Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод социометрических измерений






Смысл социометрического метода заключается в выборе из членов группы партнеров для совместной деятельности в заданных условиях. Осуществляемый выбор показывает, кому из членов группы отдается предпочтение и отмечается ли при этом взаимность. Статистический анализ данных позволяет выявить некоторые количественные характеристики, такие как: взаимность выбора, устойчивость межличностных отношений, степень удовлетворенности каждого ученикаи класса в целом.

Проведение социометрического исследования:

1. Определение критерия выбора. В зависимости от задачи студент определяет критерии для оценки межличностных связей. Критерии выбора – вопросы о желании человека совместно с кем-либо участвовать в совместной деятельности. Часто успех изучения взаимоотношений зависит от правильногоподбора этих критериев. Различаются сильные (общие) и слабые (специфические) критерии выбора. Чем важнее для человека деятельность, длякоторой производится выбор партнера, чем более длительное и тесное общениепредполагает она, тем сильнее критерий выбора. Так, для ученика вопрос «С кем ты хочешь сидеть за одной партой?» несравненно более значим, чем вопрос «С кем ты хочешь пойти сегодня в кино?». Следовательно, первый вопрос – это сильный критерий, а второй – слабый. В исследовании должны сочетаться вопросы разных типов.

Кроме того, студент должен раскрыть мотивы выбора партнера для совместной деятельности. Для этого необходимо попросить обосновать свой выбор (устно – при индивидуальной форме проведения исследования и письменно – при групповой).

2. Число выборов. Все участники исследования должны назвать одинаковое количество партнеров. Определение количества выборов зависит от возраста испытуемых. Обычно вполне достаточно трех выборов.

3. Форма проведения. Можно применять групповые и индивидуальные формы исследования. Это зависит, прежде всего, от возраста испытуемых. Начиная с третьего класса допустима групповая форма проведения исследования.

4. Процедура проведения. При групповой форме проведения исследования (начиная с 3-го. класса общеобразовательной школы) испытуемым раздаются листы бумаги и предлагается подписать свой листок. Студент зачитывает вопрос и предлагает написать на листке фамилии выбранных одноклассников, рядом с каждой из которых необходимо отметить мотив выбора. При индивидуальной форме проведения исследования (в 1 и 2 классах общеобразовательной школы) студент должен провести беседу с каждым учеником класса, в которой он выясняет фамилии выбранных одноклассников и мотивы их выбора.

5. Обработка полученных данных. Данный метод может принести пользу лишь тогда, когда результаты представлены в виде таблиц и чертежей.

Составление социометрической матрицы. Для составления матрицы следует расположить фамилии всех испытуемых по алфавиту и присвоить каждому порядковый номер. По вертикали располагаются те, кто выбирают партнера для совместной деятельности, по горизонтали располагаются те, кого выбирают. Таким образом, получается таблица, в которую необходимо занести данные исследования. Ниже помещена примерная матрица, на которой удобно проиллюстрировать принципы ее использования. После заполнения матрицы, необходимо выявить взаимные выборы, которые в матрице обозначаются кружком, затем подсчитать сумму полученных выборов каждым испытуемым (по вертикали) и сумму взаимных выборов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.