Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология и методы системного педагогического исследования.






Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Одним из основных методологических принципов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики отдельных элементов, составляющих систему. Системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов.

В рамках системного подхода следует иметь в виду, что система характеризуется следующими особенностями:

1) целостностью. Свойства целого принципиально несводимы к механической сумме его элементов. Вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции;

2) структурностью. Функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;

3) иерархичностью. Каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема;

4) взаимозависимостью системы и среды. Система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой;

5) множественностью описаний. В связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания.

Научное педагогическое исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний; вид познавательной деятельности, направленный на выявление объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Уровни педагогического исследованя:

- эмпирический (выявление новых фактов)

- теоретический (построение теорий)

- методологический (на основе эмпирических и теоретических данных формулируются основные принципы педагогического исследования)

Методологические принципы научного педагогического исследования:

- целостностных подход

- объективность (причинная обусловленность)

- изучение объекта в его взаимосвязи с другими объектами

- изучение объекта в его развитии

Компоненты научно-педагогического исследования:

- тема

- объект

- предмет (некоторый конкретный аспект внутри объекта)

- проблема (вопрос, на который нужно ответить)

- цель (определить причинно-следственные закономерности)

- задачи (установить, определить, узнать)

- гипотеза (предположительный ответ)

Методы педагогического исследования – способы и приемы познания объективных закономерностей воспитания, обучения и развития.

Принципы отбора методов исследования:

- использование различных методов

- длительное наблюдение

- неоднократные проверки на большом объеме полученных результатов

- соответстве методов исследования существу изучаемого явления

- запрет применения методов, противоречащих морально-нравственным нормам

Группы общенаучных методов, используемых в педагогике:

- общетеоретические (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение)

- социалогические (анкетирование, интервьюирование,)

- психологические (тренинг, социометрия, беседа)

- математические (шкалирование, ранжирование, корреляция)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.