Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классический психоанализ






(Зигмунд Фрейд)

 

В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности. Согласно этой теории в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание, подсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из переживаний, ощущений и эмоций, которые индивид осознает в данный момент. Фрейд считал, что сознание – наименее значительная часть психической организации. Кроме того, сознательные процессы осознаются лишь в течение очень короткого времени, а затем перемещаются на другие объекты.

Уровень подсознания или доступная память, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но при желании легко может быть воспроизведен. Фрейд считал, что подсознательное – это тоннель между сознательным и бессознательным.

Бессознательный уровень – самая глубокая и значимая часть человеческого разума. Бессознательное хранит в себе примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что подверглись вытеснению. В бессознательном находятся забытые травмы детства, враждебные чувства к родителям, подавленные сексуальные желания, которых человек не осознает. Фрейд считал, что именно бессознательное в основном контролирует поведение человека.

Влияния бессознательного не могут быть поняты сознанием, т.к. вытесненные туда желания и воспоминания всегда травматичны для личности, вызывают тревогу и страх, поэтому сознание не приемлет их, оказывая сопротивление. При этом неосознанный материал выражается в сознании в виде заместителя, как называл его Фрейд. Это могут быть болезненные симптомы, сны, фантазии, игры или склонности к определенной работе.

Описанная топографическая модель психики использовалась Фрейдом на протяжении ряда лет и позволила достичь значительного прогресса в изучении этиологии психологических нарушений. При всех своих достоинствах она имеет главный недостаток – непонятно почему некоторые события, имеющие аффективное значение для личности остаются в предсознании, а другие вытесняются в область бессознательного и не могут быть воспроизведены.

Примерно в 1920 г. Фрейд несколько изменил свои представления о строении психики и предложил так называемую структурную модель психики, известную по сей день.

Предлагая структурную модель психики Фрейд определяет ее составляющие, как оно, я и сверх – я. (Ид, Эго, супер Эго).

Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того, основой Ид являются инстинкты, которые находят в нем психическое выражение. Необходимо понять, что только Ид является источником жизненной энергии индивида и одновременно с этим Ид целиком бессознательно.

Ид сохраняет свое значение для индивида на протяжении всей жизни. Оно примитивно и не знает ограничений. Фактически Ид является наиболее древней частью психики, и выражает первичный принцип биологической жизни – редукционную разрядку энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно агрессивными и половыми). Немедленную разрядку напряжения, к которому стремиться человек, Фрейд назвал принципом нирваны.

Когда инстинкты и желания Ид не находят прямого и немедленного удовлетворения, они остаются в бессознательном, но сохраняют свою силу и выражаются в сознании в виде ошибочных действий и психических нарушений.

Ид подчиняется принципу удовольствия, выражаясь в импульсивной, иррациональной и животной манере. Инстинкты Ид не обращают внимания на последствия поведения и самосохранения. Фрейд считал, что раз Ид не принимает осторожности, это может представлять опасность для самого индивида и для общества.

В теории Фрейда Ид – это посредник между соматическими и психическими процессами в организме. Считается, что у человека есть два механизма, через которые Ид избавляет личность от напряжения, это рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия – это автоматический ответ Ид на сигналы возбуждения, и немедленно снимает напряжение, вызванное раздражителем. Такие врожденные механизмы – это кашель, когда посторонний предмет попадает в горло, слезы, когда соринка попадает в глаз. При этом не все виды напряжения могут быть редуцированы рефлекторными действиями. Например, половое влечение практически всегда требует прямого удовлетворения.

Когда рефлекторное действие не может немедленно снизить напряжение, то срабатывает другая функция Ид – называемая первичным процессом представления. В этом случае Ид формирует субъективный образ объекта, связанного с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы обнаруживают себя в галлюцинациях, психозах, а также психической деятельности новорожденных младенцев. Первичные процессы – особая форма человеческих представлений, характеризующих неспособностью подавлять отрицательные импульсы и различать реальность и субъективность. Такое замещение может даже привести к смертельному исходу, если не появятся реальные источники удовлетворения потребности. Поэтому младенец неспособен откладывать удовлетворение своих потребностей, им всегда руководит принцип удовольствия. Постепенно ребенок осознает, что существует еще и внешний мир, с которым приходится считаться. Так появляется вторая структура психики – Эго.

