Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство в Древнем Шумере






Следует обратить внимание на то, что в шумерской культуре существовала, или, согласно другой точки зрения, именно в ней, по всей вероятности, впервые зародилась теория музыки. При раскопках города Ур археологи обнаружили «учебники» по пению. Надо отметить, что они были востребованы в жизни общества, тем более, что умение петь и управлять хором входило в обязанности писцов. Однако сейчас очень трудно судить о том, какое в шумерских городах было пение по смыслу и по звучанию. В 1967 году, при раскопках города Угарита, была найдена табличка с текстом религиозного гимна. Эту находку датируют XV веком до н. э. Слова гимна написаны на хурритском языке, а ноты – на аккадском. Расшифровку и перевод делали специалисты из Бельгии, Чехии, Великобритании и США. В итоге, получилось четыре совершенно разных произведения. Судя по всему, тексты музыкального исполнения в Междуречье представляли собой лишь примерный план-конспект, а их истинное полное звучание было понятным только непосредственному исполнителю.

Шумеры оставили многие изобретения для последующих культур. Так, шумеры изобрели колесо, начали обжигать кирпичи, применяли литьё металла, выделили в круге 360 градусов.

Из литературных памятников цивилизации Древнего Шумера самым известным является «Эпос о Гильгамеше». В нём сообщается не только о жизни конкретного человека, но частично и об истории человечества в целом. Так, в шумерском эпосе о Гильгамеше, написанном на аккадском языке, потоп описан относительно подробно. Согласно данному эпосу бог Эа предупредил благочестивого человека Утнапишти о грозящем бедствии:

Слушай, хижина! Стенка, запомни!

Шуруппакиец, сын Убар-Туту,

Снеси жилище, построй корабль…

Богатство презри, спасай свою душу!

На свой корабль, который ты построишь,

Очертаньем да будет четырехуголен,

Равны да будут ширина и длиною,

Как океан, покрой его кровлей!

Утнапишти построил корабль, разместил на нём имеющуюся у него всю живую тварь, поднял на корабль всю семью и род, всех мастеров, скот степной и зверьё. Потом Утнапишти взошел на корабль, и засмолили его двери.

Едва занялось сияние утра,

С основанья небес встала черная туча…

Что было светлым,

во тьму обратилось…

Первый день бушует южный ветер,

Быстро налетел, затопляя горы…

Ходит ветер шесть дней, семь ночей, потоп, буря покрывает землю.

При наступлении дня седьмого

Буря с потопом войну прекратили..

Я открыл отдушину - тишь настала,

И все человечество стало глиной!..

Стал высматривать берег

в открытом море -

В двенадцати поприщах

поднялся остров.

У горы Ницир корабль остановился…

При наступлении дня седьмого

Вынес голубя я;

Отправившись, голубь назад вернулся:

Места не нашел, прилетел обратно.

Вынес ласточку и отпустил я;

Отправившись, ласточка

назад вернулась:

Места не нашла, прилетела обратно.

Вынес ворона и отпустил я;

Ворон же, отправившись,

спад воды увидел,

Не вернулся: каркает, ест и гадит.

Я вышел, на четыре стороны света

принес я жертву…

Боги почуяли добрый запах,

Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву…

Поднялся Энлиль, взошел на корабль,

Взял меня за руку, вывел наружу,

На колени поставил жену мою рядом,

К нашим лбам прикоснулся,

Встал между нами, благословил нас…

 

Позднее были найдены и более ранние версии месопотамского предания о потопе, включая старовавилонскую и даже шумерскую.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989.

2. Драчук В. Дорогами тысячелетий / В. Драчук. – Смоленск: «Русич», 2001.

3. Емельянов, В.В. Ритуал в Древней Месопотамии / В.В. Емельянов. – СПб:, Азбука-Классик, Петербургское Востоковедение, 2003.

4. Замаровский Войтех. Путешествие к семи чудесам света / Войтех Замаровский. – М.: Детская литература, 1980.

5. Крамер С.Н. История начинается в Шумере / С.Н. Крамер. – М.: Наука, 1991.

6. Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). – М.: «Советская Энциклопедия». 1987.

7. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия: Портрет погибшей цивилизации / А. Оппенхейм. – М.: Наука, 1990.

8. Шумов С.А. Ирак: история, народ, культура / С.А. Шумов. – М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.

9. Пиотровский Б.Б. История и культура Урарту. СПб.: Издательство – Филологический факультет СПбГУ, 2011.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. В чём специфика законов Хаммурапи?

2. Почему царь Саргон не стал выбирать столицу из уже существовавших городов, а построил в качестве столицы новый город?

3. Почему Шумеро-Аккадское царство не смогло сохранить длительное единство?

4. Как вы охарактеризуйте «Эпос о Гильгамеше» с антропологических, религиозных позиций?

5. В чём культурная значимость «Эпоса о Гильгамеше»?

6. Что общего между шумерскими и египетскими молитвами?

7. Как вы охарактеризуете правовое положение женщины в Шумере и Вавилоне?

8. Почему в государствах Междуречья вопрос о расторжении брака решался в судебном порядке?

9. Почему слово человек у шумеров обозначалось понятием смешанный (лу-лу)?

10. Почему шумерская религия характеризовалась высокой чувственностью?

11. Влияет ли, по вашему мнению, наследие культуры Древнего Шумера на жизнь современных государств Междуречья, таких как Ирак и Иран?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.