Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психическое заражение






 

Механизм психического заражения. Одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности является меха­низм социально-психологического заражения.

Его истоки уходят в глубины человеческой истории, а про­явления заражения бесконечно многообразны, это и заразитель­ные ритуальные танцы, и пляски членов первобытной общины, и массовые психозы, захватывающие в различные историчес­кие отрезки времени большие социальные группы людей.

Иногда даже целые народы могут быть подвержены мас­совым психозам, которые способны проявляться в разнообраз­ных вспышках душевных состояний: от массового спортивного азарта или религиозного экстаза до массового политически окращенного психоза (национализм или фашизм).

Проблема заражения в различное время затрагивалась в отечественной научной и публицистической литературе. Од­нако до настоящего времени остаются во многом неясными сам механизм и функции социально-психологического заражения.

Есть основание говорить о нескольких особенностях, от­личающих заражение от других, близких к нему способов со­циально-психологического общения.

Определение понятия психического заражения. В отличие от подражания, конформности и других форм адаптации инди­вида к нормам, шаблонам и эталонам, навязываемого по отно­шению к нему извне поведения, заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека.

Заражение характеризует во многом бессознательную, не­вольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.

Оно осуществляется не через пассивное созерцание и бо­лее или менее осознанное принятие внешне очевидных образ­цов поведения (как при подражании), а через передачу психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, через накал чувств и страстей.

Указывая именно на эту важную особенность заражения, Н. К. Михайловский справедливо отмечал в свое время то об­стоятельство, что эффект заразительности внешнего воздей­ствия определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного психического контакта между общающимися людьми.

" Задача изящного искусства, — писал он, — состоит, меж­ду прочим, в том воздействии на воображение зрителя, читате­ля, слушателя, чтобы он до известной степени лично пережил изображаемое положение или психический момент. Великому художнику это удается, а великому оратору или проповедни­ку из тех, которые действуют главным образом на чувство, а не на разум, удается нечто большее. Ему удается воочию уви­деть, что сотни, тысячи слушателей заражаются его личным настроением или же относятся к его образам и картинам, как к чему-то живому, здесь, сию минуту присутствующему с пло­тью и кровью" [1, с. 143].

Секрет эмоционального воздействия в условиях непосред­ственного контакта заключается в самом механизме социаль­но-психологического заражения. Последний в основном сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмо­циональных воздействий общающихся между собой людей.

При этом сила нарастания накала страстей, создающая психический фон заражения, находится в прямой пропорциональ­ной зависимости от величины аудитории и степени эмоциональ­ного накала индуктора.

Данный механизм очень хорошо сумел охарактеризовать Н. К. Михайловский в одной из своих работ, где анализируется выступление оратора перед аудиторией, насчитывающей не­сколько сот человек. При этом волнение, ощущаемое орато­ром, может быть выражено условно цифрой 10. При первых взрывах своего красноречия оратор передает каждому из слу­шателей половину этого своего волнения. Каждый из слушате­лей выразит это рукоплесканиями или усиленным вниманием. И будет, следовательно, видеть не только взволнованного ора­тора, а еще и множество напряженно внимательных или взвол­нованных своих товарищей по аудитории.

" Это зрелище, — пишет Михайловский, — будет, в свою очередь, усиливаться, что называется в парламентах " движением" (sensation). Положим, что каждый из слушателей полу­чает только половину этого всеобщего возбуждения. И тогда его волнение выразится не цифрой 5, а цифрой 750 (2, 5 помно­женное на 300).

Что же касается самого оратора, этого центра, к которо­му со всех сторон возвращается поток возбужденного им волне­ния с преувеличенной силой, то он может быть даже совершенно подавлен этим потоком, как оно часто бывает с неопытными, неприспособившимися ораторами. Понятно, что в действитель­ности лавинообразный рост волнения не может быть так быстр, потому что не каждый же из трехсот слушателей видит со свое­го места 299 взволнованных товарищей. Но общий закон про­цесса именно таков" [1, с. 145].

Функции заражения. Наряду с рассмотрением механизма самого заражения нужно различать и другой вопрос — о назна­чении, применении и функциях заражения как способов груп­пового воздействия. Если подойти к вопросу с этой стороны, то будет очевидно, что в качестве средства психологического воздействия на группу заражение может использоваться в не­скольких различных случаях.

Во-первых, с целью еще большего усиления групповой сплоченности, когда такая сплоченность уже имеет место; во-вторых, как средство компенсации недостаточной организаци­онной сплоченности группы. Последнее осуществляется при условии недостатка средств и информации относительно пу­тей достижения необходимой сплоченности на какой-то рацио­нальной основе.

Именно с этим обстоятельством было связано, например, сознательное использование механизма заражения и внушения во времена господства фашизма в Германии. Специальным при­казом членам гитлерюгенда предписывалось в свою время кол­лективное прослушивание речей фюрера по радио. А именно в толпе (психологи знают об этом издавна) человек легче всего поддается заражению и внушению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.