По латыни слово Эго означает «Я». Фактически Эго – это та часть психики, которую мы называем сознанием. Эго принимает решение и осуществляет контроль деятельности. Желания и инстинкты, зарождающиеся в Ид, поступают в Эго и реализуются с учетом ограничений, накладываемых внешним миром.

Главная функция Эго – накопление жизненного опыта, дифференциация положительных и отрицательных стимулов и перестройка окружающей действительности для нужд индивида. Таким образом, Эго обеспечивает безопасность и самосохранение индивида. Например, голодный человек в поисках еды должен отличать настоящую пищу от пищи, возникающей в его воображении. Эго заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать и т.д., т.е. выполнять все психические функции. Одновременно Эго использует психические функции в своем стремлении удовлетворять желания и потребности.

Если Ид руководствуется принципом удовольствия, то основа Эго – это принцип реальности. Цель Эго – сохранить психическое и физическое здоровье организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом, и когда условия внешней среды будут соответствующими.

Принцип реальности позволяет обуздать инстинктивные побуждения и не дать им реализоваться немедленно. Постепенно Эго все-таки дает выход грубой энергии, но в рамках социальных норм и ограничений, а также совести индивида. В тот момент, когда условия становятся подходящими, Эго как бы выпускает Ид на волю и поведением индивида руководит принцип удовольствия. Принцип реальности определяет степень разумности поведения. В отличии от Ид, Эго может различать реальность и фантазию, меняется в зависимости от опыта человека и участвует в познавательной деятельности человека.

Фрейд считал, что в «психическом разделении труда» Эго осуществляет т.н. «вторичный процесс», т.е. способно направлять поведение в безопасное русло. Таким образом, Эго является «исполнительным центром» личности и областью протекания сознательных психических процессов.

Супер-Эго – по латыни Super – сверх, Эго – я. Это социальная часть личности, позволяющая человеку эффективно функционировать в обществе. Супер-Эго «состоит» из норм этики, системы ценностей и ограничений, налагаемых на индивида его окружением. В структуре психики Супер-Эго появляется самым последним. Большей частью Супер-Эго существует бессознательно и является результатом психического отражения общественных норм и стандартов поведения. Супер-Эго в наибольшей степени зависит от опыта человека, от его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, формирующими его личность.

Супер-Эго начинает влиять на поведение индивида тогда, когда ребенок начинает понимать понятия «хорошо», «плохо», «правильно» и «неправильно» когда формируется та сторона личности, которую мы называем нравственностью.

Фрейд видел в структуре Эго две части: совесть и Эго-идеал. В детстве ребенок получает от родителей наказание на т.н. «непослушное» поведение» и таким образом приобретает совесть. Совесть включает в себя способность к критической оценке, моральные запреты и чувство вины за те поступки, которые человек должен был совершить, но не совершил.

Одновременно с наказанием, ребенок в детстве часто получает поощрения от родителей за «хорошие» поступки. Такой поощрительный компонент Супер-Эго – это Эго-идеал. Он формируется из морально-этических установок родителей и способствует тому, чтобы индивид устанавливал для себя более высокие стандарты. Если человек далее в жизни сможет достичь какой-то цели, но он будет чувствовать гордость и самоуважение.

Если в детстве основной источник Супер-Эго – это контроль родителей, то к зрелому возрасту у полноценной личности он заменяется самоконтролем.

При этом Супер-Эго руководствуется принципом идеальности, т.е. не обращает внимания на последствия, пытается затормозить любые социально-осуждаемые импульсы со стороны Ид и пытается направить человека по пути «идеального поведения». Таким образом, Супер-Эго пытается подавить принципы реальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.