Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






От течения мысли к системе научного знания






 

Этапы перехода от течения мысли к системе научного зна­ния. Процесс перехода к складывающейся системе научного зна­ния осуществлялся через ряд последовательных этапов. В их числе основными, на наш взгляд, были следующие, связанные с определением:

— предмета исследования нового социально-психологи­ческого знания;

— статуса нового знания, его места в рамках сложившихся научных дисциплин;

— инструментального аппарата или методов теоретичес­кого и эмпирического исследования;

— экспериментальной и соответственно фактологической базы науки;

— методологии научного познания;

— задач и направлений общей социально-психологичес­кой теории;

— возможностей и путей развития прикладной социаль­ной психологии;

— структуры данной науки и ее функций как системы.

Пока трудно сколько-нибудь категорично говорить о вре­менных рамках каждого из этапов в процессе перехода от со­стояния социально-психологической мысли как течения к сложившейся системе научного знания.

Несмотря на наличие определенной последовательности в процессе прохождения каждого из названных выше этапов и даже относительной завершенности решаемых при этом задач, все же и до сих пор нельзя говорить о его полной законченности.

И сейчас продолжается уточнение предмета и статуса дан­ной науки, равно как ее методологии, методов исследования, общей теории и прикладных функций.

Вместе с тем заметно доминируют те стадии, которые свя­заны с формированием экспериментальных предпосылок и пе­рехода от традиций умозрительного, чисто теоретического к эмпирически верифицируемому опыту исследования (20-е годы XX века).

Бесспорно дальнейшее движение от увлеченности совер­шенствованием инструментальных методов исследования и на­коплением эмпирической базы к развертыванию функций прикладной социальной психологии (30—40-е годы) и от нее к новому осознанию значимости и необходимости развития об­щей социально-психологической теории (70-е годы XX века), опирающейся на богатый эмпирический базис и опыт приклад­ных разработок.

Однако при всей значимости названных этапов особое зна­чение имел переход от традиций умозрительного построения теории, характерных для XIX века, к новому опыту накопления и осмысления фактов на основе эмпирических исследова­ний в первой четверти XX века.

От умозрительного к экспериментально верифицируемому знанию. Наличие сложившегося и даже нарастающего интереса исследователей к явлениям групповой, коллективной и массо­вой психологии было достаточным признаком образования но­вого научного направления, но еще не давало оснований для признания его в качестве самостоятельной научной дисципли­ны. В числе атрибутов сложившейся науки обязательно наличие самостоятельного и отличного от других отраслей предмета ис­следования, развитых теоретических представлений и даже сис­темы накопленных знаний, средств их достижения и способов практического использования.

В рамках психологического направления, сложившегося в различных отраслях обществоведения во второй половине XIX века, не было недостатка в концептуальной составляющей на­учного знания. Тем более, что в числе пионеров этого направ­ления было немало публицистов, литераторов и лингвистов, имевших большой опыт писательской деятельности. Многооб­разие теоретических подходов и видения социально-психоло­гических явлений несло на себе печать беллетристической принадлежности.

Однако начало, точнее первая четверть XX века, ознаме­новалось крутым поворотом в умонастроении представителей как естествознания, так и обществоведения, когда на смену ув­лечению чисто теоретической, концептуальной стороной науки стал приходить быстро растущий интерес к фактической состав­ляющей приобретенного знания, к методам эмпирического ис­следования, особенно экспериментального. Наибольшую ценность в этой связи приобретали не умозрительные концепту­альные построения, квалифицируемые нередко как чистая бел­летристика, а факты, добытые в результате тщательного и разностороннего исследования. Именно это и становилось кри­терием научности и давало основания для констатации превращения социальной психологии из течения мысли в сложившуюся отрасль строгого знания.

К началу XX века как раз и относятся первые экспери­ментальные разработки в области групповой психологии, про­веденные В. М. Бехтеревым и М. В. Ланге в России, В. Меде в Германии и Ф. Олпортом в США. Их результаты позволили более определенно говорить как о специфике группового взаи­модействия людей, так и об особенностях самого предмета со­циальной психологии уже в качестве самостоятельной науки. В центре внимания теперь оказывался феномен группового по­ведения, а не " душа" народа или " дух времени" как наиболее популярные понятия во второй половине XIX века.

От увлечения эмпирическим материалом к новому витку более глубокого интереса к теории. Конечно эксперименталь­ный материал, говорившей о психологическом эффекте влия­ния группы на поведение отдельного индивида, еще не давал однозначного ответа на вопрос о предмете социальной психоло­гии. Целая полоса прошедших дискуссий и серия публикаций, появившихся в течение первой половины XX века, позволила более четко увидеть контуры нового социально-психологичес­кого знания. К 60—70-м годам XX века в целом складывается система социально-психологического знания как самостоятель­ной науки.

Именно к этому времени получают дальнейшее разви­тие уже на новой основе как социально-психологическая тео­рия, методология данной науки, так и сфера ее практического применения. Прикладная социальная психология производства и управления, рекламы и торговли, политическая и правовая психология, психология науки, психология пропаганды и ре­лигии — таков далеко не полный перечень тех разветвлений социальной психологии, которые стали интенсивно развивать­ся в этот период с последующим широким выходом в соци­альную практику.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.