Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмитенты на рынке ценных бумаг






 

Эмитент с экономической точки зрения является потребителем особых товаров и услуг на рынке ценных бумаг. Именно он прежде всего определяет потребность и спрос на рынке капиталов, в том числе и на рынке ценных бумаг. В конце концов основное предназначение рынка ценных бумаг состоит в создании условий и предоставлении возможностей предпринимателям, коммерческим организациям, государству, государственным и муниципальным образованиям в получении необходимого капитала для развития производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

Эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими (ст.2 Закона о рынке ценных бумаг).

Закон о рынке ценных бумаг регулирует прежде всего отношения по выпуску и обращению эмиссионных ценных бумаг. Поэтому приведенное определение дает понятие эмитента в узком смысле. Оно не раскрывает всей сущности, в том числе экономической, эмитента как участника отношений на рынке ценных бумаг. В определение, раскрывающее понятие эмитента в широком смысле, следует включить и граждан-предпринимателей, а также государство, государственные и муниципальные образования. Следует иметь в виду, что именно государство, государственные и муниципальные образования с экономической точки зрения являются участниками отношений на рынке ценных бумаг, а не органы исполнительной власти или муниципальные органы. Последние лишь выступают от их имени, однако сами не могут рассматриваться в качестве собственно эмитентов, т.е. тех участников рынка, которые имеют потребность в капитале и несут ответственность, установленную законом*(546).

Некоторая нечеткость определения, данного в Законе, проявляется также и в том, что не учитывается наличие статуса юридического лица у органов исполнительной власти и муниципальных органов, созданных в форме учреждения, т.е. некоммерческой организации, не являющейся собственником находящегося у нее имущества.

Учитывая, что основную роль на рынке ценных бумаг играют эмитенты, выпускающие эмиссионные ценные бумаги, в дальнейшем именно их статус и отношения с их участием станут предметом рассмотрения.

Существует множество классификаций эмитентов, имеющих в своей основе как экономические, так и юридические основания. Однако ввиду ограниченности объема данного учебника остановимся прежде всего на правовых основаниях классификации эмитентов.

Главный классификационный критерий заложен в самом определении эмитента, содержащемся в Законе о рынке ценных бумаг. Основанием выделения той или иной группы эмитентов является их принадлежность к тому или иному виду лиц, закрепленному в подразделе 2 раздела I ГК РФ " Лица". Гражданский кодекс выделяет три вида лиц: физические лица, юридические лица и публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования).

Физические лица, не являющиеся предпринимателями, не могут выпускать эмиссионные ценные бумаги, что не исключает возможности их выступления в качестве лиц, выпускающих иные виды ценных бумаг. Закон о рынке ценных бумаг не предусматривает также возможности выступать в качестве эмитента эмиссионных ценных бумаг гражданина-предпринимателя.

Юридические лица могут выпускать эмиссионные ценные бумаги, но существует множество особенностей для каждого вида юридических лиц, что позволяет, в свою очередь, классифицировать юридических лиц-эмитентов по критерию, основанному на их принадлежности к той или иной организационно-правовой форме. Так, некоторые виды ценных бумаг выпускаются только юридическими лицами, созданными в определенных организационно-правовых формах (например, акции могут выпускаться только акционерными обществами) либо осуществляющими такие виды деятельности, для которых требуется специальное разрешение (лицензия). Что же касается Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, то для них Закон о рынке ценных бумаг предполагает установление особых правил эмиссии и обращения соответствующих ценных бумаг. Несмотря на то что в Законе о рынке ценных бумаг говорится о регулировании отношений, " возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента" (ст.1), в дальнейшем содержится норма, отсылающая к специальным законам, которые должны регулировать " процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, условия их размещения и обращения" (ст.19).

Подобный подход законодателя вполне оправдан, поскольку государство - это особый субъект права, выступающий, с одной стороны, на равных в гражданско-правовых отношениях с иными субъектами, а с другой - обладающий властными полномочиями. Указанное замечание касается также в значительной мере и различных публично-правовых и муниципальных образований. Федеральный закон " Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" четко ограничивает, например, права субъектов РФ. Он устанавливает также определенные ограничения на размер эмиссии ценных бумаг, определяет случаи, при которых возможен выпуск государственных (но не муниципальных) ценных бумаг, выраженных в валюте, особенности принятия условий эмиссии ценных бумаг, регистрации выпусков государственных и муниципальных ценных бумаг и другие не менее важные особенности.

Эмитентов - юридических лиц можно классифицировать, используя в качестве основания вид их деятельности. Так, Закон об АО подчеркивает, что " особенности создания и правового положения акционерных обществ в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами" (п.3 ст.1).

Особенности правового регулирования деятельности названных эмитентов относятся и к эмиссии этими обществами ценных бумаг. Так, ЦБ РФ 17 сентября 1996 г. издал Инструкцию N 8 " О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации" *(547), где устанавливается, к примеру, особый порядок оплаты акций и облигаций кредитных организаций.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций (ст.44 Закона о Банке России).

Акционерные общества в сфере инвестиционной деятельности в основном были представлены чековыми инвестиционными фондами, которые образовывались исключительно в форме акционерных обществ открытого типа.

Порядок эмиссии, например, акций при учреждении коммерческих организаций отличается от порядка эмиссии акций при реорганизации акционерного общества, выпуске дополнительных акций. Правовой статус эмитента в зависимости от того, на какой стадии существования и деятельности акционерного общества осуществляется эмиссия, определяется действующим законодательством (см., например: постановление ФКЦБ от 3 июля 2002 г., утвердившее Стандарты эмиссии акций, размещаемых при учреждении акционерных обществ, и их проспектов эмиссии*(548); постановление ФКЦБ от 12 февраля 1997 г. N 8, которое утвердило Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций)*(549). Так, при размещении ценных бумаг в процессе реорганизации коммерческих организаций существуют особенности принятия решения о выпуске ценных бумаг.

Возможна и классификация эмитентов по признаку места их нахождения. Иностранный эмитент, который преследует цель осуществить первичное размещение на российском фондовом рынке своих ценных бумаг или добиться обращения на российском рынке своих ценных бумаг, обязан зарегистрировать проспект эмиссии этих ценных бумаг в федеральном органе исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Эмитент - тот субъект рынка ценных бумаг, который присутствует на нем постоянно. Он не исчезает после проведения эмиссии и размещения ценных бумаг. Эмитент имеет не только права, но и несет обязанности. Правам эмитента корреспондируют обязанности, например, государственных органов на стадии выпуска ценных бумаг по проверке соответствия действий эмитента законодательству РФ, а обязанностям - права инвесторов, возникающие у них после проведения размещения ценных бумаг.

Процесс эмиссии - один из основных этапов в деятельности эмитента. С точки зрения права эмиссия представляет собой совокупность действий, направленных на достижение поставленных эмитентом целей по обеспечению необходимыми ресурсами его деятельности.

Наиболее детально законодатель урегулировал процесс эмиссии акций в акционерном обществе, именно поэтому представляется целесообразным в следующем параграфе прежде всего рассмотреть основные вопросы, касающиеся правового регулирования возникающих при этом отношений. Однако необходимо иметь в виду, что в действующих нормативных актах детально урегулирован также порядок эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии (см.: Стандарты эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденные постановлением ФКЦБ от 19 октября 2001 г. N 27*(550)).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.