Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примеры упражнений блока «Кто Я?» программы развития самосознания






Упражнение «Я словно …» [73]

Участникам тренинга предлагается ответить на вопрос: «Кто я?», закончив предложения (желательно, чтобы начала предложений бы­ли розданы участникам):

Я словно птичка, потому что...

Я превращаюсь в тигра, когда...

Я могу быть ветерком, потому что...

Я словно муравей, когда...

Я – стакан воды...

Я чувствую, что я – кусочек тающего льда...

Я – прекрасный цветок...

Я чувствую, что я – скала...

Я сейчас – лампочка...

Я – тропинка...

Я словно рыба...

Я – интересная книжка...

Я – песенка...

Я – мышь...

Я словно буква «О»...

Я – макаронина...

Я – светлячок…

Я чувствую, что я – вкусный завтрак...

Упражнение «Волшебный магазин» [91]

Один из участников группы приходит в «волшебный» магазин, продавец в котором — ведущий группы. Продавец-волшебник может предложить участнику все, что только можно пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь, но требует, чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни: здо­ровьем, любовью и т. д. Выясняется, сколько нужно данного «товара», надолго ли, насколько острой является нужда в нем, в связи, с чем она возникла, что произойдет в его отсутствие и т.д.

Упражнение на углубление самопознания [20]

Участникам предлагается заполнить схему. Выстройте ряд в убывающем порядке: от самого значи­мого до незначительных мелочей. Ряд должен включать не менее 10 пунктов, максимум — 20. Сопоставьте соответству­ющие пункты после заполнения. Что вы видите? Почему, на ваш взгляд, иерархия ценностей и чувств по конкретным поводам не согласуется, исчезает логика? В чем дело? Поче­му крупные события жизни оставляют нас странным обра­зом равнодушными, а мелочи будоражат? Ценность и значи­мость — одно ли это и то же? Как достигнуть их гармониза­ции?

 

Мои ценности Радости (что больше всего радует, приводит в хорошее расположение духа) Огорчения (что раздражает, подавляет, приводит в скверное настроение)
     
  ^.  
     

 

Упражнение «Проективный рисунок» [91]

Всем предлагается выполнить 2 рисунка: «я такой, какой есть» и «я такой, каким хочу быть». На выполнение отводится 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна. Все рисунки раскладываются в центре комнаты, затем произвольно выбирается один. Ставится так, чтобы всем было видно. Теперь каж­дый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке — не описыва­ет, что там нарисовано, а говорит о своих ощущениях от рисунка: ка­ким, по его мнению, человек, сделавший рисунок, видит себя, что хо­тел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие вы­скажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор называет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим ри­сунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки. При обсуждении следует отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

Упражнение «Кто Я?» [36]

Участникам предлагается следующее задание:

А. Проставьте в столбик номера от 1 до 10 (от 1 до 20) и дайте десять (20) ответов на вопрос «Кто я?». При этом можно учитывать любые свои характеристики, черты, интересы, эмоции – все, что покажется вам подходящим для того, что описать себя фразой, начинающейся с «Я –...».

Б. Ответь на тот же вопрос, но так, как, по твоему мнению, отозвались бы о тебе твои отец и мать (выбери одного);

В. Ответь на тот же вопрос так, как, по твоему мнению, отозвался бы о тебе твой лучший друг (или подруга).

Теперь сравни эти три набора ответов и в письменной форме укажи следующее:

В чем состоит сходство?

Каковы различия?

Если есть различия, то бы как ты их объяс­нил применительно к самому себе? В какой степени ты ведешь себя по-разному с разны­ми людьми и какие роли принимаешь на себя при общении с близкими людьми?

Как объяснить эти различия, исходя из индивидуальных особенностей людей, т. е. как их ожидания формируют те суждения о тебе, которые ты им приписываешь?

Укажи, какие из 10 ответов твоей само­характеристики (пункт А) касались:

а) физических качеств (облик, сила, здо­ровье и т. п.);

б) психологических особенностей (интел­лект, эмоциональная сфера и т. п.);

в) социальных ролей (профессиональная деятельность, семейное положение и т. п.).

Теперь установи очередность, которую ты считаешь целесообразной при перечислении этих трех групп качеств. Остаешься ли ты те­перь па своих первоначальных позициях в со­ставлении своей самохарактеристики? Если нет, то запиши новый порядок следования упомянутых тобой в самом начале качеств. Прибавились ли или изменились какие-либо из них, и чем ты это объясняешь?

Упражнение «Я» [77]

Наше Я – одна из самых больших загадок. Иногда это Я облада­ет большим здравым смыслом, иногда в нем звучит голос обиды, иногда – проявление собственного самолюбия, иногда – это голос озарения и творческой фантазии. А бывает – это проявление безза­ботности и безрассудства. Некоторые же действия мы совершаем во­преки своей воле.

