Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половая и гендерная идентичность. Социальные представления личности






 

Значение половой идентичности для систематизации представлений о себе до сих пор активно обсуждается в научной литературе. Так, Р. Берне считает, что осознание себя как представителя определенного пола не имеет большого веса в Я-концепции взрослеющего человека. С другой стороны, Ф. и Р. Тайсоны, например, уделяли этому фактору серьезное внимание, указывая на то, что в разные возрастные периоды наблюдается то усиление, то ослабление позиции этого аспекта образа Я в Я-концепции личности.

Половая идентичность обусловлена биологически.

Биологический пол индивида включает в себя несколько компонентов, последовательно формирующихся в процессе развития организма:

· хромосомный (генетический пол), который определяется в момент зачатия;

· гонадный пол формирование мужских или женских половых желез;

· гормональный пол зародыша, от которого зависит дифференциация гениталий половых органов;

· морфологический пол строение внутрирепродуктивных органов и наружных гениталий;

· пубертатный пол связанный с половым созреванием гормональный пол, ответственный за появление вторичных половых признаков.

Хромосомный фактор – это тот кариотип (набор хромосом), который характеризует биологического мужчину и женщину. В мужском кариотипе 46 ХУ хромосом, в женском 46 XX хромосом. Давно установлено, что факторы пола локализованы в специальных половых хромосомах. Факторы, определяющие мужской пол, локализованы в У-хромосоме, а факторы, определяющие женский пол, в Х-хромосоме. Отклонения от нормального числа половых хромосом в клетках человека, приводят к аномалиям полового развития, среди которых известны синдром Шерешевского Тернера (ХО хромосом) и синдром Свайера (ХУ хромосом) у женщин, а также синдром Клайнфелтера (ХХУ) у мужчин.

Клиника синдрома Шерешевского Тернера впервые была описана Н. А. Шерешевским в 1926 г. Частота синдрома составила от 1: 10000, 1: 2500 1: 2700 живорожденных девочек. Уже при рождении дети с синдромом Тернера отличаются малой массой тела и отеком рук и ног. С первого года жизни имеется нарастающее отставание в росте от сверстниц. Во взрослом состоянии рост их достигает 120-140 см. Кроме этого, для них характерно коренастое телосложение, неправильная осанка, непропорционально большая щитообразная грудная клетка и прочие соматические признаки. Возможно нарушение слуха, врожденные пороки сердца, аорты и мочевыделительных органов. Вторичные половые признаки не формируются. Психический статус девочек с синдромом Шерешевского Тернера включает в себя признаки инфантилизма, диффузных представлений о себе, тревожности и повышенной ранимости.

В отличие от больных с синдромом Шерешевского Тернера, у пациенток с синдромом Свайера при резко выраженном половом инфантилизме отсутствуют соматические аномалии развития. Изолированный дефект гонад не сопровождается нарушениями развития мышечной, костной и других систем. Обычно эти больные нормального или высокого роста с женским фенотипом, что послужило причиной выбора для названия заболевания понятия «чистая» форма. У ряда больных при высоком росте имеется андроидное телосложение с увеличением окружности грудной клетки. Вторичные половые признаки также не формируются. Психический статус девушек с синдромом Свайера определяется высоким уровнем интеллекта, стремлением к независимости и автономии, уверенностью, ориентацией на образование и саморазвитие, потребностью в лидерстве, и, нередко, успешной адаптацией к условиям жизни. При синдроме Клайнфелтера у мужчин наблюдаются высокий рост, наличие удлиненных конечностей, нарушения развития признаков пола, бесплодие, умственная отсталость.

Гормональный фактор обусловлен образованием в половых железах (гонадах) стероидных гормонов. Гормоны регулируют половую дифференциацию и процесс полового размножения. Мужским половым гормоном, синтезируемым в семенниках, является тестостерон, а женским половым гормоном, синтезируемым в яичниках эстроген.

Морфологический фактор определяется строением тела мужчины и женщины. Он выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и проч., у женщин в развитии грудных желез, более низком (по сравнению с мужчинами) росте, наличии округлых форм тела и жировой ткани.

Социальный фактор определяется теми стереотипами поведения, которые в обществе ассоциируются с мужским и женским, и определенным стилем поведения родителей, который выбирается ими в соответствии с биологическим полом ребенка. Так, например, родители могут негативно реагировать на плаксивость мальчика, на резкость и агрессивность девочки, но поощрять у мальчика активно-наступательные формы поведения, а у девочки нежность, ранимость и незащищенность.

Половая идентичность это психологическая система, которая соединяет и интегрирует личностную идентичность с биологическим полом и на которую оказывает значительное влияние объектные отношения, идеалы Суперэго и факторы культуры.

