Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уильям Джеймс






Разумеется, большая часть людей, испытавших такие переживания, не торопятся нести за них ответственность. В некоторых случаях ответственность для них — слишком тяжкое бремя. Таким образом, они просто прячут от самих себя эти воспоминания, а вместе с ними и ощущение их истинности. Но есть и другие, кто впитывает пережитое, делает его частью себя, — и этот опыт оказывает продолжительное влияние на всю их жизнь.

Всегда ли мистические переживания служат трансформации?

Слова о непременном преображающем воздействии какого-либо переживания означают, что оно само по себе вызывает некие объективные перемены. В целом, духовные традиции склоняются в этом вопросе к одной из двух точек зрения. Трансцендентная школа мышления полагает, что опытное постижение просветленности чрезвычайно важно, так как помогает возвыситься над крошечным «я»; школы имманентные занимают прямо противоположную позицию, согласно которой просветление выражается в обыденной жизни и, следовательно, далеко не всегда связано с определенным набором переживаний.

Большая часть духовных наставников, упоминающихся в этой книге, тяготеют скорее к имманентным, а не трансцендентным взглядам. За долгие годы преподавания они тысячи раз становились свидетелями того, как ученики испытывали мистические переживания, но жизнь их после этого менялась далеко не всегда.

Впрочем, даже в рамках имманентного подхода можно выделить по меньшей мере три взгляда на важность мистических переживаний: одни говорят, что эти переживания либо не имеют значения, либо их опасности перевешивают возможную пользу; другие относятся к ним равнодушно — обычные переживания, не лучше и не хуже других — и вообще не уделяют им внимания; наконец, третьи утверждают, что преображающая ценность таких переживаний зависит от того, как воспринимает их сам человек.

То, что отличает подлинную трансформацию,это некий сухой остаток таких мистических переживаний, делающий данного конкретного человека более зрелымто есть более мудрым, более умиротворенным, более способным правильно реагировать на обстоятельства, более благородным, сострадающим и так далее.

Ли Лозовик

Бернадетта Роберте, автор ряда книг о духовности, относится к мистическим переживаниям с большой осмотрительностью — и не столько к самим по себе переживаниям, сколько к тому, как их воспринимают люди:

...Эти переживания ничем не способствуют состоянию единения, и потому для духовной жизни бесполезны. Мы к ним не тянемся, не думаем о них, они нам просто не нужны. Главным образом, нас беспокоит, чтобы они не подменили служение Богу служением самому себе. Мы зашли слишком далеко, чтобы цепляться за свои «ощущения». Жизнь в единствеэто умение жить в согласии с самой жизнью; с мимолетным блаженством и райским восторгом, какими бы приятными они ни были, это совсем не связано. [10]

Подавляющее большинство ныне живущих людей испытывали мистические переживания, однако те не оказали на них какого-либо существенного трансформирующего воздействия. Судя по всему, преображающую ценность подобным переживаниям придает не то, как мы их толкуем или пытаемся использовать, а как вообще к ним относимся. Оптимальное применение мистических переживаний заключается в том, чтобы соотнести полученные озарения со своими отношениями к самой жизни.

Учитель дзэн Шарлотта Йоко Бек резюмирует:

Сейчас во многих религиозных традициях, и, в частности, в традиции дзэн, огромное внимание уделяется так называемым «прорывам», духовным переживаниям. Подлинные переживания озаряют душу проникновением в неизменноеприроду самой жизни, основополагающее единство мира. Я, однако, заметила (многие из вас тоже это знают), что одних только переживаний еще не достаточно. Они могут принести пользу, но не стоит придавать им слишком большое значение, иначе они станут преградой... По-настоящему важна ежесекундная работа над тем, что причиняет тебе боль, пугает или вызывает отвращениебудь то сложности в отношениях с коллегами, семьей или близкими людьми. До тех пор пока в твоей практике не наступит момент, когда ты с полным спокойствием относишься ко всему, мистические переживания, вообще говоря, бесполезны. [11]

Предположение о том, что некто спосо бен добиться серьезного проникновения в условия собственного существования безпонимания того, что значит быть настоящим человеком и жить состраданием, возвращает нас к вопросу о смысле просветления.

Зрелый человекэто тот, кто избавился от всего; что побуждает его к стяжательству, алчности, пристрастию.

Ли Лозовик

Можно ли назвать просветлением постижение природы действительности, пусть даже долговременное? Сводится ли окончательная свобода только к освобождению самого себя — либо просветление подразумевает нечто большее?

Мари-Пьер Шеврье говорит, что мистические переживания преображают, когда выводят за рамки наших личных желаний в сферу бескорыстного самопожертвования.

