисленные возможности слишком соблазнительны, чтобы эго могло удержаться от привычных розыгрышей.

Воля

Один из самых практичных путей предотвращения разрастания эго — твердое намерение его избежать, а для того, чтобы такое намерение было искренним (в противоположность случаю, когда внутренний духовный диктатор терзает нас нотациями: «Напыщенность — это плохо. Не важничай»), человек должен ясно понимать и сознавать опасности этого явления. Серьезность намерений Карла Юнга покончить с приступом самолюбования подтверждается пистолетом на тумбочке у кровати. Чарльз Тарт боролся со склонностью к раздутому самомнению, упорно внушая себе верность Действительности; вот как он сам это описывает:

Я выступал где-нибудь, и в конце лекции тысячи людей аплодировали. Мне это нравилось. К счастью, случалось это редко, а если все же случалось, я быстро уходил со сцены. Мне не хотелось тешить свое самолюбие. Я верен реальному и стараюсь служить ему бескорыстно, а не ради собственного удовольствия.

Любой, кто полагает, будто напыщенность никогда его не затронет, — потенциальный кандидат на самовлюбленность. Все сводится к простому вопросу: хватит ли ему воли устоять перед такими соблазнами.

 

Роль духовной традиции

Приведенный ниже рассказ Левеллина Воэн-Ли прекрасно показывает, как сама традиция может оградить своих учеников от разрастания эго:

В нашем течении уже с двенадцатого века предусмотрены меры, препятствующие тому, чтобы личность воспринимала духовные переживания как приятную награду. История эта очень забавная. Давным-давно на Ближнем Востоке, в Нишапуре, существовало особое течение суфиев. Суфии в те времена носили латаные-перелатаные плащи, и все знали, что это дервиши. Но нишапурские суфии сказали: «Послушайте, если носить рваный плащ, каждый сразу поймет, что тыдервиш. Тогда ты и сам начнешь думать: " Ядервиш", будешь отождествлять себя с дервишем. Это плохо, так что давайте носить обычную одежду». Они пошли дальше и сказали: «Есть еще одна опасность. Когда вступаешь на путь, возникают духовные переживания, и тогда ты думаешь: " Яищущий. У меня бывают духовные переживания. Ячеловек одухотворенный". Это очень опасно». И потому в нашем течении большинство переживаний сглаживается настолько, что ты очень долго даже не подозреваешь, что испытываешь их,и так до тех пор, пока твои наставники не решат, что духовные переживания уже не увлекут тебя в сторону и не вызовут самолюбования.

В зависимости от потребностей учеников, а также сильных и слабых сторон самой традиции, каждый путь предлагает своим приверженцам особую защиту. Иудаизм, например, сосредоточен больше на основных вопросах выживания — слишком уж свежа память о недавнем геноциде, — чем на разрастании эго вследствие чрезмерной поглощенности блаженством и восторгом, хотя и эти переживания для иудейских мистиков отнюдь не редки. Вот что говорит раввин Зальман Шахтэр-Шаломи:

Самомнение нас мало беспокоит. Прежде всего, не так уж нас много. У нас тут нет прислуги, которая занималась бы черной работой. С самолюбованием у нас редко возникают сложности, потому что в своем кругу мы не так уж часто говорим о Пути. Мы вообще не рассказываем другим, что сами думаем. Мы говорим: «Учитель сказал то-то, Реббе учит тому-то». Важно понимать, от чьего имени ты говоришь. Мы никогда не заявляем: «ЯРеббе»; мы говорим: «Явестник, один из посланцев Реббе».

Конечно, в рамках такой традиции разросшееся эго может скрываться под напускной, неискренней скромностью, но объяснения Реббе сводятся к тому, что давняя традиция предлагает определенную защиту от разбухания самолюбия.

Самолюбование естественно

Разрастание эго — явление естественное, и не стоит удивляться, что оно время от времени случается. Клаудио Наранхо поясняет, почему это происходит:

Думаю, мы вправе говорить, что можно испытывать духовные переживания и в то же время делать шаг назад в психологическом смысле... Такое бывает после прорыва, сопровождавшегося особыми переживаниями, которым трудно подобрать иное название, кроме слова «духовные»; но, если человек не возвысился еще над своим эго, эти переживания нередко вызывают обостренное самолюбование. Мне кажется, это не редкие исключения и вообще не отклонение от нормы, а, судя по всему, самая обычная схема... Я склонен считать, что любая экстатическая религия на деле заражена эгоизмом, и даже самые возвышенные мистические и экстатические переживанияпросто отражения истинной духовности в кривом зеркале эго... Такое впечатление, что духовные прорывы и, в целом, любые зачатки духовности непременно должны искаженно истолковываться незрелой личностью. [20]

Своеобразие взгляда Наранхо — точки зрения, сложившейся в результате многолетнего личного опыта и собственной борьбы с самолюбованием, — заключается в терпимости к этому явлению, граничащей с одобрением. Он полагает, что склонность к разрастанию эго и «комплексу мессии» неизбежна, и потому лучше вообще выпустить ее из клетки, отвести ей свое место и дать немного воли.

Для того чтобы избавиться от комплекса мессии, нужно прежде всего выявить его в себе, чуток пожить с ощущением собственного величия. Не исключена, разумеется, опасность застрять в этом состоянии навсегда и ввести в заблуждение других, и все же складывается впечатление, что на определенном уровне развития самолюбование неизбежно и его можно считать очередной ступенькой ведущей вверх лестницы.

В завершение Наранхо очерчивает возможные положительные стороны раздувшегося эго: «Не стоит растрачивать впустую даже нарциссический восторг человека, который чего-то достиг. Самолюбование заразительно, оно разжигает интерес у других и в этом смысле идет на пользу их работе».

О каких бы проявлениях раздутого самомнения ни шла речь, основной вопрос заключается не в том, присуще оно личности или нет. Главная проблема — хватит ли ей честности и желания ясно различить собственное состояние и взять на себя ответственность за него. В данном случае ответственность означает признание своей склонности к самолюбованию, волевое намерение заметить происходящее, когда процесс разрастания эго начнется, способность воспринимать критику и замечания окружающих, связанные с нашим текущим состоянием, и умение не потакать себе чрезмерно деятельным обращением других в свою веру и прочими формами самовозвеличивания. Учитывая все опасности раздутого эго, мы существенно снизим вероятность преждевременных притязаний на просветленность.

В следующей главе нам предстоит поговорить о другом виде самообмана, часто встречающемся на духовном пути. Характерной его чертой является то, что неосознанное, но исходящее от эго стремление помешать встрече с неприкрашенной Истиной заставляет человека искусно жонглировать общеизвестными духовными штампами.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.