Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии психосексуального развития






1. Оральная стадия (0-18 мес.) Зона сосредоточения либидо – рот, так как рот в этот период наиболее тесно связан с удовлетворением биологических потребностей. Однако удовлетворение оральных потребностей – это, прежде всего: удовлетворение либидо (сосание) как получение удовольствия; удовлетворение голода; удовлетворение потребности соотнесения себя с объектом (матерью).

Особенность заключается в том, что эти потребности должны удовлетворяться вместе.

С момента рождения появляется желание подтвердить себя, свои границы:

1) В материнской утробе ребенок воспринимает мир и свои собственные границы слитно, как некое космическое состояние, и переживает «океаническое чувство».

2) После родов эти границы подтверждают пеленки как границы внутри матери. Появляется ценность удовлетворения.

3) Возникающее у ребенка напряжение снижается через сосание материнской груди, вследствие чего ребенок получает удовольствие как оргазмическое чувство.

4) Ребенок начинает экспериментировать с грудью – кусать, то есть: входить в контакт с объектом; наделять мать волей.

В этот период формируется либо базовое доверие миру, либо недоверие.

Таким образом, в каждом инстинктивном удовлетворении потребностей: познание реальности; овладевание реальностью; эмоциональное взаимодействие; тактильный контакт с телом матери.

К 6 – 12 месяцам появляется новая форма орального удовлетворения. Появление зубов обусловливает садистические желания – кусать (в т.ч. мамину грудь). Удовлетворение голода и исследование мира через рот объединены совместным проявлением любви и агрессии. Вырисовывается мир реальных объектов. Теряется чувство продолжения его самого.

К 7 – 12 месяцам появляются признаки гнева четко на мать, как реакция на фрустрацию, однако гнев долго не живет. Это признаки орально-садистической стадии.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Это момент всегда связан с фиксацией. Поскольку в норме любой ребенок всегда желает мамину грудь, не хочет бросать.

Согласно Фрейду, у человека, который получал в этот период недостаточную стимуляцию, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности (ожидание «материнского отношения к себе», поиск одобрения любой ценой, требовательность, зависимость, пессимизм…).

2. Анальная стадия (1-3 года). Первый урок цивилизации. Мама впервые выдает запреты, становится карающей, страшной инстанцией. Эрогенная зона на другой стороне кишечника (анус).

Ребенок начинает улавливать напряжение в прямой кишке сначала бессознательно, затем сознательно. Появляется первое проявление воли – управление сфинктером. Впервые входит в объектные отношения, где акт дефекации – это манипуляция, ощущение всемогущества, месть. Задача ребенка получить любовь через дефекацию, когда «делаю» – любовь, «не делаю» – не любовь, «сдерживаю» – любовь, «не сдерживаю» – не любовь. Ребенок может манипулировать, чтобы вызвать желаемое от мамы. В изобилии направляется не нее агрессия. Именно теперь ребенок в играх хочет завладеть игрушкой, во что бы то ни стало. Идентифицируясь с агрессором, – мамой – демонстрируют такое же поведение и со сверстниками.

В этот период опасно, если мать любит «хорошего» ребенка и не любит «плохого». Тогда ребенок разделяет мать на «хорошую» и «плохую», еще не успев ее объединить внутри себя. Это момент проявления расщепления. Во взрослой жизни это может проявляться как идеализация и девальвация, обесценивание объекта.

Фиксация на анальной фазе проявляется как одновременное совмещение в психической реальности двух противоположностей: удовлетворения и депривации (любовь и наказание). Например, при акте дефекации неожиданные, нестандартные реакции – другое психическое наполнение. В дальнейшем это может привести к определенному характеру: сверхаккуратность, обязательность, бережливость, педантичность. Ситуация сверхконтроля проявляется в бережливости (удовольствие от накопления), жадности, скупости, расточительности (удовольствие от траты), расчетливости, упрямстве, накапливании отрицательных эмоций с неожиданной разрядкой.

3. Фаллическая стадия (3-6 лет). Инфантильно-генитальная фаза. На предыдущих стадиях еще нет идентификации себя (только с другими людьми, мамой, игрушкой). Интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются на область гениталий. Появляется различие полов, соотнесение себя с полом, тенденция к использованию гениталий. С точки зрения Фрейда появляется интерес фаллосу (наличие или отсутствие). В современном психоанализе считается, что девочка приобретает опыт эротической чувственности через манипуляции клитора и вагины. (женская аноргазмия – отсутствие этого опыта). Для мальчика 3 – 4 года – это кульминация эксгибиционистких тенденций. У мальчика появляется зависть к пенису отца, у девочки – к груди матери.

Задача в этом периоде: половая идентификация, выстраивание отношений с родителями на основе выбранной половой роли. Мальчик обнаруживает отсутствие пениса у мамы, делает бессознательный вывод о ее ущербности «кастрированности».

