Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. Цель написания этой небольшой книги состоит в том, чтобы рассмотреть причастие как путь к укреп­лению духовной жизни человека






ВВЕДЕНИЕ

Цель написания этой небольшой книги состоит в том, чтобы рассмотреть причастие как путь к укреп­лению духовной жизни человека, путь к более близ­кому общению с Иисусом. Во многих религиозных кругах люди утратили понимание этого таинства. В частности, представители некоторых движений пробуждения относятся к хлебопреломлению насто­роженно. Противясь исторически сложившимся де­номинациям, люди зачастую просто отказываются от всего, что свойственно традиционным церквям. Однако, поступая так, они пребывают в невежестве относительно великих благословений причастия.

Такое отношение вместе с недостаточным пони­манием самого смысла причастия обкрадывает лю­дей, которые сами часто этого не замечают. Поэтому мощное оружие, данное нам Богом, в большей или меньшей степени бывает утрачено.

В последние годы церковь «Слово Жизни» попы­талась понять суть вечери Господней и найти ключ к более глубокому участию в ней. Эту книгу следует расценивать как результат наших усилий и помощь всем, кто желает вникнуть в таинство причастия и делает к этому определенные шаги. Мы должны пользоваться всеми средствами, данными нам Гос­подом для того, чтобы наша жизнь изобиловала Его благодатью. Христианам движения пробуждения особенно важно не окружать себя предрассудками, а быть более свободными как в своей жажде по Богу, так и в прославлении и познании Его.

Эта книга никоим образом не является полным учением о хлебопреломлении. Различные аспекты причастия и окружавшие его теологические про­тиворечия более глубоко и детально представлены другими авторами. Однако моя задача заключается в том, чтобы разбудить в читателе более трепетное от­ношение к вечере Господней и побудить воспользо­ваться ее благословениями. Мне хочется, чтобы даже те, кто не знаком с этой темой, были способны по­нять книгу, потому что в причастии есть открытый для всех нас духовный источник, и Господь хочет, чтобы мы пользовались им сполна.

Как христиане, стремящиеся познавать Бога и жаждущие для своих стран пробуждения и большего прорыва в проповеди Евангелия, мы не можем поз­волить себе поверхностное отношение к тому насле­дию, которое нам дал Господь. Напротив, нам нужно углубляться во все доступные для нас аспекты хрис­тианской жизни.

Упсала, Швеция, январь 2006

Глава 1

 

ИСТОКИ ПРИЧАСТИЯ

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благо­дарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих излива­емая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего. И воспев пошли на гору Елеонскую» (Мат. 26: 26-30).

Именно здесь и было учреждено таинство причас­тия. Иисус находится в верхней комнате; Он знает, что Его предали и вскоре арестуют, будут пытать и распнут, казнят со всей жестокостью, как грешника. Мы можем лишь представить, какие чувства терзали Иисуса, и каким драматичным был, вероятно, этот судьбоносный для Него вечер в Иерусалиме. Вокруг Иисуса собралась группа учеников-иудеев. Многого из того, что происходит, они не понимают, хотя горячо Его любят и следуют за Ним уже три с полови­ной года. Интуитивно они знают, что в этот момент происходит нечто важное, нечто потрясающее, что будет иметь огромное значение для всех них. Но, ко­нечно, ученики и представить себе не могут, что их последняя вечеря с Иисусом в этот великий четверг станет примером и центральным аспектом христи­анства для миллионов и миллионов последователей Христа, которые, восхваляя Бога, совершают это та­инство до сего дня.

Иисус не действует здесь в духовной пустоте: Он крепко утвержден в иудейской вере с ее различны­ми празднествами. Это пасхальная неделя, и Иисус, Который «подчинился закону» (Гал. 4: 4), празднует Пасху традиционным образом. Он исполняет все, чему учит посвященных иудеев Ветхий Завет, хотя и с нетерпением ожидает всех благословений Ново­го Завета, который вот-вот вступит в силу. Пришло время умереть – Его кровь прольется ради проще­ния грехов многих людей.

