Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие особенности культуры ислама






Исламская культура отличается консерватизмом и высокими требованиями морального характера. Однако, как показывает практика, консерватизм в следовании традициям отнюдь не мешает исламскому обществу стремиться к новшествам в области техники, медицины, вооружений. Например, авиакомпании ряда арабских стран оснащены самыми передовыми моделями самолётов и средствами их обслуживания. Для своих больниц правительство арабских стран приобретает современное оборудование, эффективные медикаменты. Тем не менее, чтобы жить в исламской стране, конструктивно выстраивать коммуникации с мусульманами, надо понимать и уважать обычаи и нормы мусульманской веры. То, что допускается в Западной Европе, на Востоке жёстко пресекается как обществом, так и государством. В светском мире Западной Европы часто забывается о том, что жизнь в любой культуре достаточно сложна, наполнена негласными правилами, церемониями, невыполнение которых может сорвать и деловые переговоры на межгосударственном уровне, и расстроить дружеские отношения между частными лицами. Так, не следует протягивать мусульманину какую-либо вещь левой рукой – это знак пренебрежения. Это, конечно, деталь, но именно от таких, казалось бы, незначительных деталей во многом зависит успех в общении между людьми. В целом можно выделить следующие черты культуры ислама:

— Строгое следование догматам веры. Ряд догматов ислама в мусульманских государствах носят правовой характер и являются обязательными.

— Абсолютная вера в Аллаха как единого Бога.

— Принятие концепции линейного времени.

— Господство мужчины как в социально-политической жизни общества, так и в духовной. Последняя выражается в восприятии мужчиной женщины как средства утверждения своего достоинства. Даже в представлениях о рае преобладают интересы мужчин. Вместе с тем мужчина имеет и обязанности перед женщиной. Эти обязанности, также как и права женщины, прописаны в четвёртой суре «Женщины». Мужчина, согласно Корану, может иметь до четырёх жён, а также невольниц, количество которых в Коране не прописано. «Если боитесь, что будете несправедливы к ним [жёнам] в разделе, то берите себе одну жену или невольниц, которыми владеет ваша десница» (4 сура, 3 аят). В пятнадцатом аяте указано, что женщин, уличённых в прелюбодеянии, запереть «в домах ваших, пока не примет их смерть». В то же время в следующем шестнадцатом аяте пишется, что мужчин, уличённых в содомии, следует бранить и бить, а если те исправятся, то Аллах их простит. Здесь очевидны различные подходы к наказанию женщины и наказанию мужчины.

— Принцип неприкосновенности частной собственности основан на убеждении, что вся собственность дана человеку Аллахом.

— Сохранение некоторых принципов родоплеменных отношений. Здесь важно отметить, что во время жизни пророка Мухаммада родовые законы на Аравийском полуострове были особенно сильны, и многие из них препятствовали развитию общества. Например, в доисламском обществе арабских племён в голодные времена новорождённых девочек часто закапывали в песок. В Коране же это запрещено. Также Мухаммад упорядочил право кровной мести. Если до принятия ислама кровная месть в арабских племенах носила неограниченный характер, то в Коране прописывается ветхозаветный принцип талиона («око за око»), но при этом отмечается, что милосердие Аллаха будет к тем, кто сможет простить своего ближнего. Обращает на себя внимание и то, что в Коране содержатся нормы правового характера. Например, в девяносто втором аяте четвёртой суры указывается на то, что если правоверный убил по ошибке другого правоверного, то семье убитого он должен вручить штраф и отпустить на волю верующего раба, а если раба нет, то два месяца соблюдать пост. В данном случае происходит смешение религиозных норм с государственным правом, т. е. с земным судопроизводством.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.