Как же разобраться в этой многоликости собственного Я? Вполне возможно, что Я создается слоями, так же как земная кора. Совершим такую экскурсию в глубь собственного Я. Это Я можно изобразить в виде дерева с разными веточками и глубокими корнями. Одна из верхних веточек – внешнее Я. Нарисуйте ее, придумайте символ для этого Я. Это может быть и графический символ, а может быть ка­кое-то слово. Пожалуйста.

Другая веточка – Я в учебе. Изобразите словом или символом это Я. Другая веточка – Я в семье. Изобразите и этот символ. Еще одна веточка – ваше Я в кругу друзей и знакомых. Изобразите его. Можно изобразить также несколько веточек вашего Я в разном окру­жении и в разных ситуациях, учитывая хобби, интересы, разные виды деятельности. Пожалуйста.

Получилась весьма причудливая крона. Каждый листочек на ней отображает вашу многоликость. Теперь можно изобразить корни. Изо­бразите в масштабе (будьте самокритичны!) ваши самобытные каче­ства: настойчивость, доброту, романтизм, фантазию, интересы, слабо­сти, несовершенства, наклонности, привязанности, чувство юмора – весь набор ваших фундаментальных качеств. Пожалуйста. Нарисуйте это дерево вашего Я. Обсудите рисунки со всеми. Если веточки прошуршат одобрение, а корни прочно держат дерево гордой верхушкой вверх, проглядывается какая-то гармония.

А что скажут ваши друзья в шутку или всерьез?

Упражнение «Секрет» [20]

Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности. Мы сделаем это следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый со­здал робота – вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он – орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас. Что в вас есть такого, что невозможно продублировать?

Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?

Если есть кто-то, знающий ваши секреты, может ли он воспользо­ваться этим, чтобы идентифицировать вас?

Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести все в точности.

Какой самый важный секрет вы раскроете в последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы – это вы, а не ваша копия?

Упражнение «Автонатюрморт»

[авторское упражнение Н.Н. Гавриленко]

Предлагается нарисовать себя как натюрморт. Что и как будет нарисовано, значения не имеет.

 

То, что меня выражает   То, чего я боюсь, не люблю

На обратной стороне листа нужно написать о каждой детали то, что это для вас – на рациональном, аффективном, физическом, социальном, духовном уровне.

Упражнение «Круг субличностей» [77]

Субличностями в системе Роберто Лассаджоли были названы внутренние голоса. Их количество и особенности могут быть различ­ными у разных людей. Каждая субличность строится на основе какого-то желания всей личности. Эти упражнения помогают распознать идентифицировать свои внутренние голоса.

А. Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что у вас сейчас есть, и то, что вы хотели бы иметь в дальнейшем. Следует учесть, что этот список не похож на список «чего бы мне хотелось ко дню рождения», поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, я приведу наиболее часто встречающиеся желания: не болеть, быть хорошим родителем; иметь много денег; закончить учебу; достигнуть успеха в работе, бизнесе; любить; быть любимым; получить хорошее образование и т. д.

Б. Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда чита­ли список. Есть ли у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас несущест­венны?

В. Когда в вашем списке наберется двадцать пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), посмотрите список и выберите пять-шесть самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «ка­таться на лыжах», «плавать», «играть в теннис», «ходить в походы» в одно общее – «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выде­лите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность: «Что подумают люди?»

Г. На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него – круг поменьше. Получилось кольцо, централь­ная часть которого – Ваше Я. А в самом кольце поместите те пять-шесть субличностей, которые являются вашими желаниями.

Д. Нарисуйте цветными мелками символы, отражающие ваши же­лания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

Е. Когда вы закончите рисовать, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Ле­карь, Знаток. Другие могут быть романтичнее: Девушка из провин­ции, Лель, Мисс Божество и т. д. Важно придумать свои собственные названия, имеющие для вас особый смысл.

Ж. Теперь раскрасьте свое Я.

Упражнение «Обратная сторона медали» [77]

Вы уже многое узнали о себе и других членах группы. Многое мы смогли понять, нам удалось взглянуть на себя и других с иной точки зрения. Сегодня каждый из вас расскажет остальным участни­кам о своих слабых сторонах, т. е. о том, что он считает своим комплексом, внутренним барьером или иной помехой. Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках. Важно отметить то, что является или может стать причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости, чтобы вы говорили об этом прямо и откровенно.

