Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности развития и воспитания младших школьников






Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. Важными особенностями характеризуется их физическое раз­витие. К этому времени в основном заканчивается окостенение че­репа головы, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных услови­ях эти процессы могут протекать с большими аномалиями (от греч. anomalia – отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжитель­ное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная по­садка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной особенностью младших школьников является уси­ленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный прирост мышечной силы. Антропометрические исследования пока­зывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16-19 кг. Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обу­словливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжи­тельное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весь­ма важно практиковать на занятиях различные виды учебной рабо­ты (чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объ­яснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультпаузы («физ­культминутки»), в теплое время заниматься при открытых форточ­ках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреацион­ные (от лат. recreatio – восстановление сил) помещения и коридо­ры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую пого­ду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем возду­хе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

Необходимым элементом санитарно-гигиенической работы в младших классах является регулярное (не менее одного раза в учеб­ную четверть) проведение медицинских осмотров, проверка веса ребят, их слуха, зрения. Учителям также следует иметь в виду, что когда ребенок вдруг становится замкнутым или сверх обычного по­движным, когда он с трудом сосредоточивается на восприятии изу­чаемого материала, страдает забывчивостью и снижает качество ус­певаемости, причины всех этих аномалий подчас могут быть связа­ны с физическим недомоганием и ухудшением состояния здоровья. В этих случаях нужно своевременно обращаться за помощью к врачу.

Не менее важное значение имеют особенности развития психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствование их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между нейронами (нервными клет­ками). К концу младшего школьного возраста вес мозга достигает 1400–1500 граммов и приближается к весу мозга взрослого челове­ка, при этом относительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосылки для раз­вития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции. Происходят сдвиги во взаимоотношениях процессов возбуждения и торможе­ния: процессы торможения усиливаются, однако по-прежнему пре­обладающим в поведении остается возбуждение. Интенсивное раз­витие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.

Совершенствование нервно-психической деятельности младших школьников происходит также под влиянием обучения. В психоло­гии и педагогике утвердилась идея Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей. Вот почему усилия учителей должны направляться на то, чтобы, учитывая осо­бенности и возрастные возможности ребят, использовать учебно-воспитательную работу для их интенсивного умственного развития. Какие же стороны учебно-воспитательной работы имеют в этом от­ношении определяющее значение?

Большое значение для умственного развития младших школьни­ков имеет правильная организация и совершенствование их позна­вательной деятельности. Прежде всего важно развивать те психи­ческие процессы, которые связаны с непосредственным познанием окружающего мира, т.е. ощущения и восприятия. Однако их воспри­ятия характеризуются недостаточной дифференцированностью. Воспринимая предметы и явления, они допускают неточности в оп­ределении их сходства и различия, зачастую акцентируют внимание на второстепенных деталях и не замечают существенных призна­ков. Например, при письме они нередко путают буквы «з» и «е», цифры «6» и «9». На одном из уроков математики мы были свидете­лями того, как первоклассники путали слова «круг» и «шар». Вот почему в процессе обучения нужно обращать внимание на форми­рование у школьников точности восприятий предметов и явлений и тем самым развивать так называемое конкретное мышление.

Однако, как отмечалось выше, у младших школьников интенсив­но развивается вторая сигнальная система, связанная с абстракт­ным мышлением и речью. Это создает условия для усвоения многих вопросов программного материала не только на уровне представле­ний, но и на уровне теоретических понятий, особенно по языкам и математике. Но здесь нужна определенная мера. Попытка в 60-70-е гг. повысить теоретический уровень образования в начальных классах оказалась неудачной: она привела к перегрузке ребят и снижению качества их знаний. Это, однако, не снимает задачи развития у млад­ших школьников аналитико-синтетического мышления при усвое­нии изучаемого материала, необходимости учить их разделять целое на части, вычленять существенные и менее существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать сравнения, выво­ды и теоретические обобщения, формулировать правила и т.д. Опы­тами профессора Л.В. Занкова и его сотрудников установлено, что при целенаправленном развитии у ребят формируются способно­сти к восприятию и определению существенных признаков изучае­мых предметов и явлений, они приучаются охватывать большее ко­личество этих признаков и раскрывать наиболее важные из них.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающе­го характера качественные сдвиги происходят в совершенствова­нии памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обыч­но преобладает механическая память, причем ребята сравнительно быстро запоминают изучаемый материал. Осмысленное же усвое­ние знаний требует значительной аналитико-синтетической позна­вательной деятельности, что, естественно, вызывает у отдельных учащихся определенные трудности. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они предпочитают механическое заучивание ма­териала, что, как правило, ведет к отставанию в учении. Предотвра­тить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глубо­кому осмыслению знаний и развития логической памяти.

Успешная организация учебной работы младших школьников требует постоянной заботы о развитии у них произвольного внима­ния и формировании волевых усилий в преодолении встречающих­ся трудностей в овладении знаниями. Зная, что у детей этой возра­стной группы преобладает непроизвольное внимание и что они с трудом сосредоточиваются на восприятии «неинтересного» мате­риала, учителя стремятся использовать различные педагогические приемы, чтобы сделать учение более занимательным. Не следует, однако, забывать, что не все в учении имеет внешнюю заниматель­ность и что у детей нужно формировать понимание своих школь­ных обязанностей. Об этом, в частности, писал еще К.Д. Ушинский: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не боять­ся наскучить детям, но помните, что не все может быть заниматель­ным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, – делать ради удовольствия исполнить свою обя­занность»[54].

Важными особенностями характеризуется организация практи­ческой деятельности младших школьников. В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребят является игра. Даже простейшие виды труда лучше и охотнее выполняются ими, когда они облека­ются в игровую форму. У младших школьников в этом отношении происходят значительные сдвиги. Хотя и в их жизни игра занима­ет заметное место, они начинают осознавать значение произво­дительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрос­лым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудо­вой деятельности младших школьников, особенно ее коллектив­ных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятель­ность у них формируется осознание своих общественных обязан­ностей, складывается интерес и стремление к участию в обществен­ной жизни.

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие млад­ших школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливае­мые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стре­мятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически отно­сятся к себе. Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей вни­мания и специальной педагогической работы.

Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недо­статочный уровень развития самосознания имеют своим следстви­ем то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников оказывается слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникаю­щими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процес­се воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представле­ниями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следу­ет умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения. Разъяснительная работа, не подкрепленная приучением и нравственными упражне­ниями, слабо влияет на улучшение поведения младших школьников. На воспитание и развитие младших школьников весьма большое влияние оказывает личность учителя, а также родителей и взрос­лых. Их чуткость, внимание и умение стимулировать и организовы­вать как коллективную, так и индивидуальную деятельность ребят в решающей мере определяет успех воспитания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.