Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование и контроль за ходом учебно-познавательной деятельности






Рассмотренная выше система учебно-познавательных действий показывает, как происходит овладение учащимися изучае­мым материалом. Следует, однако, иметь в виду, что в зависимости от конкретных целей обучения и особенностей изучаемого материала учебно-познавательная деятельность учащихся будет носить различ­ный характер. В одном случае главным в учебном процессе является осмы­сление и усвоение теоретических знаний, в другом – тренировочные упражне­ния по применению их на практике, в третьем – углубление и систематиза­ция пройденного материала и т.д. Все это, естественно, оказывает влия­ние на структуру учебного процесса и выдвигает на первый план то одну, то другую группу учебных задач и познавательных действий. Ре­гулирование учебно-познавательной деятельности в том и состоит, чтобы в каждом случае и на каждой стадии обучения она соответство­вала целевым установкам и задачам последнего. Какие же вопросы в этой связи встают перед учителем?

На регулирование учебного процесса влияет характер (содержание) изу­чаемого материала. Так, по-разному организуется учебная деятель­ность по истории, где преобладает словесное изложение знаний, и по химии, где нередко не обойтись без лабораторных занятий, хотя и в том, и в другом случае дидактическая цель может быть одна – овладение новым материалом.

Не меньшее значение имеет и учет особенностей самой познаватель­ной деятельности. Обычно, например, новый материал излагает сам учитель, побуждая учащихся к его восприятию и осмыслению. Од­нако известно, что весьма важно приучать учащихся к самостоя­тельной работе по осмыслению и приобретению новых знаний. Кроме того, организация самостоятельного усвоения нового ма­териала есть лучший способ активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Поэтому во многих случаях при изучении новой темы полезно побуждать их к самостоятельному овладению материалом.

Но регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся имеет и другую сторону. Оно связано с учетом их индивидуальных умст­венных особенностей и способностей. Тем из учащихся, которые прояв­ляют большие способности в учении, необходимо давать более сложные или дополнительные учебные задания, чтобы не тормо­зить, а наоборот, содействовать развитию их умственных и творческих способностей. Ученикам же, испытывающим определенные за­труднения в овладении изучаемым материалом, следует уделять больше внимания и помогать в преодолении встречающихся труд­ностей.

Большую регулятивную и стимулирующую роль в обучении игра­ет осуществление контроля за качеством овладения изучаемым материа­лом и побуждение школьников к самоконтролю. Необходимо добиваться, чтобы этот контроль был регулярным и осуществлялся по каждой изучаемой теме. Что же касается учащихся, то их не только нужно побуждать к осуществлению самоконтроля, но и помогать им овла­девать его приемами, о чем будет идти речь в главе об организации домашней учебной работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.