Мистические переживания преображают, когда ведут к полной капитуляции: уже не «мы» что-то делаем, все делается лишь посредством нас. Это не означает, впрочем, что в любом, кто испытал нечто подобное, не остается никакого сопротивления; ему по-прежнему приходится работать над остатками эгоистичности, и все же после таких переживаний он помнит предчувствие настоящей самоотверженности.

Мы, люди, видим в себе самостоятельные личности, которые борются за выживание. Все, что происходит в нашей жизни, мы толкуем так, словно это случается только для нас и вокруг нас. Мистические переживания мы считаем ценными, если они приятны для нас, либо указывают на наши продвижения по духовному пути, либо самим фактом своего появления подразумевают, что мы — хорошие ЛЮДИ. Именно так воспринимает действительность ничем не прикрытое эго. Большая часть людей едва ли задумается о том, что их переживания могут иметь и самостоятельную, независимую ценность, быть преображающими в некоем всеобщем смысле, то есть видоизменять и приводить в действие силы, какие мы не в состоянии даже вообразить.

Переживания могут быть преображающими сами себя и сами по себе, однако если не извлекать из трансформации пользы, она будет представлять чисто академический интерес

Ли Лозовик

Но если подобные переживания и вправду имеют самостоятельные преображающие свойства, то мы, вероятно, никогда не сможем постичь их истинную ценность, поскольку эта трансформирующая значимость, вполне возможно, лежит за границами наших самосоотнесенных представлений о том, чем они хороши именно для нас.

Отношение к мистическим переживаниям и явлениям: позвольте им быть

Особенность мистических явлений заключается в том, что они пребывают за границами обычных человеческих переживаний, за пределами нашей власти и досягаемости. Большая часть таких явлений происходит тогда, когда человек — пусть даже на мгновение — отступает от привычных форм управления своей жизнью и передает чему-то внешнему власть над всем полем своего восприятия. Но, по иронии судьбы, стоит таким переживаниям проявиться, как человек прежде всего пытается взять их под свое руководство.

Сэнсэй Дэйнан Генри предлагает не стараться управлять своими переживаниями и просто ощущать все, что происходит:

Возникает переживаниеи ты просто ощущаешь его. Если тебе хорошо, ты чувствуешь счастье, но в духовной практике таким чувствам не следует потакать. Не стоит за ними гнаться, втягиваться, удерживать случившееся, цепляться за него. Да, это радость, а уже в следующий мигпечаль. Если стало грустно, плачь. Не отрицай своих чувств, не отгоняй их, но в то же время не втягивайся, не подпитывай их мыслями и индулъгированием. Испытай все до конца, а потом вернись к своей жизни. Твоя жизньэто все, что ты делаешь.

 

По существу, вопрос стоит так: имеет ли опыт какую-либо ценность? Испытываем ли мы благодаря ему большую потребность искать убежища в Абсолюте, или же он тешит эго, ослабляя эту потребность?

Рик Льюис

Люди убеждены, что, властвуя над своими ощущениями, извлекают из них наибольшую пользу, и потому чаще всего не только устраивают «короткое замыкание» тем переживаниям, которые, по их собственным заверениям, хотели бы продлить, но и сужают полноту выражения всех своих переживаний. Если личность способна не тратить силы на управление ощущениями, у нее появляется дополнительная энергия и сосредоточенность, необходимые для более полного восприятия всей жизни, а не только ее отдельных граней.

Мы многого не знаем

Сколько ни рассуждай о мистических переживаниях, мы слишком многого не знаем. Ли Лозовик ставит под сомнение всеобщее предположение о том, что люди понимают, откуда берутся мистические явления:

Кто знает, а вдруг мистические переживанияпросто сбои в работе мозга? Точное попадание в нужную точкуи вот она, эйфория. Кто знает? Судя по всему, определенная категория ощущений, которые именуются мистическими переживаниями, действительно как-то связана с единой природой Вселенной, идеями всеобщего сострадания и служения. Во всяком случае, так нам кажется, но на самом деле их источником может быть просто некое нервное окончание мозга. Кто знаem? Сигнал попал в верный канал, ивуаля!ты вдруг чувствуешь себя Богом.

Грустно сознавать, что мы, по существу, не имеем представления, откуда приходят мистические переживания и что они означают. Можно и нужно учиться у древних традиций, осваивать хорошо освоенную территорию великих учителей, но кто в конце концов может четко сказать, что на самом деле происходит, когда лицом к лицу сталкиваешься с настоящей тайной?

Все так называемые «галлюцинации чувств», которые то и депо встречаются в истории мистицизма, требуют от исследователя психологии человеческих поисков реального... трезвого, честного и непредубежденного подхода,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.