Упражнение «Ассоциации» [32]

Предлагается написать свои ассоциации на следующие темы (также можно нарисовать):

1. Я – дорога

2. Я – автомобиль

3. Я – шестимесячный ребенок

4. Я – мама шестимесячного ребенка

5. Я – снова шестимесячный ребенок

6. Я – снова мама шестимесячного ребенка

7. Я – двухлетний ребенок

8. Я – такой, какой я есть сейчас

 

Упражнение «Заброшенный магазин» [91]

Руководитель дает участникам следующие инструкции. Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что вы поздно вечером спокойно идете по городской улице, осматриваясь по сторо­нам. Что вы видите? Какие до вас доносятся звуки? Запахи? Вот вы замеча­ете боковую улочку. Сверните в нее. Продолжая свой путь по ней, вы видите старый заброшенный магазин. Стекло в витрине грязное, но, если как следует присмотреться, можно заметить, что там что-то оставлено. Попробуйте ра­зобрать, что это. Потом идите дальше, пока снова не окажетесь на централь­ных улицах. После этого возвращайтесь к реальности, то есть к группе.

Далее участникам предлагается следующее. Опишите предмет, который вы увидели в витрине заброшенного магазина. Станьте этим предметом и говорите как бы от его имени. Попытайтесь ощу­тить, что значит быть всеми покинутым. Как вы себя чувствуете? Почему вас оставили в витрине? Каково вам приходится в качестве этого предмета? Че­рез несколько минут снова станьте собой и еще раз осмотрите оставленный в витрине предмет. Замечаете ли вы в нем что-нибудь новое? Хотите ли вы сказать о нем еще что-либо?

Так продолжается до тех пор, пока все участники группы не получат возможность идентифицировать себя каждый со своим забытым предметом.

Упражнение «Судно, на котором я плыву» [77]

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то – это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то – просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места...

А теперь пойдем дальше... Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря – волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира – вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и «Наутилуса» капитана Немо...

Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием красок, оснасток: знайте, что любое из этих судов может быть вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Подымитесь ни капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите – здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения?

Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве... Вы двигаетесь к своей цели... Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...

Ведущий замолкает. Пусть воображение участников поработает без всяких подсказок в течение одной-двух минут.

Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно в ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня: наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело…

Упражнение «Дом моей души» [77]

Опустили руки, мягко прошлись по правой руке, ей стало хорошо. Мягко прошлись по левой руке, внимание на кисти рук – они сразу стали большими, теплыми. Мягкими, большими, теплыми. Свободные плечи, действительно ли они свободны? Расслабились лицевые мышцы, в голове появляется легкий туман, мягкая, спокой­ная пустота. Ноги не напряжены, просто взгляните на них, мягкие, свободные ноги – и забыли про них. Мягкое дыхание... Глубоко вдохните и выдохните. И почувствуйте воздух, который проходит через ноздри, – немного прохладный, и выходит – вы чувствуете его: он та­кой же теплый, как и вы. И мир становится волшебным, легкий туман вокруг вас. Когда возникает расслабленность, когда возникает туман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь и вы нигде. Где-то ваши ноги... И можно почувствовать, можно представить, будто голубой плотный туман, как теплая вода, стелется у ваших ног. И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту. И мягкий, теплый туман поднимается уже к ва­шим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голубой туман поднимается выше, к вашим бедрам, к кистям рук и растворяет вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, становитесь мягкими, теплыми. Нет тела, нет границ. Теплая вода под­ходит уже к вашим плечам... Чем дышите вы? Легкостью, голубизной. Вы исчезли полностью, и только солнечные блики на поверхности там, где только что были вы. И вы чувствуете, что душа ваша приподнялась и взлетела над поверхностью этого голубого океана и полетела в легком воздухе – в небо, высоко, в голубизну. Вы раски­нули руки, вы летите и дышите полной грудью. Как красиво вокруг вас: горизонт, далекие горы, зеленый лес, огромный голубой океан, который под вами – под тобой... Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше, в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться и лечь оглохнуть на облаках, и они при­мут твое тело. Можно кувыркаться, нырять, переворачиваться, исче­зать в глубине – и вылетать из облаков, наслаждаться своей свобо­дой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролегая над рекой, пролетая над зелеными полями с удиви­тельно красивыми цветами, найти то место на земле, где вам так хоро­шо. Ваше любимое место на земле... Где оно будет? Я не знаю, это вы­бираете вы. У кого-то это тихий лесной ручеек, поляна, где растут цветы. Ты ляжешь в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе и от­крылся навстречу тебе, и ты улыбнешься ему. Ты не захочешь его срывать – ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе свою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Кто-то окажется в совершенно другом месте: может быть, высоко в горах, прохладный туман, где одиноко, где чистый и прохладный воздух, где ты будешь совершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море. Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире и на твоем месте – возможны чудеса.