Пасха является самым важным из иудейских праздников. Сам Господь повелел евреям ежегод­но из поколения в поколение праздновать этот день, всегда вспоминая, как Он вывел Свой народ из Египта (см. Исх. 12: 14). Эту ночь, непохожую на все остальные, следовало встречать с пасхальным ягненком, пресным хлебом и горькими травами – все это должно напоминать, как кровь пасхального агнца защитила Божий народ и Бог чудесным обра­зом вывел его из Египта, земли рабства. Пасхальной трапезой они праздновали победу над врагом, сво­боду от рабства и будущие благословения в земле обетованной. И по сей день евреи празднуют Пасху с пресным хлебом, ягненком и горькими травами. Даже в наши дни в Пасху малое дитя спрашивает со­гласно традиции: «Чем эта ночь отличается от всех остальных?».

С древнейших времен пища была частью заве­та между Богом и Его народом. Аврам и Мелхиседек разделили хлеб и вино, когда Мелхиседек благо­словил Аврама (см. Быт. 14: 18). С израильтянами, вышедшими из Египта, Бог заключил завет на горе Хорив. Там, после того как Моисей окропил кровью тельцов жертвенник, книгу завета и народ, старей­шины могли предстать пред Господом, видеть Его сидящим на престоле и есть в Его присутствии (см. Исх. 24: 8-11). Все это осталось живым для еврейского народа. Они читали об этом в законе, пели об этом по книге Псалмов и ежегодно праздновали пред Гос­подом в Иерусалиме.

Именно этой традиции следовал Иисус в ночь, когда Его предали. После вечери Он пел особые гим­ны из Псалмов, которые были связаны с Пасхой (Пс. 115-118). Они назывались «Песней хвалы» и пелись в благодарность за пять великих благословений:

1) ис­ход из Египта;

2) прохождение через Красное море;

3) получение закона;

4) воскресение из мертвых и

5) приход Мессии.

Итак, Иисус и Его ученики не начинают петь спонтанно: они следуют традиции, которая веками сопровождала празднование Пасхи. Однако теперь Пасха имеет даже более глубокое значение, так как здесь находится пасхальный агнец, Агнец Божий, ко­торый берет на себя грехи мира.

После вознесения Иисуса и дня Пятидесятницы, когда родилась и начала расти христианская церковь, празднование этой новой трапезы заняло централь­ное место в жизни Церкви. Это было абсолютно естественно, потому что в начале Церковь полностью состояла из иудеев, и в святом причастии они видели завершение исхода из Египта, которое произошло, когда совершенный жертвенный агнец, пасхальный агнец, Иисус, принес Себя в жертву за грехи всего мира (см. 1 Кор. 5: 7). Исход из Египта – из мира – совершается именно благодаря спасению через Него. Таким образом, факт искупления праздновался сно­ва и снова и благодаря причастию преподносился верующим в доступной форме.

В книге Деяния (2: 42) говорится: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и пре­ломлении хлеба и в молитвах». И далее в 46-м стихе: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в весе­лии и простоте сердца». Здесь мы видим, что хлебопреломление было одним из четырех составляющих жизни ранней Церкви.

Первой составляющей были доктрины и учение апостолов. Иисус дал апостолам власть учить и проповедовать о том, чему Он учил. Для верующих первой Церкви было важно посвятить себя учению апостолов. Учение апостолов также стало основой и сутью нашего Нового Завета, хотя прошло несколько сотен лет, прежде чем оно было объединено в канон, который мы имеем сегодня. Особенно когда дело ка­салось гностицизма и других еретических учений, всегда делались ссылки на апостолов, их учение и тех, кто стал их законными преемниками через возложение рук.

Апостольское учение основывалось как на зако­не, пророках и Писании, так и на формирующемся Новом Завете. Людям было хорошо знакомо Писа­ние, которое ежедневно читали в синагогах, – и мы видим, что и Иисус, и Павел в основу своей пропо­веди брали тексты, которые должны были читаться в день, когда они были там (см. Лук. 4: 16-21; Деян. 13: 15-16).

Второй составляющей было общение. Вера в пер­вой Церкви была не только личной, но и общей для всех. Верующие держались вместе и черпали силы из своего общения. Они знали, что они – одно тело. С самого начала единство имело большое значение. Христиане были одним телом и не могли даже пред­ставить разделения на несколько «церквей и дено­минаций». Павел говорил об этом постоянно, на­пример, в Первом послании к Коринфянам (12: 13-27) и Послании к Ефесянам (4: 1-16), когда возникла угроза споров. То есть вера была глубоко личной, но не высокомерно-индивидуальной, когда каждый попросту занят своим делом независимо от всех остальных.

