Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 9.






ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (2-ая половина 15 – начало 16 в.)

1. Иван III и завершение объединения земель.

2. Освобождение от ордынской зависимости.

3. Государственность и управление.

4. Тенденции социально-экономического развития.

5. Концепция «Москва – Третий Рим».

-------------------------------------------------------

1. Во второй четверти XV в. процесс объединения принял необратимый характер. Великий князь Иван III (1462—1505) полностью подчинил Ярославское княжество, ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества, в 1478 г. присоединил Новгород, в 1485 г. — Тверь. Подавление двух феодальных центров — Новгорода и Твери, — длительное время соперничавших с Москвой, было решающим шагом в объединении русских земель вокруг Москвы. В 1489 г. войско московского князя подчинило Вятку. Так в основном завершилось формирование территории государства, что наполнило реальным содержанием используемый московском князем титул — государь всея Руси. В 1475 г. Иван III женится на дочери последнего византийского императора Софье Палеолог, что повышает международный авторитет Московской Руси. На Руси появляется новый герб – двуглавый орёл – символ межконтинентального геополитического положения России. Ранее считалось, что герб пришёл из Византии, однако, последние данные подтверждают его западноевропейское происхождение.

В результате войн с Литвой и перехода на московскую службу со своими землями русских православных князей из Литвы Ивану III удалось еще больше расширить свои владения. В составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки (Воротынское, Одоевское и др.), и Чернигово-Северские земли.

Так Москва собрала под своей властью большую часть земель бывшей Киевской Руси.

2. Одним из главных завоеваний Ивана III становится полное освобождение от ордынского ига. В 1480 г. хан Ахмат решилзаставить Русь выплатить дань. Для этого он собрал огромное войско и, заключив военный союз с литовским князем Казимиром, двинулся к юго-западным рубежам Руси. Иван III закрыл дорогу ордынцам, встав на берегу реки Угры — притоке Оки («Стояние на Угре»). Антирусский союз Орды и Литвы (князь Ягайло) развалился. Попытки хана переправиться через Угру были отбиты русскими войсками. Опасаясь ранних холодов и не получив ожидаемой помощи от литовцев, Ахмат отступил. Так закончилось 240-летнее ордынское иго. Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, борьбу с которыми Русское государство вело на протяжении XVI — XVIII вв., постепенно включая их в свой состав.

3. Главой Русского государства был великий князь. Его власть была ничем не ограничена, являлась деспотической, не подчинялась никакому закону.

Чем объясняется утверждение самодержавной тенденции?

Во-первых, это сложившаяся геополитическая ситуация. Равнинный характер ландшафта, отсутствие естественных границ и открытость врагам как на Западе, так и на Востоке требовали огромного напряжения сил для обеспечения безопасности. В этих условиях требовалась жесткая организация всех сословий общества, закрепление их обязанностей и подчинение единому центру, т.е. деспотическому государству.

Во-вторых, экстенсивный характер хозяйственной деятельности. В условиях низкого плодородия почв и сурового климата увеличение производства валового продукта можно было обеспечить только за счет освоения новых земель, что и предопределяло колонизационные процессы. Однако, в любом случае, его объем оставался крайне низким, и для изъятия части продукта, необходимого для содержания армии, управленческого аппарата, строительных работ и пр. приходилось прибегать к крайним мерам, что также создавало условия для складывания самодержавия.

В-третьих, отсутствовали общественные механизмы, ограничивающие самодержавие. Сказался разгром в результате татаро-монгольского нашествия относительно независимого боярства и городов. В итоге, горожане стали союзниками великокняжеской власти, а не противостояли ей, как в Западной Европе, а бояре формировались как служилый слой.

Основную массу служилых людей составляли дворяне. В первой половине XV в. так именовали управителей княжеской вотчины. За службу они получали небольшие владения, позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами стали называть верхушку служилых людей, вошедших в состав государева двора, а остальные именовались «детьми боярскими». Порядок прохождения службы основывался на системе местничества, когда назначение на должности зависело от заслуг и знатности рода.

Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью — волостель. Они не получали жалованья за свою управленческую и судебную деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному — к праву получать «кормление», т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебные пошлины.

При Иване III (1462-1505) в Москве появляются прообразы органов центрального управления 16 в. – приказов. Во главе приказа стоял дьяк, текущую работу выполняли чиновники-подьячие. Каждый из приказов отвечал за определённую сферу государственного управления:

- Разрядный – назначал на должности;

- Поместный – наделял дворян землёй за службу и т.д.

