Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3. Педагогическая культура и ее компоненты: компетентностный подход






План

1. Педагогическая культура и ее компоненты.

2. Требования Государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности специалиста.

3. Компоненты профессиональных компетенций: профессионально-личностные, профессионально-содержательные, профессионально - деятельностные.

Педагогическая культура как часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Педагогическая профессия отличается от других тем, что она не только управляющая, но и преобразующая. Содержание подготовки педагога представлено в его квалификационной характеристике, которая отображает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков. Это свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. Поэтому структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

Компоненты профессиональных компетенций: профессионально-личностные, профессионально-содержательные, профессионально - деятельностные.

 

СРС:

ü Опорный конспект лекции.

ü Терминологический опрос.

ü Структурно-логическая схема содержания темы.

ü

Лекция 4. Общение в педагогической деятельности

План

1. Сущность педагогического общения.

2. Функции педагогического общения.

3. Стили общения.

 

Общение - основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Сущность и особенности педагогического общения раскрывающиеся в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана.

Функции педагогического общения.

Стили общения понимаемые как индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение:

•особенности коммуникативных возможностей учителя;

•сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

•творческая индивидуальность педагога;

•особенности ученического коллектива.

Различные классификации стилей общения.

СРС:

ü Опорный конспект лекции.

ü Терминологический опрос.

ü Структурно-логическая схема содержания темы.

 

Литература к лекциям

Основная:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М., 2012.

2. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология / Е.Е. Кравцова.- М.: ФОРУМ, 2013.

3. Лапина, О.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2008.

4. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций /Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Владос, 2010.

5. Методология научного познания: Уч. пос. / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

6. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика. – М., 2008

7. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. – М., 2009.

8. Подласый, И.П Педагогика. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная:

1. Банк мультимедийных презентаций, видеозаписи уроков (литературы, английского языка – каб.13), фильм - Дневник вожатого

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/ А.С.Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.- М.: Издательский центр Акадкмия», 2000

3. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений.М.: Педагогическое общество России, 2002.

4. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2000.

5. Введение в специальность. Под ред. Рувинского Л.И.-М., 1988

6. ЛихачевБ.П. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов.-М., 1999 с.28

7. Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический словарь по педагогике.-Краснодар, 1996.

8. Котова И.Б., Шиянов Н. Педагог: профессия и личность.Ростов-на-Дону., 1997, с.15-32.

9. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность.-М., Ростов-н/Д, 2005.

10. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность.-М., 2008.

11. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А.. Введение в педагогическую деятельность.-М., 2005.

12. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика.-М., 2008.

13. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для педагогических специальных высших учебных заведений./ Под ред. Зязюна И.А., -М., 1989, с.10.

14. Педагогическое мастерствр и педагогические технологии: Учебное пособие/ Под ред.Л.К. Гребёнкиной, Л.А.Байковой.- М.: Педагогическое общество России, 2001.

15. Российская педагогическая энциклопедия.

16. Сластенин В.А. и др. Педагогика._ М., 2000.

17. Электронная библиотека кафедры педагогики (св.1500 с.), сайт АГПУ (Раздел Кафедры / Педагогика/ электронная библиотека.

18. Электронный учебник по Педагогике (Теория обучения. Теория воспитания),

19. Учебно-наглядные пособия (схемы, таблицы, плакаты, папки с рефератами, докладами, подборками документов).

20. Учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, педагогические журналы, газеты.

Планы и содержание практических занятий

 

Практические занятия направлены на формирование умений, связанных с аналитической и проектировочно-конструкторской деятельностью педагога.

Целью практических занятий в целом является: вооружить студентов знаниями о профессионально-педагогической специальности как особой социально значимой сферы деятельности человека.

Сформировать у студентов представления и понятия: о профессиональной педагогической деятельности учителя истории; профессиональном мастерстве и педагогических технологиях; сущности процесса обучения школьников. Обеспечить овладение студентами умениями планирования и осуществления педагогических исследований, приобретение будущими учителями умений и навыков осуществления профессиональной педагогической деятельности.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

Форма - практические и лабораторные занятия.

Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, аналитическая работа с источниками, оперирование категориально-понятийным аппаратом, решение практических задач, проектирование и моделирование, групповая дискуссия.

Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, составление портфолио, написание эссе, подготовка презентации, составление глоссария понятий.

Основные понятия: педагог, учитель, личность, педагогическая деятельность, педагогическая мотивация, цель профессиональной деятельности педагога, содержание педагогической деятельности учителя, преподавание, воспитательная работа, функции педагогической деятельности, стиль педагогической деятельности, педагогическая компетентность, педагогические умения, психолого-педагогическая подготовленность выпускника педвуза, профессио­нально- педагогическая ошибка. система педагогического образования России, государственный стандарт высшего педагогического образования, профессиональное самовоспитание педагога, методы профессионального самовоспитания, задачи профессионального самовоспитания, профессиональное становление, профессиональное раз­витие педагога, самообразование педагога, квалификационная характеристика педагога.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.