Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статус, понятие и структура деятельности в социальной психологии






 

Место феномена деятельности в ряду других категорий со­циальной психологии. Социальная психология деятельности рас­сматривается здесь с разных сторон — как феномен социальной психики человека и как понятие в ряду других категорий на­уки, как фактор социальной жизнедеятельности и как пробле­ма. Деятельность как социально-психологическое явление занимает особое место в науке. С одной стороны, наряду с ка­тегориями личность, общность и общение она имеет фундамен­тальный характер в структуре социально-психологического знания. Понятие деятельности характеризует активное начало в человеческой психике, во многом определяющее состояние и развитие как личности, так и общества [1]—[10].

С другой стороны, эта категория до сих пор не заняла подобающего ей места в системе социально-психологическо­го знания. Пока ни в одном учебнике по социальной психоло­гии нет раздела, который был бы посвящен феномену социальной психологии человеческой деятельности. Тем самым мы до сих пор имеем дело с социальной психологией недей­ствующего человека.

Такая ситуация не только не адекватна реальной роли и значимости феномена деятельности в социальной психологии, но и совершенно парадоксальна, поскольку одним из основных и приоритетных направлений и достижений отечественной психологической науки считается концепция культурно-историчес­кой обусловленности психической деятельности человека [11].

Вместе с тем такая ситуация, сложившаяся со статусом феномена деятельности, в социальной психологии не представ­ляется случайной. Она, на наш взгляд, отражает специфику традиций тоталитарной психологии, в силу которых предпоч­тение отдается скорее практике и концепции воздействия, вли­яния на человека, регуляции и контроля его поведения, нежели психологии его собственной деятельности, саморегуляции, са­моопределения и самоуправления.

Вследствие этого, в свою очередь, и в системе воспита­ния и обучения преобладали методы дидактики и вертикально­го, административного, а не горизонтального, партнерского общения. Активные же методы обучения, нацеленные прежде всего на развитие собственной психической деятельности лич­ности, на ее максимальное включение в деятельность и иници­ативу, получили развитие лишь в последнее десятилетие.

Понятие деятельности. Для того чтобы определить поня­тие деятельности, необходимо прежде всего сопоставить его с рядом других наиболее близких по смыслу понятий: поведение, действие, жизнедеятельность и др. Начнем с понятия действие, поскольку именно от него производна и категория психической деятельности.

В динамической структуре личности есть основание раз­личать две основные составляющие: ее психическое состояние и проявление последнего вовне (см. схему 8).

Действие есть активная форма поведения субъекта. Дей­ствие, в свою очередь, может быть как спонтанным, бессозна­тельно реактивным ответом на стимулирующее влияние внешних условий и обстоятельств, так и в высокой степени осознанным, целеустремленным, глубоко мотивированным и целесообразным проявлением активности.

Под деятельностью подразумевается характеристика це­ленаправленной и определенным образом мотивированной ак­тивности субъекта в различные интервалы времени.

Этим понятие деятельности отличается от слова действие, если оно означает реактивную, а не внутриличностно обуслов­ленную активность субъекта в ответ на стимулирующее влия­ние среды или складывающейся ситуации. Действие — это одноактная активность в данном, текущем интервале" времени (настоящем) в отличие от деятельности, которая включает так­же прошлое и будущее.

В свою очередь, как психическое состояние, так и поведение личности может рассматриваться не только с точки зрения их обыч­ности, нормативности или стандартности (стереотипности), но и, наоборот, со стороны своей необычности. В таком случае модель динамической структуры личности может быть дополнена соот­ветствующими альтернативными характеристиками состояния и поведения индивида. При этом как состояние, так и поведение личности может вылиться в три следующие основные формы от­клонения от их обычных проявлений: 1. Асоциальное (антисоци­альное). 2. Психически неадекватное, нездоровое, аномальное. 3. Инновационное (творческое). См. схему 8.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.