С самых первых дней рождения ребенка родители начинают относиться к нему не просто как к новорожденному, а как к мальчику или девочке. Считается, что фантазии и ожидания женщины во время беременности влияют на ее первоначальные реакции по отношению к ребенку. Двух-трехлетний малыш, имея достаточно диффузное представление о половых различиях, может тем не менее назвать себя мальчиком или девочкой. Подражание, предпочтения в выборе игрушек и игр способствуют в этом возрасте процессу осознания себя как представителя того или иного пола. Самым интенсивным в этом смысле возрастом является период с 4 до 6 лет (фаллическая стадия по 3. Фрейду). В этот период ребенок (ранее участвующий в диадных отношениях с матерью) включается в триадные отношения (Я, мать, отец). Это позволяет ему обнаружить различия между мужчинами и женщинами и идентифицировать себя с определенным полом.

Для девочки этот период развития связан, по Фрейду, с изменением отношения к матери. Теперь она воспринимается как соперница, а отец как объект симпатии и любви. Тотальное же отвержение девочкой своей матери происходит только в патологических случаях. На принятие женской половой идентичности в этот период жизни может влиять позитивное, поддерживающее женскую линию развития отношение отца, чувства девочки по отношению к матери, позиция самой матери. На латентной и позже на генитальной стадии телесные и гормональные изменения являются детерминантами физического и психического развития девушки, провоцируя ее на пересмотр образа своего тела, оживляя конфликты предыдущих стадий, которые, в свою очередь, обуславливают личностный рост и изменение представлений о себе. За сравнительно короткий период физические изменения этого возраста и их субъективные аранжировки «делают все более очевидными различия между мужчиной и женщиной, ребенком и взрослым».

Для мальчика фаллическая стадия развития связана с разотождествлением с матерью, т.е. со сменой объекта идентификации. Конфликтные триадные отношения этого возраста обозначаются термином «Эдипов комплекс» мальчик испытывает любовь и привязанность к матери и ненависть к отцу как к реальному сопернику. Роль отца в разрешении проблем этого возраста очень важна, т.к. поддерживая своего сына, он помогает ему регулировать свое агрессивное поведение и способствует разрыву симбиотических связей с матерью, «отец занимает позицию третьего, альтернативного объекта, способного помочь ребенку выйти из диады с матерью, избавиться от зависимости от нее... он создает необходимую дистанцию по отношению к образам матери, обеспечивая тем самым возможность свободного личного развития» (Шторк Й. ). Отец должен быть легкодоступен для мальчика, т.к. он идентифицируется с мужской половой ролью. Когда отец недоступен, или сверхагрессивен, или состязателен, могут появиться различные патогенные последствия. Разрешение Эдипова конфликта позволяет осуществить идентификацию мальчика со своим отцом, которая проявляется в желании на него походить, в копировании стиля поведения, черт характера, манеры одеваться. В подростковом возрасте оживают конфликты фаллической и доэдиповых стадий развития. Оживление ранних женских идентификаций может подрывать ненадежное чувство мужественности. Как правило, " юноша обычно уже имеет довольно стабильное чувство собственной общей половой идентичности. Оптимально, если он интегрирует некую смесь мужественности и женственности; его позиция относительно сексуальных предпочтений стабильна; у него есть ясное понятие о сексе и о желаемом объекте любви; и, соответственно, его половая идентичность более-менее целостна".

Кроме понятия половой идентичности используют следующие термины «поло-ролевая идентичность», «половые стереотипы», «половые предпочтения», «сексуальная ориентация». Поло-ролевая идентичность формируется на базе половой идентичности, но не тождественна ей. Она означает выбор сознательных паттернов взаимодействия с другими людьми. Половые стереотипы – совокупность представлений, ассоциирующихся в данном обществе с мужским и женским характером и стилем поведения. Половые предпочтения – выбор мужского или женского стиля поведения в качестве образца. Сексуальная ориентация выражается в предпочтении объектов любви определенного пола.

Во все времена и во всех культурах одним из самых распространенных способов классификации людей было деление на мужчин и женщин. Согласно теории, разработанной В.А. Геодакяном, с эволюционной точки зрения дифференциация полов связана с их специализацией, цель которой состоит в наилучшем приспособлении к среде и выживании. Консервативная специализация присуща женскому организму, а оперативная мужскому. Организм женских особей обладает более широкой нормой реакции, т.е. способностью сочетать в своем поведении несколько стратегий. Мужская выборка обладает специализированным поведением, которое можно назвать менее пластичным и гибким. Различия в признаках мужчин и женщин называются половым диморфизмом. В стабильной среде половой диморфизм отсутствует. В изменчивой, нестабильной среде появляется половой диморфизм, который возрастает в следующих поколениях.

