Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 14: Протестантизм и англиканство






 

Зарождение протестантизма и основы его вероучения

Традиционно считается, что протестантизм сложился в начале XVI столетия в Германии. Однако в действительности основы протестантизма были выработаны ещё в XIV веке в Англии. В Англии, раздираемой внутренними смутами, кровавыми гражданскими войнами, среди священнослужителей нашлись люди, выступавшие против того, чтобы духовные лица принимали участие в политической жизни. Руководствуясь такого рода умозаключением, эти священники считали необходимым сконцентрировать своё внимание на аскетической практике, при этом они провозгласили отказ от материальных богатств и, стало быть, от функций, определяемых политической ситуацией в стране. В XIV столетии среди английского духовенства формируется движение лоллардов, выступавших за социальное равенство и обличавших феодальное устройство, как одну из форм рабовладения. Один из известных священников-лоллардов Джон Болл задавал вопрос: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?». Лолларды, стремясь решить мирские задачи, стали в оппозицию официальной Католической церкви, которая, активно участвуя в политической жизни Англии, их осудила. Тем не менее авторитет лоллардов среди крестьянства и части ремесленников был очень высоким, их идеи в народе находили живой отклик и в конечном итоге стали одной из основ для начала крестьянского восстания под предводительством Уота Тайлера (1381 год). Это восстание было жестоко подавлено и только лишь увеличило количество жертв, принесённых во имя интересов королевской власти. Сам Уот Тайлер был убит ножом в спину во время переговоров с мэром Лондона. Многие лолларды, например Джон Болл, были казнены.

В этот же период в Англии действовал другой проповедник – Джон Уинклиф (1320-1384). Уинклиф читал лекции в Оксфорде, в которых постулировал то, что неправедное поведение человека должно стать причиной для лишения права собственности, иначе говоря, если индивид ведёт аморальный образ жизни, то он не имеет права на излишние материальные блага. При этом право на владение крупными земельными участками может иметь человек, обладающий личным благочестием. Более того, Уинклиф настаивал на том, что священнослужителям следует отказаться от собственности, поскольку она провоцирует алчность и отвлекает от духовного смысла христианского вероучения. Также он не признавал учения о чистилище и жёстко критиковал практику индульгенций. Самым же главным в его учении была идея того, что человек способен к богообщению без посредников, то есть без священнослужителей. Отсюда Уинклиф не признавал многие таинства Католической церкви. Также Уинклиф требовал перевода Библии на национальный язык. Сам же он первым попытался перевести Библию на среднеанглийский язык. Его идеи были осуждены Католической церковью, а сам он признан еретиком.

Многие идеи, сложившиеся в среде английских лоллардов, активно обсуждались в столицах разных европейских государств. Обычно центрами таких обсуждений были университеты. Так, в XV веке в пражском университете священник Ян Гус стал активно проповедовать принципы социального равенства, а также принципы аскетической жизни священнослужителей. Идеи Яна Гуса спровоцировали народное восстание и, так называемые, гуситские войны. Сам Ян Гус в 1415 году был осуждён как еретик и сожжён, а восстание было жестоко подавлено.

Джон Уинклиф, Ян Гус и ряд других духовных лиц проповедовали идеи, которые впоследствии лягут в основу протестантского вероучения. Однако на тот период времени позиции Католической церкви были сильны, ибо она, располагая большими материальными ресурсами, оказывая сильное влияние на королей и используя их ресурсы, в том числе военные, жёстко подавляла инакомыслие. Тем не менее такое положение дел не могло долго продолжаться, и в конечном итоге идеи реформирования Католической церкви переросли в стремление от неё отделиться через создание нового вероучения, которое могло бы быть истинно христианским.

Формально протестантизм сложился в 1517 году, когда немецкий священнослужитель Мартин Лютер официально обнародовал тезисы, легшие в основу протестантского вероучения. Слово протестантизм происходит от слова протест против католицизма, с которым выступили немецкие дворяне в 1522 г. Также понятие протестантизма может происходить от латинского слова protestomoза Библию. В данной этимологии подчёркивается то, что протестанты выступают за веру, основанную только на Библии. Протестанты не признают решений Вселенских Соборов, считая, что они есть производные не от Бога, а от человеческого ума, а потому не могут составлять догматики Церкви. Также протестанты не признают апокрифов.