Эдипов комплекс – этодоминирующий конфликт на этой стадии.В сущности, этот комплекс заключается в неосознанном желании ребенка обладать родителем противоположного пола (применительно к девочкам этот комплекс называется комплексом Электры), одновременно устранить родителя одного с ним пола и страх соперника, ненависть. Любовь и ненависть на этой фазе заряжают либидо.

Разрешение эдипова комплекса заключается в том, что мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери (уступая перед отцом) и начинает идентифицировать себя с отцом (идентификация с агрессором), противоположные чувства постепенно гасятся. Укрепляется функция Эго, т.е. функция достижения компромисса. В результате нормального разрешения эдипова комплекса часть либидо направляется против отца, часть – на идентификацию с ним, а часть – на теплые чувства к маме.

Процесс идентификации выполняет несколько функций: во-первых мальчик перенимает совокупность ценностей, моральных норм, установок и моделей поведения, обрисовывающих для него – что значит быть мужчиной (развивается Супер-эго как заменитель реального родителя), во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви, поскольку теперь он обладает тем же набором качеств, которые мать ценит в отце. Аналогичные процессы происходят при разрешении комплекса Электры.

Таким образом, корни Супер-эго лежат в запрещенных желаниях Ид, которые бессознательное превращает в реактивное образование – совесть. Вина и жалость к себе – результат эдипова комплекса, а, значит, возможность развития.

4. Латентная стадия (6-12 лет). Время подготовки к взрослению, когда сексуальный инстинкт «дремлет». Либидо ребенка направлено, посредством сублимации на виды деятельности, не связанные с сексуальностью (учёба, спорт, отношения со сверстниками и т.д.). Однако З. Фрейд считал, что явная сексуальность вытесняется, но выступает как интеллектуализация и социализация. Это время формирования стыда, правил, культурных норм. Но сексуальность присутствует в виде фантазий, бессознательных желаний.

К этому периоду Эго одержало верх над Ид: ребенок подавил эдипальные желания; сознательно и более последовательно воспринимает родительские требования и ожидания; ярче стыд и вина; Эго посвящает себя вхождению в социум.

В этом периоде на поведение ребенка влияют две базовые латентные фантазии.

1) Бессознательная фантазия семейного романа: мои родители не настоящие; просто я живу с ними; своих родителей еще надо разыскать. Например, мальчик, чтобы найти настоящих родителей, должен «убить дракона» (в сказках описан этот момент), дети убегают из дома бессознательно искать других родителей. Роль этой фантазии заключается в защите от эдипальных инцестуозных желаний, от одновременного проявления любви и агрессии.

2) Фантазия близнецов (более поздняя): у меня есть двойник – моя противоположность; ему можно всё – мне нельзя; он природен – я социален; он счастлив – я нет. Например, Том Сойер и Гек Фин, Малыш и Карлсон. Отличники выбирают в качестве друга хулигана. Роль этой фантазии в проекции плохой части во внешний мир, в становлении социально приемлемым.

Задачи латентного периода социализация, обретение навыков, получение удовольствия от завершения. Проявление скуки и лени заключается в бессознательном страхе ответственности, неумении получать удовольствие от завершения. В этом периоде родители как референтная группа отходят на второй план, значимыми становятся латентные группы сверстников, где можно обмениваться навыками, учиться распределять ответственность, укреплять собственную идентичность через идентификацию через идентификацию с ними. Однополые группы укрепляют половую идентичность.

Таким образом, главная цель – заменить родительское Супер-эго на своё.

5. Генитальная (12 – 22 года). Результатом физиологических изменений в организме является усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную стадию отмечено возможность наиболее полного удовлетворения сексуального инстинкта. Предыдущие, так или иначе неудовлетворенные, сексуальные стремления (оральные, анальные, фаллические) могут начать формировать черты характера, сублимируются в увлечения и хобби, вытесняются. Половое влечение становится альтруистическим. Подросток заботится как о своём удовлетворении, так и об удовлетворении объекта.

Выделяют два периода генитальной фазы: предподростковый и подростковый.

Предподростковый начинается с появления вторичных половых признаков. Задача заключается в том, чтобы психологически справиться с физиологическими изменениями тела. В связи с увеличением импульсов из Ид, найти нарушенное равновесие между Эго и Ид. Для этого периода возможно появления дисморфофобии (непринятие внешнего вида).

Таким образом, конфликт этого периода характеризуется как: нарушение равновесия между Эго, Ид и Супер-эго в силу нового, мощного проявления сексуального, агрессивного драйва; возрождение вытесненных конфликтов предыдущих стадий, адекватно не разрешенных.

Все желания переживаются подростками как угрожающие. Возросшие желания, требующие удовлетворения стереотипно, по инерции подавляются из-за необходимости социализации. Как следствие возрастает различного рода тревожность. Подросток начинает «бросаться» из крайности в крайность (от природности к социализации). Однако, в силу лабильности аффекта в этом возрасте, подросток способен справляться с тревогой.

Для родителей, в связи с этим, предоставляется последняя возможность помочь, дать детям то, что недостаточно дали в предыдущие периоды.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.