Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогика как наука о воспитании и развитии личности.






Ответы к экзаменационным вопросам по педагогике

Содержание:

Педагогика как наука о воспитании и развитии личности  
Методология и методы системного педагогического исследования  
Система педагогических наук, ее отрасли  
Основные категории и понятия в педагогике  
Воспитательно-образовательная практика в древних цивилизациях и античном мире  
Воспитание и образование в истории Средневековья и возрождения  
Воспитание и образование в эпоху Нового и Новейшего времени  
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса  
Факторы развития личности. Наследственность, среда, воспитание  
Механизмы, закономерности и особенности развития личности.  
Дидактика как теория образования и обучения  
Функции обучения и их реализация в современной дидактике.  
Процесс обучения, его закономерности и принципы  
Формы организации обучения, многообразие их видов  
Методы и средства обучения  
Учебный план, учебная программа, учебник современной школы  
Анализ результативности обучения  
Урок как ведущая форма сотрудничества в системе «учитель-ученик»  
Дидактические требования к современному уроку  
Лекционно-семинарско-зачетная система обучения  
Педагогические технологии  
Мотивация учения школьников, развитие их познавательных интересов  
Модели лекционных и семинарских занятий в различных технологиях обучения  
Процесс, методы и формы воспитания  
Коллектив и личность их взаимодействие в процессе воспитания  
Закономерности и принципы воспитания. Понятие о воспитательных системах  
Семья, ее структура и функции, назначение в жизни и развитии ребенка. Особенности современной семьи  
Назначение, цель, функция работы школы с семьей  
Педагогика сотрудничества  
Макаренко и его педагогическая система  
Понятие «педагогическое общение»  
Современные дидактические концепции  
Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения  
Государственные образовательные стандарты  
Системы обучения  
Характеристика процесса самообразования и самовоспитания  

Педагогика как наука о воспитании и развитии личности.

Педагогика – наука о воспитании, формировании и развитии личности в соответствии с целями и задачами общественного развития.

Воспитание – формирование качеств личности, которые определяются через систему отношений.

Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности учителя и уечника по достижению обозначенных результатов.

Развитие – накопление и преобразование психологических процессов, которые происходят в человеке в период его созревания.

Формирование – становление личности как социального существа, накопление социального опыта.

Предметом педагогики является образование как реальный целостный процесс, целеноправленно осуществляемый в различных институтах.

Объектом педпгогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие человека.

Отрасль педагогики является одной из самых древних и имеет свое начало вместе с началом существования общества. Только благодаря развитию производственной, духовной и социальной сторон общества и передачи опыта своим потомкам стало возможно говорить об общественном прогрессе. Чем больше накапливало опыта человечество, тем более сложной становилась возможность передавать его потомству, теперь для передачи опыта необходимо специально организованное воспитание, которое осуществляло бы целенаправленную передачу подрастающему поколению опыта человечества.

Важнейшей предпосылкой развития общества стали образование и воспитание, которые стали неотъемлемой потребностью общества.

В определенный момент развития общества воспитание стало осуществляться как общественная функция, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются люди, профессией которых является обучать и передавать опыт, накопленный человечеством.

Термин «педагогика» ведет свое происхождение из Древней Греции, и определяется это понятие как наука о воспитании. Тогда педагогом был раб, который обязан был присматривать за детьми господина, сопровождать их в школу. Дословно педагог, а тогда пейдагогос (пейда – ребенок, гогос – вести) и обозначал «детоводитель». И только намного позже педагогами стали называть людей, которые обучали детей, а также занимались их непосредственным воспитанием. Следовательно, именно от этого слова и получила свое название педагогика как наука о воспитании.

Педагогика как самостоятельная наука была выделена в XVII в. из ряда философских наук.

Таким образом, педагогика стала самостоятельной дисциплиной, имеющей свой предмет и объект исследования. Традиционно для того времени педагогика определяется через воспитание. Ю.К. Бабанский определил педагогическую науку как науку о воспитании, а ее функцией назвал воспитание общества. Б.Т. Лихачев считал, что функцией педагогики являются определенные законы процесса воспитания. А вот В.П. Беспалько считает, что педагогика – это наука, в которой накоплен опыт передачи знаний человечества и методов воспитания нового поколения. Но В. Безрукова отмечает, что предметом педагогики являются воспитательные отношения, которые обеспечивают развитие человечества.

Все мнения отличаются друг от друга, но только в одном они схожи: педагогика – это наука о воспитании.

Но уже в конце XX в. педагогическая наука стала основной категорией образования. Следовательно, предмет педагогики – это образование как реальный целостный предмет, который целенаправленно организуется в специальных социальных институтах, таких как семья, образовательные учреждения, культурно-воспитательные учреждения.

Таким образом, педагогика как наука сформировалась в XVII в. из ряда философских наук. Наука о воспитании стала больше внимания уделять именно образованию, поэтому педагогика стала выступать как наука, изучающая сущность, закономерности педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.