Половой диморфизм обнаруживается в психологических различиях между мужчинами и женщинами. Так, у мужчин лучше развито аналитическое мышление, а у женщин интуитивное, образное и чувственное. Такие же различия были получены в области языковых способностей «по нескольким показателям (при позитивном сдвиге в «женскую» сторону) словарном запасе, речевой активности и ясности речи» (Либин А. В.), в стратегиях реагирования на стресс, в ряде личностных переменных. Оказалось, что при переживании стресса женщина фиксируется на его причинах, а мужчина дистанцируется от них, отвлекаясь на другие проблемы. К различиям в личностных качествах относятся склонность к риску, агрессивному поведению, автономии, независимости у мужчин и осмотрительность, мягкость и дружелюбие в коммуникациях, заботливость у женщин. Мужчины и женщины различаются по предпочитаемым ими защитным механизмам, мужчины склонны к проекции, а женщины к отрицанию.

В последнее время в научной литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости различать половые и гендерные особенности, половую и гендерную идентичность. Когда мы употребляем термин «пол», мы имеем в виду информацию, которую дает человек, отвечая на вопрос анкеты: «Каков Ваш пол?». Гендер, со своей стороны, указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения маскулинности и фемининности.

Маскулинность проявляется в ориентации личности на достижение целей за пределами непосредственной ситуации межличностного взаимодействия, фемининность опосредствует контакты с другими людьми, построенными на эмоциональной близости и привязанности.

Два показателя маскулинность и фемининность образуют четыре типа гендерной идентичности:

· маскулинный (высокие показатели по маскулинным признакам агрессивный, напористый, склонный к риску, независимый, мужественный и т.п. и низкие по фемининным ласковый, женственный, добрый, верный, внимательный к другим и проч.);

· фемининный (низкие показатели по маскулинным признакам и высокие – по фемининным);

· андрогинный (высокие показатели и по маскулинным, и по фемининным признакам);

· недифференцированный (низкие показатели и по маскулинным и по фемининным признакам).

По мнению целого ряда исследователей, психическая адаптация тесно связана с традиционной половой ролью, т.е. с преимущественно маскулинными чертами у мужчин и фемининными у женщин. Иного мнения придерживаются те, кто считает, что комбинирование маскулинных и фемининных особенностей, т.е. андрогинность, представляет собой наилучший адаптационный вариант.

Существует и иная точка зрения, согласно которой тесная связь между андрогинностью и психическим здоровьем отсутствует, поскольку следствием андрогинного типа половой идентичности является не одно решение, а, по крайней мере, два. Первое андрогинность может обеспечивать адаптацию и саморегуляцию личности и способствовать широкому использованию способов, средств, приемов в организации опыта и его управлении. Второе андрогинность может приводить к спутанности стратегий инструментальное™ и экспрессивности или к маскировке одного симптомокомплекса другим (подчеркивание женской сущности при первичной маскулинизации).

Результаты ряда исследований показали, что андрогинность не является эквивалентом психического здоровья, а вот маскулинность отрицательно коррелирует с симптомами дистресса как у мужчин, так и у женщин. Психопатология ассоциируется с низкими показателями маскулинности у мужчин и женщин, а фемининность является атрибутом дистресса только у мужчин.

Становится ясным, что при всех возможных сочетаниях маскулинности и фемининности, в психике женщины и мужчины интегрируются как осознаваемые, соответствующие биологическому полу свойства, так и неосознаваемые признаки, и в разные периоды жизни человека может меняться как тип сочетания этих свойств, так и его связь с адаптацией личности.

Предположительно, что, например, в подростковом возрасте сильны тенденции дифференциации, т.е. существенного разведения маскулинных и фемининных признаков в представлениях подростков о себе и человеке противоположного пола, причем наибольшее расхождение в признаках должно, по-видимому, наблюдаться при изображении и описании человека того же пола. Подобные результаты, как нам представляется, характерны только для некоторой выборки подростков, психическое и соматическое развитие которых не выходит за пределы нормы. Именно в этой подгруппе обнаруживается дифференциация признаков маскулинности и фемининности и их частичная интеграция, а в остальных либо отсутствие дифференциации, либо строгая дифференциация. Подобные предположения основаны на том, что преобразования, которые мы ожидаем увидеть у подростков, могут по многочисленным причинам избегаться, блокироваться или запаздывать.

Социальные представления: проблемы и перспективы

Теория социальных представлений разработана С. Московичи. Он считает, что представления ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания. Московичи утверждает, что любые формы убеждений, идеологических взглядов, знаний, включая науку, являются социальными представлениями.

Социальные представления – способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию.

Представления, по Московичи, являются основой взаимодействия: прежде чем вступать в общение с человеком или группой, индивид должен представить себе возможные связи, результаты взаимодействия.

