Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Психологическая включенность в деятельность






Понятие психологической включенности в деятельность

 

Включенность как одна из составляющих психологичес­кой готовности. Одной из важнейших структурных составляю­щих психологической готовности человека к эффективному действию является психологическая включенность в него. Мно­гочисленные синонимы этого понятия или слова, близкие по смыслу — вовлеченность, увлеченность, погруженность, сосре­доточенность, захваченность, одержимость, зараженность и др., — говорят сами за себя. Они характеризуют высокую степень настроенности человека на то, чтобы максимально реализовать свой духовно-психологический потенциал в той или иной конк­ретной деятельности.

Несмотря на очевидную значимость психологической включенности в действие как фактора, она пока не стала пред­метом специального и разностороннего исследования ни в роли специфического социально-психологического явления, ни в ка­честве понятия.

Определение понятия психологической включенности. Это понятие находится в одном ряду с понятиями интенсификации и опосредованности психической деятельности. Однако, в отличие от них, оно обозначает не тот или иной механизм (опосредованность) или характер человеческой деятельности (интен­сификация), а сам факт причастности к ней индивида. Включенность — это такое психическое состояние, которое характеризует степень вхождения человека в систему требо­ваний, норм, ролей, прав, обязанностей и ожиданий, которые предъявляет к нему сфера его деятельности. Это психическое состояние полного сосредоточения его внимания и психическо­го потенциала на предмете деятельности [1], [2].

Степень включенности человека в деятельность характе­ризуется не только уровнем его ориентированности в системе специфических для определенной ситуации требований, но и мерой внутренней, психической идентификации, т. е. уподоб­ления с данной деятельностью, готовностью к слиянию с ней и к максимальной отдаче.

Включенность и адаптация. Следует иметь в виду отли­чие феномена включенности от социально-психологического ме­ханизма адаптации. Последний предполагает прежде всего перестройку системы поведения личности под влиянием требо­ваний, предъявляемых к ней условиями среды.

Включенность же характеризуется определенной степенью соответствия или несоответствия внутреннего, психического состояния, настроя личности в целом тем требованиям, кото­рые предъявляют ей конкретные условия протекания той или иной деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.