Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обработка результатов. При обработке результатов необходимо подсчитать коэффициент корреляции






При обработке результатов необходимо подсчитать коэффициент корреляции. Для этого используется следующая таблица:

«Идеал» X1 «Я» X2   d=X1-X2 (Ранг «Идеал» минус ранг «Я») d2 ∑ d2
         
         

 

Значения, которые испытуемые вписал столбцы «Идеал» и «Я», заносятся в первые два столбца и обозначаются соответственно X1 и X2. В колонке №3 подсчитывается разность номеров рангов d по каждому выписанному качеству. В колонке № 4 нужно подсчитать d2 по каждому качеству. В колонке № 5 подсчитывается сумма d2, то есть ∑ d2 = d12 + d22 + d32 +... + d202.

Далее необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

, где n – количество сравнительных пар.

Так как в случае =20 формула приобретает следующий вид:

R= 1-0, 00075 ∑ d2.

Значения R будут находиться в пределах [–1; +1].

Уровни выраженности показателей самооценки:  
 
От 1, 0 до + 0, 85 Самооценка высокая Неадекватная  
От + 0, 84 до + 0, 53 Самооценка высокая Адекватная  
От + 0, 52 до -0, 1 Самооценка средняя Адекватная  
От -0, 09 до -0, 32 Самооценка низкая Адекватная  
От -0, 33 до -1, 0 Самооценка низкая Неадекватная  

При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться самоуправлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

Методика «Какой ты?» О. А. Белобрыкиной [6, с.101-103]

 

Методика предназначена для детей дошкольного возраста.

Целью данной методики является выявление эмоциональной направленности общей самооценки ребенка.

Ребенку (в индивидуальном порядке) предлагают 7 обобщенных характеристик, отражающих определенный эмоци­ональный показатель оценки, из которых он выбирает одну: са­мый лучший; хороший; такой же, как все дети; плохой; хуже всех; когда как – иногда бываю хорошим, иногда – плохим; не знаю.

Чтобы ребенок осмыслил и запомнил оценочные характерис­тики, психолог произносит их несколько раз в медленном темпе и с логическими паузами. Нацеливать ребенка на заучивание и по­вторение последовательности слов не стоит.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько слов, послушай их внимательно и выбери одно слово, которое, по твоему мнению, больше всего относится к тебе».

Обработка и интерпретация результатов

Ответы ребенка соот­носят с одним из показателей эмоциональной окрашенности об­щей самооценки:

Варианты детских ответов Эмоциональный знак Балл
Самый лучший. Хороший. Очень хороший. Позитивная  
Такой же, как все (дети). Нейтральная (неопределенная)  
Когда как: иногда хороший, иногда плохой. Амбивалентная (противоречивая)  
Не знаю. Никакой. Индифферентная (безразличная)  
Хуже всех. Плохой. Самый плохой. Негативная  

Адекватной и социально желательной считается позитивный знак общей самооценки. Допустимой, но в то же время указываю­щей на недостаточно развитое чувство самоценности признается нейтральная самооценка. Негативный эмоциональный показатель свидетельствует об утрате ребенком чувства индивидуальной и со­циальной самоценности, а индифферентный – указывает на его несформированность, а также на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров. Амбивалентный показатель го­ворит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивос­ти в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозмож­ности социокультурного самоопределения ребенка (обычно по причине калейдоскопичности образцов для подражания).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.