Протестанты не признают власть папы Римского, считают, что человек и без священнослужителей Церкви способен к богообщению на уровне таинств. Вместе с тем протестантизм неоднороден. Центральной власти в протестантизме нет, многие протестанты толкуют отдельные библейские сюжеты совершенно по-разному, так что неудивительно то, что внутри протестантизма существуют десятки направлений, в каждом из которых может быть своё понимание того или иного догмата. Основные догматы и принципы протестантизма следующие:

1. В протестантизме считается, что единственным посредником между Богом и человеком является Христос, а спасение человеческой души возможно только через веру во Христа. Вера же в Бога даёт спасение безотносительно характера поступков человека. На основе этого догмата сформировалась установка, согласно которой жизнь и вопрос спасения человека предопределены, то есть считается, что Бог предопределил жизнь человека, включая его возможность попасть в рай или в ад. Если человек твёрдо верит в Бога, то жизнь его Бог предопределит ко спасению. Внешним свидетельством того, что Бог избрал человека для пребывания в раю, является экономический успех. Этот догмат вызывает очень много споров, в том числе и среди самих протестантов, поскольку он не оставляет места для человеческой активности, для свободы выбора. Тем не менее этот же догмат посодействовал бурному экономическому развитию тех стран, где протестантизм утвердился, например Германии. Действительно, ещё в XVII веке немецкие земли были экономически бедными, однако постепенно экономика немецких городов стала одной из наиболее сильных, что в результате послужило одной из серьёзных предпосылок к объединению и бурному экономическому развитию Германии как единого государства. Обратим внимание на такую немаловажную деталь: если католик или православный работает, чтобы обеспечить себе и своей семье нормальный достаток для безбедной жизни, то протестант стремится к накоплению капиталов, которые могли бы служить внешним указанием на то, что Бог его избрал для спасения. Эта установка стала важным стимулом для развития капитализма.

2. Утверждение Библии в качестве единственного авторитетного источника (sola Scriptura). Протестанты в качестве основы христианского вероучения признают только Библию. Примечательно то, что первые поселения протестантов в Новом Свете в качестве основы для правового регулирования межчеловеческих отношений обычно обращались к Библии, в частности – к Торе.

3. Для протестантизма также свойственна идея переводов Библии на национальные языки. В принципе и в XV веке в Испании Библию переводили на каталонский язык, но эти переводы предназначались для внутрицерковного пользования. В протестантизме же было решено переводить Библию для массового пользования. С одной стороны, это давало большое преимущество для распространения христианства; но, с другой стороны, такой лёгкий доступ людей к Священному Писанию, в общем-то, не знавших основ богословия, приводил к вольным, часто в корне ошибочным интерпретациям священных текстов Библии, а это, в свою очередь, служило основой для возникновения множества сект.

4. Протестантизм также не признаёт монашества, что во многом связано с противостоянием католицизму, где все священнослужители являются монахами и представляют монашеские ордена, подчинённые Понтифику.

Многие принципы и догматы протестантской церкви горячо обсуждались внутри самого протестантизма. Так в силу разных подходов к пониманию догмата о предопределении были выработаны различные богословские позиции, касательно этого вопроса. Так, в начале XVII века сложилось арминианство. Арминианство – это религиозное течение, возникшее в Голландии как реакция на крайности кальвинизма, прежде всего, относительно догмата о предопределении. Основатель арминианства – голландец Якоб Арминий. В данном протестантском направлении считается, что человек призван содействовать Богу в деле добра. В 1610 г. были изложены основные принципы арминианства, а именно: 1. Божественное предопределение зависит от желания человека содействовать замыслу Бога или не содействовать Богу в деле добра. 2. Христос умер за всех людей, а не только за тех, кто предизбран к спасению. Также в арминианстве постулируется принцип религиозной терпимости.

 

Основные протестантские деноминации

Как уже было отмечено, протестантизм неоднороден. Внутри протестантизма существует множество деноминаций, таких как лютеранство, кальвинизм, баптизм, квакеры, арминианство и др. Рассмотрим некоторые из протестантских деноминаций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.