В качестве способа исследования социальных представлений, автор рассматривает здравый смысл (folk-science), который открывает исследователю непосредственный доступ к социальным представлениям.

В отечественной психологии этот подход находит отражение в работах К. А. Абульхановой-Славской – руководителя лаборатории психологии личности Института психологии РАН и ее сотрудников. Она утверждает, что на смену теориям сознания, разработанным Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и Д. Н. Узнадзе пришли концепции, перед которыми стояла другая задача – исследовать состояние реального сознания личности, раскрыть сущность и тенденции его реального изменения. Суть этого подхода – социальное мышление личности исследует сознание в процессе его функционирования.

Психологическое исследование социального мышления не сводится к раскрытию социальных условий этого вида мышления, поскольку сознание и мышление рассматриваются как обобщение личностью того способа жизни, которого она сама сумела достичь в конкретных социальных условиях.

Сознание определяется К. А. Абульхановой-Славской как жизненная способность личности, а мышление личности – как способность, а иногда и неспособность адаптации человека к новым условиям. В отличие от общей психологии данный подход изучает не просто мышление как таковое, а мышление личности, точнее мыслящую личность.

В мышлении каждого индивида функционирует общечеловеческая система понятий, обыденные и житейские представления, стереотипы социальной группы. Все эти понятия, представления являются в своей совокупности функциональной системой личности как мыслящего субъекта. Функциональными образующими социального мышления выступают следующие процедуры: проблематизация, интерпретация, репрезентация и категоризация.

Исследование функциональных процедур строилось с помощью двух приемов – типологического метода и метода кросс-культурного сравнения.

Проблематизация, по С. Л. Рубинштейну – основная процедура мышления и познания. Это – способность к теоретическому структурированию действительности и ее соотношения с субъектом; превращение некоторой неоформленной действительности в предмет мысли. Для выявления перехода от констатации проблемы к их превращению в предмет была проведена классификация проблем. Они были разделены на абстрактные и конкретные, перспективные и ситуативные, личностно значимые и нейтральные.

Проблематизация определяется способностью изменить отношение к действительности, умением преодолевать стереотипы способа мысли и способа жизни.

Интерпретация –процедура, относящая нечто к субъекту переживания, понимания. Это – процесс выработки субъектом отношения: к объекту, к действительности, к событию, – и формирования собственного мнения, взгляда на вещи.

Репрезентация –социальные представления о разных сферах действительности – правовой, политической, а также о себе (своем Я, ответственности, интеллекте и др.). При исследовании отечественной выборки было выявлено преобладание моральных представлений во всех остальных репрезентациях (представлениях о личности, интеллекте, ответственности). Моральные представления преобладают над правовыми, что отличает отечественную выборку от европейской. У последней ведущими являются не моральные, а рациональные представления.

Одним из важных этапов исследования социальных представлений является определение их содержания, выявление составляющих семантического пространства. Подобный подход состоит в нахождении смысла конкретных сочетаний различных понятий, которые и составляют содержание социальных представлений. Помимо семантического содержания социальных представлений, определяются: 1) общие ценности и верования, 2) представления о взаимосвязи различных социальных категорий, 3) связь представления и конкретных социальных позиций респондентов (В. Дуаз). Перечисленные влияния называются анкеровками.

Категоризация –процедура, позволяющая осуществлять познавательное отношение к объективной действительности в целях соотношения себя с другими людьми и формирования своей идентичности. Можно говорить о территориальной, этнической, половой, личной и других видах идентичности. В категоризации скрыт маргинальный механизм идентичности: на фоне стремления к межличностному сравнению, подражанию ярко выступает противопоставление «Я» и «Другой».

Так, например, социальная идентичность соотносится с тем, что впечатления о мире организуются в связанные интерпретации – идеи, установки, стереотипы, ожидания, которые выступают как регуляторы социального поведения.

Известна теория социальной идентичности Г. Тежфела. Согласно этой концепции, 1) индивид, считая себя членом какой-либо группы, стремится оценить ее положительно, поднимая статус группы и самооценку; 2) качество и значение идентичности определяется с помощью категоризации (логических операций) и сравнения своей группы с внешними группами по ряду параметров; категоризация и сравнение являются когнитивными способами самоопределения индивида; 3) позитивная социальная идентичность достигается на основе сравнений в пользу себя, своей группы и называется групповым фаворитизмом; 4) когнитивный компонент связан с эмоциональным, где последний описывается как переживание факта своей принадлежности к группе в форме различных чувств – любви, ненависти, обиды и др.

Представления социальны, являются психологическим фактом в трех отношениях: имеют безличный аспект, принадлежа всему миру; считаются представлением другого, принадлежа иным людям или группе; они суть личностные представления, эмоционально ощущаемые как принадлежность Эго.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.