Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура личности. В теории Юнга синоним термина личность – душа






В теории Юнга синоним термина личность – душа. Душа, по Юнгу, это взаимодействие трех отдельных структур: Эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго – центр души. Сюда входят мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем себя, и позволяет оценивать результаты деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь забыты или подавлены. Концепция бессознательного Юнга сильно похожа на фрейдовскую, но Юнг делает упор на том, что бессознательное содержит в себе комплексы. Комплексы по Юнгу – скопление эмоционально окрашенных мыслей, чувств и воспоминаний, взятых индивидом из своего личного опыта или родовой памяти.

Юнг считал, что комплексы, окружающие обычные темы, могут оказывать очень сильное влияние на поведение человека. Например, человек с комплексом власти может расходовать большее количество психической энергии на все, что связано с властью и властной символикой. Фактически, в отличие от Адлера Юнг рассматривал не только комплекс неполноценности и превосходства, но и комплекс силы, денег, секса и любой другой области деятельности. По Юнгу комплекс формируется однажды и оказывает влияние на всю жизнь человека. Комплекс находится в бессознательном, уникален для каждого человека и оказывает влияние на человека, прорываясь в сознании.

Коллективное бессознательное. Совершенно новый компонент теории Юнга, не имеющий аналогов у Фрейда. Коллективное бессознательное – хранилище памяти всего человечества и даже наших догуманоидных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех людей и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

В теории Юнга коллективное бессознательное состоит из мощнейших психических образов, которые Юнг назвал а рхетипами. По-гречески это означает – первичная модель. Архетип – это врожденная идея или воспоминания, которые заставляют человека вести себя определенным образом.

Фактически архетипы – это не образы, а модели восприятия, заставляющие людей воспринимать мир относительно одинаково. Архетип имеет три компонента – эмоциональный, когнитивный, поведенческий. Очевидно, что люди реагируют сходным образом на сходные события – конфликт с родителями, супругами, встречу со страшным животным или смертью человека.

Юнг считал, что архетипические идеи отражаются в сновидениях и выражаются в культуре в виде символов живописи, литературы и религии. Например, для большинства культур характерны символы мандалы – отображения душевной целостности и внутреннего единства. Количество архетипов у каждого человека бесконечно, но наиболее важными и общими являются: мать, ребенок, герой, мудрец, солнце, плут, Бог и смерть, персона, анима, анимус, тень и самость.

Персона – это социальное лицо человека, то есть то, как человек проявляет себя в отношениях с другими людьми. Персона – это инструмент социализации личности, но если этот архетип принимает слишком большое значение, то человек становится поверхностным и отчужденным от эмоций.

Тень – противоположность персоны – подавленная, темная сторона личности. В тени берут начало сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. По Юнгу тень – источник жизненной силы, творческого начала и спонтанности. Функция Эго в том, чтобы направлять энергию Тени в позитивное сознательное русло.

Анима – внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона. Анимус – бессознательная мужская сторона в женщине. Фактически это признание Юнгом бисексуальной природы человека. Основа этих архетипов двояка – биологическая (в организмах обоих полов вырабатываются гормоны и мужские, и женские) и социальная (в течение длительной совместной жизни и мужчины и женщины перенимают часть свойств друг друга).

Самость – самый важный архетип в типологии Юнга. Самость – это сердцевина личности, вокруг которой объединены все другие элементы. В теории Юнга развитие самости – главная цель развития личности. Символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (круг, солнце, розетка и т.д.).

Юнг внес большой вклад в исследование психологических типов личности. Его книга «Психологические типы» – плод его двадцатилетней работы. Юнг выделил восемь типологических групп. В основе классификации – две личностные установки: экстраверсия – интроверсияи вторая ось – четыре психических функции: мышление, ощущение, чувство, интуиция, каждая из которых может действовать экстравертным либо интровертным образом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.