И на этом месте, месте, которое выбрал ты, ты построишь дом. В твоем распоряжении – все. Что ты выберешь, что захочешь ты – то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении, его еще нет. Но контуры его тебе уже видны. Каким он будет в том месте, где ты собрался его построить? Он будет большой, или он будет маленький, аккуратный? Каковы будут стены твоего дома? Большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? Будут ли там глубокие подвалы? Будешь ли ты знать, что находится в твоих подвалах? Или это будет легкий дом, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены. Какие окна будут в твоем доме: попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут большие, аккуратные, очень теплые окошки со ставнями? Каким будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй представить ее.

Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважения перед таким входом? Или это будут невы­сокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка? Будут ли замки на дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор? Сколько этажей будет в этом доме? Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли на нем голубятня или чердак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.

Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь многие часы своей жизни. Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые шевелит ветерок, потому что окно твое открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, кото­рые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате? Что стоит в этой комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату? Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислушайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли лю­ди в твоем доме? Если ты выйдешь из этой комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родителей? Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить? А что вокруг твоего дома – посмотри...

Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море? Трава, цве­ты? Растения высажены тобой или это нетронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Или в нем что-то не достроено? Сохрани в памяти этот свой дом: иногда он будет казаться тебе другим, он может менять свои очертания. Запомни его и, главное, запомни свои чувства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это место и, если это хорошие чувства, знай, что бы ни происходило вокруг тебя, у тебя всегда на Земле есть место, куда ты можешь прийти, где тебе всегда будет хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги те­бе, и сюда приходят те люди, которые так близки тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя. Это твой мир, никто не может отнять его у тебя. Ты властелин этого мира, ты гость этого мира, ты центр этого мира, мир твой – и ты часть этого мира.

А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...

Упражнение «Проблемы» [77]

В жизни все мы сталкиваемся с различными трудностями, обна­руживаем у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время если хорошенько подумать, то отыщутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность от­кладывать на потом, когда мы тянем с делами, которые нужно завер­шить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи, когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали во­время. Стало быть, все в наших руках.

Детям предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одно­му), а затем рассказать о них. После обсуждения психолог предлагает таким же образом вспом­нить о своих:

- боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес;

- стремлении обвинить в своих проблемах других.

Далее психолог предлагает разобрать понятие «проблема», предоста­вив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения.

В высказываниях чаще всего фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы участники смогли увидеть за ней психологическую проблему.

Например: «Как только подумаю, что надо делать уроки (гото­виться к экзаменам), находится уйма неотложных дел». Почему не хочется, почему находятся другие дела?

Ответы часто похожи: «Лень».

Реакция руководителя: «Что за ней (ленью) стоит?» На этом эта­пе разговор следует вести не па личностном, а на абстрактном уров­не – «со всеми такое бывает».

Психолог предлагает всем поразмышлять на тему: «Почему появ­ляется лень?» Собрав «корзину» причин, следует систематизировать их но принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи и т. д.) признаков.

Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вы­зывают какие-то ощущения...

Психолог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова; устал, нет сил. Что это значит?

Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, психолог помогает, информирует участников: срабатывает не­что, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это не­что называется психологическими защитными механизмами.

Далее еще раз предлагается проследить механизм защиты, поста­вив под сомнение бытовое понимание причинности: «ленюсь (не хо­чу чего-то делать), так как болит голова», но в действительности го­лова болит часто тогда, когда «не верю в свои силы или не хочу брать на себя ответственность».

«Выбрасывая» это суждение – спорное, тревожащее, вызывающее недоумение, – ведущий втягивает группу в дискуссию.

Можно предложить каждому вспомнить свою ситуацию, когда ему чего-то очень не хотелось делать, и то, как он решил эту проблему.

Это задание выполняется в состоянии релаксации. Однако часто дети на этом этапе еще не готовы работать в измененном состоянии сознания, поэтому можно предложить отрывок из литературного про­изведения по школьной программе, где герой исследует свое состоя­ние и хорошо прослеживаются психологические защитные механизмы.

Выполняя упражнения на наших занятиях, мы делаем важный шаг в самопознании, потому что на собственном опыте понимаем справедливость формулы насчет достоинств как продолжения недостатков (или наоборот). Наше подлинное знание – то, что мы открываем для себя сами. Нужно помнить: «Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я владею, – и хорошим, и плохим – часть моего Я. Все это важно для меня, служит моим потребностям».

 

Упражнение «Написание психологического автопортрета»

(авторское)

Прошлое Настоящее Будущее

-------------------------------------------------------------------------------------

Поставьте на этом жизненном отрезке значок, где вы находитесь сейчас. Какая часть жизни уже пройдена, какая впереди?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.