Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приложение 4






Семинар-практикум «Трудовое воспитание в ДОУ»

Цель: Систематизация знаний педагогов и обеспечение интегрированного подхода.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: старший воспитатель, воспитатели ДОУ.

1) Сегодня мы проведем семинар-практикум, посвященный теме «Трудовое воспитание в ДОУ».

Начнем со слов Антона Семеновича Макаренко «Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, великие педагоги К. Д. Ушинский, А.C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах часто затрагивали данную тему.

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Трудолюбие и способность к труду воспитываются с самого раннего детства. Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Цель – правильное воспитание ребенка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков.

Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания детей:

-ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважение к нему;

-обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;

-воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;

-воспитание общественно - направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Дежурства - форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.

Для того чтобы дети трудились с удовольствием, необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Правильно организовывать материальную среду и трудовое оборудование. Важно учитывать нагрузку, избегая перегрузки детей. Обязательно учитывать индивидуальные интересы и склонности детей к тому или иному виду труда.

В детском саду должны соблюдаться системность и последовательность трудового воспитания, поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны проводиться специально организованные формы работа с родителями по данному вопросу: такие как благоустройство участка, субботник, совместное творчество, привлечение к изготовлению поделок и т. д.

2) А сейчас мы вас попросим вспомнить пословицы и поговорки про труд:

Глазам страшно, а руки сделают. Семь дел в одни руки не берут. За всякое дело берись умело. Муравей не велик, а горы копает. Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах. за много дел не берись, а в одном отличись. Не говори, что делал, а говори, что сделал. Одна пчела мало меда нанесет. Ест за вола, а работает за комара. Не все те повара, у кого ножи длинные. Не учи безделью, а учи рукоделью. Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет. Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь. Уменье и труд все перетрут. Землю красит солнце, а человека труд. На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых. Без труда нет плода. Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых.

3) Следующее задание –назовите виды трудовой деятельности в ДОУ по младшему, среднему и старшему возрасту.

4) Заполните таблицу:

Младший возраст:

Самообслуживание (обучение умыванию)
Цель, задачи труда.  
Форма организации. фронтальная
Оборудование.  
Вид индивидуальной работы.  

Средний возраст:

Труд в природе (Рыхлить землю в цветочных горшках)
Цель, задачи труда.  
Форма организации. подгрупповая
Оборудование.  
Вид индивидуальной работы.  

Старший возраст:

Труд в природе (пересадить комнатные растения)
Цель, задачи труда.  
Форма организации. Фронтальная(малые подгруппы)
Оборудование.  
Вид индивидуальной работы.  

 

5) Физминутка под музыку.

6) Прослушайте проблемные ситуации и предложите свой вариант решения:

1. Девочка в садике самостоятельно умеет одеваться и раздеваться, но когда ее забирают родители, она говорит, что она не умеет и маме приходится делать это самой.

2. Утром в садике воспитатель спрашивает детей, кто бы хотел быть дежурным, один мальчик поднял руку, больше никто не поднял.

3. Мама Наташи (6 лет) говорит: «У моей дочери есть желание мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха! Я отправляю ее гулять, без нее я быстрее управляюсь по хозяйству».

- Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?

Решение. Мама Наташи не права. При таком подходе желание трудиться у Наташи может постепенно исчезнуть. Девочку необходимо включать в совместную деятельность, направляя ее действия. Чтобы сформировать устойчивый мотив труда, необходимо обучать Наташу конкретным трудовым навыкам, оценивать результаты ее работы.

Старайтесь, чтобы ребенок вместе с вами что–то делал по дому.

7) Деловая игра «Из чего складывается трудолюбие».

Что же такое трудолюбие? Из чего оно складывается?

Педагогам предлагаем всем вместе разобраться в этом, примерив на себя роль строителей, и построить дом под названием “Трудолюбие”.

Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста

- учет возрастных особенностей;

- помощь и поддержка в процессе трудовой деятельности;

- личный пример трудолюбия взрослого;

- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;

- уважение личности ребенка;

- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;

- требование от ребенка качества труда;

- единство действий воспитателей и родителей;

- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;

- обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности и различных видах труда;

- использование этнических традиций воспитания трудолюбия;

- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;

- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;

- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;

- воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;

- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;

- общественное признание, одобрение взрослых;

- обеспечение условий для физического воспитания;

- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;

- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;

- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;

- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;

- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;

- предварительное планирование труда.

Виды детского труда

Самообслуживание

-умывание;

- раздевание;

- одевание;

- уборка постели;

- подготовка рабочего места;

- забота о чистоте тела;

- забота о порядке в костюме;

- готовность сделать все необходимое для поддержания чистоты тела и одежды и сделать без требований извне, из внутренней потребности;

- соблюдение гигиенических правил;

Хозяйственно – бытовой труд

-поддерживать чистоту и порядок в помещении и на участке;

- помогать взрослым при организации режимных процессов;

- замечать любое нарушения порядка в комнате или на участке;

- устранять непорядок по собственной инициативе;

- отвечать за порядок на полке;

содержать в порядке свои игрушки, настольные игры;

- мыть некоторые игрушки;

- протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.);

- стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.;

- накрывать на стол, убирать посуду после еды;

-подметать веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе, пылесосить;

-помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды;

-оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую;

-проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение);

- оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям;

Труд в природе

-уход за растениями и животными;

- выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике;

Ручной труд

-изготовление предметов из различных материалов;

-изготовление игрушек;

Формы труда:

-поручение;

-дежурство;

-коллективный труд.

8) А в помощь вам мы хотим подарить памятки «Алгоритм навыков самообслуживания и ознакомления с хозяйственно- бытовым трудом» по группам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.