В 1497г. был принят Судебник — первый свод законов единого Московского государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания за те или иные преступления. Кроме того, он вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала. В Юрьев день (за неделю до 26 ноября и неделю после) крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив своему прежнему хозяину «пожилое» — плату за прожитые годы.

Преемником Ивана III на московском престоле стал его сын Василий III (1505-1533). Сын продолжал политику отца, направленную на воссоединение русских земель вокруг Москвы. В ходе успешной войны с Литвой были возвращены Смоленские и Черниговские земли. Под власть Москвы перешли Смоленск, Псков и Рязань.

Сформировалось Русское централизованное государство с центром в Москве.

4. Общество Московской Руси оставалось феодальным. Важнейшими тенденциями его развития и особенностями были:

1) наличие сословий – замкнутых социальных групп, члены которых наделялись определёнными правами и обязанностями, передававшимися по наследству. Люди, принадлежавшие к тому или иному сословию, занимали различный социальный статус;

2) сохранялся средневековый традиционализм – тип общества, для которого характерны следующие особенности:

- большая роль религии, обрядов и традиций

- авторитарный тип власти,

- значительная роль общинных форм жизнеустройства,

- слабое выделение личностного начала;

- определяющее значение имеет аграрная экономика, сельский быт и крестьянский традиционный уклад;

4) господствующий социальный уклад – феодализм. Общество делится на два класса: феодалов (боярство, дворянство, Церковь) и зависимых крестьян. Роль и численность других сословий (духовенство, посадские люди – ремесленники и купцы, казачество) по сравнению с главными незначительны,

5) представители всех сословий, независимо от их статуса, считаются холопами царя и несут повинности в пользу государства,

6) постепенное усиление роли дворянства, вытесняющего бояр на ключевых постах в центральном и местном управлении. Дворянство сформировалось как служилое сословие, получавшее условные (не передававшиеся по наследству) земельные владения за службу государю. Дворянство стало надёжной социальной базой самодержавия и связывало свои интересы (в отличие от боярства) с усилением центральной власти,

7) перманентный процесс усиления феодального гнёта, закрепощения крестьянства, переход их из категории свободных в феодально-зависимых.

Таким образом, в период Московской Руси государство закрепостило все сословия. Это было сделано с целью усиления централизации, освоения огромных земель, необходимости содержания разветвлённого государственного аппарата, эффективной защиты от постоянных вторжений. Роль т.н. вечевого элемента и функции самоуправления были сведены к минимуму. Однако, основная масса населения – крестьяне – продолжали жить общинным укладом с его традициями «аграрного коммунизма» (М. Вебер).

5. Московское царство являлось также оригинальным культурным феноменом, содержавшим в себе особые смыслы, отражающие и формирующие образ эпохи.

Важнейшей идейно-политической доминантой Московской Руси являлась концепция «Москва – Третий Рим».

В 1453 году под ударами турок пал центр мирового православия – Константинополь. Русь стала единственным самостоятельным православным царством.

Христианство – религия универсализма. Она отрицает национальные и конфессиональные различия между людьми и призывает к объединению всех народов в лоне Православной церкви без стирания национальных различий.

Русский народ в силу своей способности понимать и мирно уживаться с другими этносами, лучше всего способен объединять народы в лоне православия. Не уничтожая эти народы, без насильственного обращения их в свою веру. Именно это и позволило русским собрать в гармоничном единстве более 200 народов на 1/6 части суши, ввести их в орбиту цивилизации, обеспечить им стабильное развитие.

На рубеже 15-16вв. псковский монах Филофей в письмах к Ивану III и Василию III сформулировал концепцию «Москва – Третий Рим». Накануне ожидания конца света и Страшного суда (в 1492г. – 7000 году от сотворения мира) Филофей писал: «Первые два Рима пали, ибо предали Бога и погрязли в пороках. Третий же Рим – Москва – стоит и здравствует, а четвёртому Риму не бывать».

Это не было свидетельством русского империализма, как трактуют концепцию «Москва – Третий Рим» на Западе. Старец обращался к русским правителям с призывом нести тяжкое бремя ответственности за судьбу мирового православия. Московская Россия обязана быть сильной, ибо на ней лежит особая миссия – мирно объединить человечество на основе христианских заповедей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.