Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы выявления расстройств мышления






Классификация предметов. Производится на основании:

- слишком общих признаков (жук, лопата - оба роют землю; вилка, стол, лопата - твердые)

- чисто внешних, несущественных (шкаф, кастрюля - наличие отверстия; цветок, ложка, лопата - вытянутые в длину)

- по составу слова (лошадь, лопата - на букву л)

Пиктограмма. Составление пиктограммы осуществляется легко, но она по смыслу не связана со словом-стимулом. Связь может быть по созвучию (сомнение-сом, разлука-лук) или совсем без связи изображаются символы (стрелки, кружки и т.д.). Т.е. происходит чрезмерное отвлечение от конкретного содержания понятия.

Ассоциативный эксперимент. Ассоциации по типу эхолалий, по созвучию, ответы типа речевых штампов. Т.о. происходит уход от содержательной стороны задания. Слово для больного с искажением процессов обобщения выступает в различных значениях и отбор адекватного смысла не происходит. Преобладают формальные, случайные ассоциации. Это является одной из причин возникновения феномена резонерства, тенденции к непродуктивным многоречивым рассуждениям (хотя основной причиной является нарушения личностного компонента мышления)

Выделяют четыре основных варианта.

  1. на каждое слово первое, пришедшее в голову слово. Анализ содержания ассоциаций испытуемого, степень обобщения, скорость образования.
  2. повторение первого варианта. Если испытуемый отвечает тем же словом, его просят найти другое. Анализ динамики протекания ассоциаций.
  3. Анализ избирательности и направленности процесса ассоциаций. Например, надо называть слово, противоположное по значению, или видовое понятие в ответ на родовое, или часть предмета на называние предмета целиком.
  4. Исследование свободного течения ассоциаций. Назвать быстро 30-40 любых слов.

Исключение предмета.

Исследование аналитико-синтетической деятельности больных, их умение строить обобщения. Набор карточек с изображением четырех предметов.

Существенные признаки. Выявляет логичность суждений больного, его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждения при решении длинного ряда однотипных задач.

Можно выявить:

некритичность и ненаправленность мышления

резонерство, аморфность и расплывчатость мышления

слабость абстрагирования

 

Опосредованное запоминание Для запоминания дают 15 слов. Чтобы облегчить задачу, предлагают к каждому слову подобрать картинку. Выбор надо объяснить. Понимание переносного смысла – соотношение пословиц, метафор и фраз. Два набора карточек. На одних – пословицы, на других – фразы. Часть фраз отражает смысл пословиц, а другая часть – похожа на них внешне по составу слов.

Выявляется конкретность и поверхностность суждений олигофренов, диффузность и неопределенность суждений больных с сосудистыми заболеваниями и органическими поражениями мозга, соскальзывания и паралогические рассуждения больных шизофренией.

Установление последовательности событий. Выявление сообразительности, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Выявляет:

некритичность мышления,

объем доступных для рассмотрения данных (сосудистый больной не справляется с серией в 6 картин, но делает серию из 3),

интеллектуальное недоразвитие, затруднения в осмыслении (олигофрены делают легкие серии, не делают сложные),

некоторые формы инертности психических процессов

особенности речи, способности строить связный рассказ.

 

Методика Выготского-Сахарова. Исследование способности самостоятельно формировать понятия. Особенности эмоциональных реакций, подверженность аффективной дезорганизации суждений. Набор деревянных фигурок разной формы и цвета с подписанными названиями (бик, цев, гур, гацун). Фигурки выкладываются названием вниз, одна из фигурок открывается. Испытуемому предлагают найти все фигурки такого же типа, предупреждая, что это сложно, что надо учитывать свои ошибки, рассуждать. Вы выкладываете фигурки этого типа, не переворачивая. Когда испытуемый отбирает несколько фигурок, экспериментатор открывает фигурку другой группы, а остальные откладывает обратно. Так несколько раз. Пока не будет найден нужный признак – размер.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.