Третьей составляющей было преломление хлеба. Это не было незначительным, безынтересным и поч­ти ненужным ритуальчиком, каким его, к несчастью, считают некоторые современные христиане. Напро­тив, хлебопреломлению отводилась настолько важ­ная роль, что его совершали часто, даже каждый день (см. Деян. 2: 46). Первые христианские документы, написанные одновременно с Новым Заветом или вскоре после, ясно говорят о том, какую важную, даже ведущую роль играло причастие. Абсолютно неверно мнение, что эта традиция зародилась много позже. Совсем наоборот, причастие с самого начала играло одну из главных ролей. К вопросу о том, по­чему это так, мы вернемся позже.

Четвертой составляющей была молитва. Мо­литься можно было своими словами, но и не толь­ко. Для апостолов совершенно естественно было мо­литься теми молитвами, которые читали в синагоге и храме. Молитвы читались трижды в день. В книге Деяния (3: 1) мы видим: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (курсив автора. – Прим. перев.). Эти молитвы были давно регламенти­рованы в отношении того, когда и о чем молиться. Большинство из них были взяты из книги Псалмов. Они назывались «молитвами по времени», потому что совершались в определенное время в течение дня. Петр, Иоанн и Павел не видели противоречий между самопроизвольными молитвами и написанными, заученными молитвами. Они бы не поняли наших возражений против подобных молитв, пото­му что все это было неотъемлемой частью иудейско­го служения. Для них было абсолютно естественно ссылаться на тех, кто жил прежде, на своих праотцов. В их понимании свобода Духа и регламентированное служение существовали бок о бок, не конфликтуя друг с другом. Одно не исключало другое. Также и невозможно было представить одно без другого. Они молились и своими словами, и словами из Писания. Книга Псалмов была иудейским молитвословом и, вполне естественно, стала молитвословом молодой Церкви, оставаясь им на протяжении двух тысяч лет. В наши дни вновь вспыхнул интерес к тому, чтобы молиться так, как всегда молились верующие со вре­мен апостолов.

За долгую историю церкви люди впадали в раз­личные крайности. Сейчас мы, вероятно, живем в то время, когда верующие преуменьшают значение причастия. В восемнадцатом веке, в эпоху Просвещения, люди стали свысока относиться к библей­скому учению о сверхъестественной жизни с Богом. Чудеса и знамения были отвергнуты, и благодаря та­кому рационалистическому подходу христиане ста­ли утрачивать понимание причастия и его глубокой сути. Отвернувшись от всего сверхъестественного, они не могли видеть ничего сверхъестественного и в причастии, поэтому оно опустилось до уровня прос­той трапезы воспоминания. Хотя причастие и есть трапеза воспоминания, но в нем скрыт гораздо более глубокий смысл. В те дни во время хлебопреломления люди просто сидели, вкушали хлеб и вино, вспо­миная о том, что случилось много лет назад. Они не считали, что это нужно делать слишком часто, и по­тому причастие совершалось все реже и реже. Такое наследие пробралось в церкви времен пробуждения и остается с нами и по сей день. В результате нас мед­ленно, но верно лишили духовного оружия.

Вместо того чтобы черпать силу из четырех со­ставляющих, о которых говорится книге Деяния (2: 42), как это делала ранняя Церковь, христиане ста­ли противопоставлять одно другому. Чтение Библии противопоставляется причастию. Личная молитва противопоставляется общей. Личное хождение с Бо­гом противопоставляется общению между верую­щими. Утратилось понимание того, что нам нужны все эти вещи. Христиан, испытавших в жизни огонь пробуждения, жаждущих любить Иисуса, следовать за Ним и жить согласно Библии, часто презирали. Они пережили изменяющее жизнь покаяние и по-настоящему встретились с Иисусом, но зачастую их ждали холодность и непонимание со стороны гос­подствующей Церкви. В ответ легко было отвернуть­ся от того, что им казалось жесткой, обезличенной и поверхностной религиозностью, которая не меняет жизнь человека. Испытывая давление и будучи ок­ружены критикой, они зачастую теряли понимание важности причастия и его способности нести духов­ную жизнь. В истории пробуждений часто имела мес­то ненужная поляризация, когда людям приходилось выбирать либо одно, либо другое. Истина заключа­ется в том, что нам нужно и то, и другое.

Истинное пробуждение восстанавливает Тело Христа. Это гораздо важнее привлечения внимания к одной или нескольким духовным истинам – нам нужно вернуть все наше наследие.

 

Глава 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.