Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотация дисциплины






Программа дисциплины «Психология социального развития человека» разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рассчитана на профессиональную подготовку магистров по специальности «Психология» по заочной форме обучения. Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает две основные формы работы: лекции и практические занятия с использованием активных методов обучения, творческих заданий.

Цель курса заключается в формировании способности к профессиональному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим показателям жизнедеятельности человека в психосоциальном контексте его развития на различных этапах жизненного пути; готовности к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.

Задачи курса:

-приобретение магистрантами знаний об основных теоретических концепциях процесса социализации личности; о психосоциальной периодизации развития взрослого человека;

-приобретение знаний о специфике социализации человека на этапе взрослости и старости в отличие от социализации ребенка и подростка;

-формирование у магистрантов умений анализировать психосоциальные феномены и явления в статике и динамике, имеющие отношение к социально-психологическим закономерностям развития личности в онтогенезе с учетом факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

-формирование готовности к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека.

Дисциплина относится к базовой части (блок 1) и читается во втором и третьем семестре. Курс является основным и итоговым для формирования профессиональных компетенций: ПК-4, ПК-6, ПК-12. Компетентность ПК-4, как способность анализировать базовые механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом антропометрических, анатомических и физиологических параметров жизнедеятельности человека в филосоцио- и онтогенезе, формируется на начальном уровне в ходе изучения дисциплин: «Качественные и количественные методы исследований в психологии» на установочной сессии, «Актуальные проблемы психологии человека» в первом семестре, «Аддиктивное поведение и программы его коррекции» в третьем семестре.

Совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» профессиональная компетентность ПК-4 на среднем уровне формируется также посредством освоения дисциплин: «Актуальные проблемы психологии человека» на установочной сессии и в первом семестре, «Научные школы и теории в современной психологии» во втором семестре, «Психология позитивных стратегий жизни» в третьем семестре, «Профилактика защиты ребенка от насилия в семье» на факультативе в четвертом семестре.

Высший уровень этой компетенции, наряду с дисциплиной «Психология социального развития человека», обеспечивается дисциплинами: «Проектирование развития одаренных детей» во втором семестре, «Психологическая профилактика агрессивности и насилия» в четвертом семестре. Данная компетенция также развивается в ходе научно-исследовательской и производственной практики в течение всего периода обучения.

Профессиональная компетентность ПК-6, как готовность к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии, формируется на среднем уровне в курсе «Психология социального развития человека» совместно с дисциплинами: «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога», «Деформация и девиация личности и поведения» в третьем семестре, «Психология групп и организаций и их развитие», «Психология и психотерапия семьи» в третьем и четвертом семестрах.

На начальном уровне ПК-6 закладывается в курсах: «Качественные и количественные методы исследований в психологии» на установочной сессии, «Научные школы и теории в современной психологии» во втором семестре. Высшим уровнем освоения ПК-6 является дисциплина «Психология и психотерапия семьи», на этом же уровне формируется ПК-6 в ходе научно-исследовательской работы.

Профессиональная компетентность ПК-12, как способность к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности, на среднем уровне совместно с дисциплиной «Психология социального развития человека» формируется в курсах: «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования» в третьем семестре, «Психология групп и организаций и их развитие» в третьем и четвертом семестре. Начальным этапом для данной компетенции являются дисциплины: «Методологические проблемы психологии», «Срезовая и лонгитюдная психодиагностика в современных исследованиях» в первом семестре, «Информационные и коммуникативные технологии в деятельности психолога» в третьем семестре, «Психология и психотерапия семьи» в третьем и четвертом семестрах. Завершающим этапом в формировании ПК-12 являются курсы: «Психология социального влияния» и «Психотехнологии совладающего поведения» в четвертом семестре.

Краткое содержание дисциплины:

Раздел 1. Проблемы социализации в изменяющемся мире.

Тема 1. Социализация: понятие, содержание, механизмы.

Тема 2. Информационная социализация личности.

Раздел 2. Социальная психология развивающейся личности.

Тема 3. Проблема развития личности с позиций социальной психологии.

Тема 4. Я-концепция как результат социального развития личности.

Тема 5. Содержание процесса социализации на этапе взрослости и старости.

Общий объем дисциплины – 4 зачетных единицы (144 часа), среди них 26 аудиторных часов, 8 лекций, 18 часов практических занятий. 118 часов отводится на самостоятельную работу магистрантов. Формы отчетности: 2 семестр – зачет, 4 семестр – зачет по контрольной работе и экзамен.

 

Составитель: Самойлова И.Г., канд. пс. н., доцент

Рецензент

Программа одобрена на заседании УМК института от ___________ 2014 года, протокол № ________.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.